— стольник, дипломат конца XVII и начала ХVІII вв.; службу начал подьячим, в 1676—1692 гг. был дьяком в Севске, в 1695 г. отмечен дьяком же в Воронеже, а с 1697 по 1699 г. был посланником в Венеции, наконец в течение двух лет, 1700—1701 гг. — русским резидентом в Польше, что совпало со временем, когда русское правительство в своих сношениях с Варшавою обратило особенное внимание на положение православного населения в польских владениях. 8 марта 1700 г. С. получил от Петра І грамоту, в которой указывалось, что хотя одною из статей русско-польского мирного договора православным в Польше обеспечивается свободное исповедание своей религии, тем не менее "бискупы и иезуиты, и доминиканы, и прежние униаты, и шляхта" в Литве "православных разоряют, в унию насильно приводят, монастыри и церкви отнимают", чему и примеры приводятся. "И ты бы (Судейкин), — заканчивается грамота, — королевскому величеству, сенаторам, канцлеру и иных чинов ближним людям говорил, чтобы королевское величество, по должности договоров вечного мира, приказал... православных христиан в унию не обращать и умерших хоронить по древнему обыкновению, и впредь на такое неистовство дерзать заказал жестокими указами". На соответственные представления С. сенаторы отвечали обычной речью, что у них насильно в католичество никого не обращают, принимают же только тех, кто добровольно переходит. Когда же С. возразил, что не может быть слова о добровольном переходе, раз обращенные жалуются царю, сенаторы отговорились незнанием подобных случаев и обещали расследовать действия канцлера великого княжества Литовского, князя Радзивилла, на которого в грамоте Петра к С. делались определенные указания. В мае 1700 г. С. лично принял ряд устных жалоб от православных на гонения и утеснения со стороны католического духовенства, в среде которого в этом смысле особенно отличался епископ Иосиф Шумлянский, сам перешедший в унию и других к тому принуждавший. На основании собранных сведений С. составил "леряцыю" и отправил ее Петру. 23 мая к С. приехали номинат луцкой епископии архимандрит Дионисий Жебокрицкий, игумен Почаевского монастыря Иосиф Исаев и Бельского монастыря Сильвестр Тройцевич и объявили ему, что гонения на православных и понуждение их к унии стали невыносимы, и иного исхода, как заступничества русского царя, они не видят. С. обнадежил просителей заступничеством и тотчас выехал из Варшавы в Вильну, где в то время находился польский король. Там он услышал новые жалобы на притеснения поляков, которые, по словам жалобщиков (вполне подтвердившимся), упорствовавших в нежелании перейти в унию заковывали в цепи и сажали в тюрьмы. У литовского гетмана Сапеги С. настоял на освобождении заключенных, затем добился свидания с королем и выхлопотал у него указ никого не неволить в унию, отосланный к Радзивиллу, Сапеги и Шумлянскому. Тем не менее, было ясно, что королевский указ явился вынужденным, а потому и неискренним, что сознавал и С. Донося обо всем Петру, в заключение он писал: "По-видимому, все похлебствуют; а истины отнюдь нет, и желают, конечно, чтоб у них в Польше и Литве наше благочестие иссякло". Недоверие С. оправдалось в самом скором времени: уже в феврале 1701 г. обнаружилось, что королевские листы не доставили спокойствия галицким православным; к С. в Варшаву стали приходить львовские братчики "с великим плачем", что Шумлянский "гвалтом" отбирает у них церкви, а их самих понуждает к унии. С. снова выхлопотал им у Августа лист, но коронный великий канцлер, бискуп Перемышльский, отказался скрепить его коронною печатью. Связанное с Польшею союзным договором и общею борьбою против Карла XII, русское правительство не находило возможным делать решительные представления польскому. В таких обстоятельствах, когда к Польше нужно было относиться как к союзнику и в то же время не поступаться своими интересами, нужен был опытный и искусный дипломат, каким С., по-видимому, не считался, почему в середине 1701 г. был отозван и заменен ближним стольником ген.-адъют. кн. Г. Ф. Долгоруковым.
"Дополнение к Актам Историческим", т. IX, стр. 248. — Московский архив министерства иностранных дел, "Дела польские" за 1700—1701 гг. — С. M. Соловьев, "История России с древнейших времен", изд. т-ва "Общественная Польза", кн. III, стр. 1277—1280.
{Половцов}
Судейкин, Любим Сергеевич
посланник в Венецию 1697 г.
Прибавление: Судейкин, Любим Сергеев,
1695 г. был дьяком в Воронеже.{Половцов}