СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (Георгиевич)
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (Георгиевич)
19(7).03.1882 (С.-Петербург, по другим данным - Смоленск) 12.08.1946 (Найак, шт. Нью-Йорк, США). Живописец, график, сценофаф. Из дворян Смоленской губернии. Отец - помощник начальника Жандармского управления Петербурга, подполковник Георгий Порфирьевич Судейкин (1850-1883); убит народовольцами. В 1897-1909 учился в МУЖВЗ у К А. Коровина и В. А. Серова. В годы учебы сблизился с П. В. Кузнецовым, Н. Н. Сапуновым, А. А. Араповым, М. С. Сарьяном, Н. П. Крымовым и М. Ф. Ларионовым. В октябре 1902 был исключен с Ларионовым из МУЖВЗ на один год за показ на ученической выставке работ интимного характера. В 1907 женился на О. А. Глебовой. В 1909 поступил в С.-Петербургскую АХ, до ноября 1911 учился в мастерской Д. Н. Кардовского. Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Исполнил ряд портретов, в том числе портрет О. А. Глебовой в водевильной роли Путаницы (1909). В 1904 с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». В 1907 стал одним из организаторов московской выставки «Голубая роза». Участвовал в Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), выставках «Стефанос» (М., 1907/08), МТХ и СРХ (1905-10), «Мир искусства» (СПб., 1906, 1911-17; член-учредитель общества). Исполнил иллюстрации к драме М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), книгам М. А. Кузмина «Куранты любви» (М., 1912; совм. с Н. Феофилактовым), «Осенние озера» (М., 1912), «Венецианские безумцы» (М., 1915); сотрудничал в журнале «Весы» (1904-09; целиком оформил № 3 за 1907), «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда. Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу В. В. Маякова «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915). В 1912—13 работал по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха для «Русских сезонов » в Париже и оформил одноактный балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта. В 1910 сотрудничал в петербургском театре-клубе «Дом интермедий». В 1911 стал одним из организаторов художественно-артистического кабаре «Бродячая собака», исполнил для него настенную роспись по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера, декорировал праздничные вечера, маскарады и спектакли. В 1915-17 сотрудничал в кабаре «Привал комедиантов». Оформил к его открытию пантомиму «Шарф Ко553 ломбнны» А. Шницлера в постановке Мейерхольда и исполнил декоративные панно по мотивам произведений К. Гоцци. В феврале 1917 приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатомкарикатурой на Николая И «Слетайтесь, вольные птахи...». Летом 1917 уехал в Крым с Верой Артуровной де Боссе (В. А. Стравинская) и женился на ней. Работал по учету ценностей в национализированном Воронцовском дворце, участвовал в групповых выставках в Ялте. В 1919 перебрался в Тифлис. Вместе с художниками Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили декорировал литературное кафе «Химериони», вместе с С. А. Сориным - кафе «Ладья аргонавтов». Исполнил росписи фойе домашнего театра Туманишвили. Писал сцены из грузинской жизни, гротескно-символические картины: «Химера», «Дон Жуан» и др. Участвовал в выставке «Малый круг» в Тифлисе (1919). В 1920 из Батума добрался морем до Марселя и приехал в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой. Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства»: галерея La Boetie и Осенний салон, 1921) и Лондоне (Whitechapel, 1921). В сентябре 1922 приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в НьюЙорке. Оформил для Метрополитен-Опера балеты «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1929), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1931) и др. Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертсля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937—38; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe-Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934-35) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь». Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932). Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/28), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Похоронен на Бруклинском кладбище. В 1964 мемориальная выставка состоялась в галерее Nikoff в Нью-Йорке. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999