СУДЬБИНИН Серафим Николаевич
СУДЬБИНИН Серафим Николаевич
21.03.1867 (Нижний Новгород) 1.11.1944 (Париж). Скульптор и художник по керамике. Внук иконописца. В 1890-е был актером в провинции, в 1898-1904 - в МХТ; сыграл роль Сатина в пьесе М. Горького «На дне» и роль Петра в пьесе Л. Н. Толстого «Власть тьмы». Начал самостоятельно заниматься рисованием и скульптурой. В 1902 побывал в Париже и окончательно решил стать скульптором. С 1904 постоянно жил в Париже, до 1906 получал стипендию С. Т. Морозова. Занимался в студиях JI. С. Бернштейна-Синаева и Ж.-А. Энжалбера. С 1906 был учеником и помощником О. Родена. В 1900-10-е создал из мрамора и бронзы скульптурные портреты: К. С. Станиславский (1902), М. Горький (1904), Ф. И. Шаляпин (1907), А. Н. Скрябин (1908), JI. В. Собинов (1909), О. Роден (1910); фигуры: «Сатир» (1905), «Сатир и вакханка» (1905), «Гладиатор», «Мыслитель», «Юность» (1909); серию «Монстры» («Ярость», «Вожделение», «Довольство», «Ненасытность», «Гнев»; 1906-09). В 1913 выполнил для Императорского фарфорового завода в Петербурге статуэтки Т. П. Карсавиной, J1. В. Собинова, К. С. Станиславского в роли Штокмана, Анны Павловой в партиях Вакханки, Жизели и Лебедя. Участвовал в выставках: В пользу вспомогательного фонда при МОЛХ (М., 1901), МТХ (М., 1903), СРХ (СПб., М., 1906-16; член СРХ с 1906), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), Выставке русского искусства (Париж, Осенний салон, 1906), в русских отделах международных выставок в Венеции (1907), Мюнхене (1909) и Риме (1911). Выставлялся в парижских салонах: Осеннем (член салона с 1908) и Национального общества изящных искусств. С 1922 работал по американским заказам, приезжал в США. Исполнил серию парковых скульптур по контракту, подписанному министром финансов Мэллоном. Обращался к религиозной тематике, создавая деревянные скульптуры, стилизованные в духе ранней готики, с применением цветных лаков и позолоты. Увлекался керамикой Востока, создавал декоративные сосуды и фигурки животных. Посещал мастерскую Луи Деляшеналя при Севрской мануфактуре. Несколько работ были приобретены Музеем декоративных искусств в Париже и Музеем керамики в Севре. После революции участвовал в выставках русских художников в Венеции (в рамках XII Международного биеннале искусств, 1920), Париже (La Boetie и Осенний салон, 1921; La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Белграде (1930), Праге (1935), в выставке «Русский балет С. П. Дягилева» (Париж, 1939; скульптуры балерин). Провел персональные выставки в Нью-Йорке (Kingor, 1923), Париже (галерея на авеню Friedland, 31, 1934; галерея Charpentier, 1939) и Сан-Франциско (1935). Выставлялся в Осеннем салоне (1929, 1934, 1938). В годы II мировой войны его мастерская была полностью уничтожена при бомбардировке Парижа. В 1971 работы экспонировались на выставке «Искусство и гончарные производства во Франции от Огюста Родена до Р. Дюфи» в Музее керамики в Севре. В 1993 на аукционе в Версале состоялась распродажа его работ. Представлен в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ, музее МХАТ и других музеях России.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999