СУД БОЖИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Суд Божий
Так переведено в Деян. 28: 4 слово «дике», обозначающее богиню возмездия, которая постепенно, но верно настигала преступника.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

«БОЖИЙ СУД»
род испытания огнем, водой и пр. s рабовладельческом и феодальном государствах, с помощью которого якобы устанавливалась истина.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

суд (Божий)
Деян 28.4)-так переведено слово «Дике», означавшее в греческом языке богиню возмездия или справедливости (здесь слово «Божий» набрано курсивом-см. Библия).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

БОЖИЙ СУД
в Средневековье испытания огнем, водой или поединком для вынесения судебного приговора. Б.с. применялся, как правило, в том случае, если обычные судебные средства не давали необходимых результатов. Формы Б.с. были довольно разнообразны: жребий, присяга, судебный поединок. С принятием христианства стали применяться такие формы Б. с, как испытание крестом, освященным хлебом, причастием и др. Сожжение и утопление – способы казни, применявшиеся к колдунам и еретикам.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Божий суд
в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнем, раскаленным железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные суд. средства не давали нужных результатов. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за нее мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Б.с.» лежит религ. представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII в., во Франции в XIII в.) «Б.с.» был заменен судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

"БОЖИЙ СУД"
лат. Dei iudicium), или ордалии, - в ср. века одна из процессуальных форм, заключавшаяся в том, что виновность лица устанавливалась не на основании вещественных доказательств, документов и т. д., а по результатам испытания, к-рому это лицо подвергалось. "Б. с." применялся, как правило, в том случае, если обычные суд. средства не давали необходимых результатов. Формы "Б. с." были довольно разнообразны: жребий, присяга, суд. поединок, ордалии (см. Ордалии) в узком смысле слова, привод убийцы к трупу убитого им человека и др. С принятием христианства стали применяться такие формы "Б. с", как испытание крестом, освященным хлебом, причастием (в отношении лиц духовного звания) и т. п. От "Б. с." можно было откупиться путем внесения штрафа, в пользу потерпевшего или казны, что создавало привилегии в суд. процессе для имущих. "Б. с." в ряде стран Зап. Европы сохранялся до сер. 18 в.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СУД БОЖИЙ
в христианской теологии и религиозном сознании неотвратимое наказание за грехи. Одна из главных тем средневекового искусства, литературы и фольклора. От возмездия не спасает ни звание, ни высокое положение. Например, предание о смерти Филиппа IV Красивого (1285–1314), виновного в расправе над тамплиерами, и рассказ о жестокой кончине Наваррского короля Карла Злого, который жестоко расправился с восставшими в 1358 г. крестьянами и надел на голову их вождя Гильома Каля железную раскаленную добела корону. Легенда о епископе Гаттоне повествует о каре за жадность. В голодные годы епископ не только отказал бедствующим, имея полные закрома зерна, но, чтобы избавиться от надоедливых просителей, собрал всех вместе, пообещав помощь, а потом безжалостно сжег их в запертом амбаре. И вскоре кара настигла епископа. Полчища голодных мышей загрызли епископа до костей. Классическим образцом возмездия являются девять кругов ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321), а также фреска «Страшный суд» Микеланджело (1475–1564).

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014