Род. 1882, ум. 1946. Живописец, график. Участник объединений художников "Голубая роза", "Мир искусства". Работал также как театральный художник. В 1920 г. эмигрировал.
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич
(7 марта 1882, Смоленск- 12 авг. 1946, Наяк под Нью-Йорком)— живописец, график, театральный художник. Род. в семье жандармского офицера полк. Г.П. Судейкина, убитого в дек. 1883 провокатором С. Дегаевым по заданию народовольцев. Учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909), Санкт- Петербургской Академии худ. (1909-11) у Д.Н. Кардаковского, К.А. Коровина и В.А. Серова. Карьеру нач. в студиях К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда и в театре В.Ф. Комиссаржевской в Санкт- Петербурге. Иллюстрировал журналы «Весы» (1904) и «Золотое руно» (1906-09), член худ. объединения «Голубая роза». Работы С. экспонировались на выставках Московского товарищества худ., Союза рус. худ. (1905-10) и др. Писал преимущественно в условно-декоративном и символико-аллегорич. стиле. В 1912 в Париже выполнял декорации для балетных постановок С.П. Дягилева. Участвовал в создании петербургских лит.-артистич. кабаре «Бродячая собака» (1911-15) и «Приют комедиантов» (1915-17).
Принял Февральскую революцию 1917. В 1917-19 — в Крыму, работал в Воронцовском дворце. С 1919 в Тифлисе, затем (1920) в эмиграции во Франц. В Париже сотруднич. с Н.Ф. Валиевым. В авг. 1922 приехал в Нью-Йорк. Писал декорации для балета «Фея кукол» для труппы Анны Павловой (1923). В 1924-31 работал в Метрополитенопера (Нью-Йорк), оформляя постановки произведений И. Ф. Стравинского — балета «Петрушка» (1924-25), оперы «Соловей» (1925-26), кантаты «Свадебка» (1929); Н.А. Римского Корсакова—«Садко» (1929) и др. выдающихся композиторов (Р. Вагнера, В.А. Моцарта, М.П. Мусоргского, А. Тома). Написал первые декорации для «Porgy and Bess» Дж. Гершвина и для ар- тистич. кабаре «Подвал падших ангелов». В лондонском театре Ковент Гарден оформил балет С.В. Рахманинова «Паганини» (1939-40). Сотруднич. с Дж. Баланчиным и др. деятелями искусства. В 40-х гг. открыл в Нью-Йорке кабаре «Привал комедианта». Кабаре было прекрасно расписано, но ком- мерч. успеха не имело. Своё худ. наследство завещал отправить в Россию, но большинство работ С. оказалось продано в частные руки. Родственники: жёны — Вера (урожд. Стравинская, во втором браке), Джин (урожд. Палмер, последняя жена).
Похоронен на Бруклинском кладбище.
Мемориальная выставка работ С. состоялась в Нью-Йорке в 1964.
С о ч. Две встречи с Врубелем // Врубель: Переписка. Воспоминания о худ. Л., 1976.
Лит. Боулт Д.Э., кн. Н.Д. Лобанов-Ростовский Н.Д. С.Ю. Судейкин // Худ. рус. театра. М., 1994. С. 251-256; Гофман И. Судейкин Сергей Юрьевич// РЗ. Золотая кн. эм. С. 615-617; Лобанов-Ростовский Н.Д. Сергей Юрьевич Судейкин // Записки РАГ в США (Нью-Йорк). 1994. Т. XXVI. С. 84-85; MartianoffN.N. Sergei Yurievich Soudeikine // Russian artists in America. 1933. P. 217; RaymondB., Jones D. Sudeikin Sergei//The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 203-204.
Принял Февральскую революцию 1917. В 1917-19 — в Крыму, работал в Воронцовском дворце. С 1919 в Тифлисе, затем (1920) в эмиграции во Франц. В Париже сотруднич. с Н.Ф. Валиевым. В авг. 1922 приехал в Нью-Йорк. Писал декорации для балета «Фея кукол» для труппы Анны Павловой (1923). В 1924-31 работал в Метрополитенопера (Нью-Йорк), оформляя постановки произведений И. Ф. Стравинского — балета «Петрушка» (1924-25), оперы «Соловей» (1925-26), кантаты «Свадебка» (1929); Н.А. Римского Корсакова—«Садко» (1929) и др. выдающихся композиторов (Р. Вагнера, В.А. Моцарта, М.П. Мусоргского, А. Тома). Написал первые декорации для «Porgy and Bess» Дж. Гершвина и для ар- тистич. кабаре «Подвал падших ангелов». В лондонском театре Ковент Гарден оформил балет С.В. Рахманинова «Паганини» (1939-40). Сотруднич. с Дж. Баланчиным и др. деятелями искусства. В 40-х гг. открыл в Нью-Йорке кабаре «Привал комедианта». Кабаре было прекрасно расписано, но ком- мерч. успеха не имело. Своё худ. наследство завещал отправить в Россию, но большинство работ С. оказалось продано в частные руки. Родственники: жёны — Вера (урожд. Стравинская, во втором браке), Джин (урожд. Палмер, последняя жена).
Похоронен на Бруклинском кладбище.
Мемориальная выставка работ С. состоялась в Нью-Йорке в 1964.
С о ч. Две встречи с Врубелем // Врубель: Переписка. Воспоминания о худ. Л., 1976.
Лит. Боулт Д.Э., кн. Н.Д. Лобанов-Ростовский Н.Д. С.Ю. Судейкин // Худ. рус. театра. М., 1994. С. 251-256; Гофман И. Судейкин Сергей Юрьевич// РЗ. Золотая кн. эм. С. 615-617; Лобанов-Ростовский Н.Д. Сергей Юрьевич Судейкин // Записки РАГ в США (Нью-Йорк). 1994. Т. XXVI. С. 84-85; MartianoffN.N. Sergei Yurievich Soudeikine // Russian artists in America. 1933. P. 217; RaymondB., Jones D. Sudeikin Sergei//The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 203-204.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич
7.3.1882, Петербург - 12.8.1946, Нью-Йорк) - живописец, график, театральный художник. Сын жандармского полковника, убитого в декабре 1883 по заданию народовольцев провокатором С.Дегаевым. В 1897-1909 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с П.Кузнецовым, П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым и др. («Кузнецовский кружок»). Вступал в конфликты с учителями-передвижниками: в 1902 исключался из училища на год. В 1909-11 совершенствовал мастерство рисунка в Академии художеств под руководством Д. Кардовского.
Самостоятельная творческая деятельность С. началась еще в пору ученичества. В начале 1900-х, по заказу С.Мамонтова, сыгравшего немалую роль в его судьбе, исполнил совместно с П.Кузнецовым декоративные росписи в одном из подмосковных имений. Тогда же оформил с Н.Сапуновым несколько постановок в оперной антрепризе Мамонтова, Газета «Курьер» выделила С. среди оформителей училищного вечера (1902), но сочла его «зараженным новыми художественными веяниями в их крайнем проявлении», имея в виду искания С. в духе символизма.
В 1905 был издан с иллюстрациями С. перевод М.Метерлинка «Смерть Тентажиля», после чего В.Мейерхольд пригласил С. и Сапунова оформить постановку пьесы в организованном им экспериментальном Театре-студии на Поварской. Возникновение Театра-студии С. воспринял очень заинтересованно. Он, как утверждал С.Маковский, «давно лелеял мечту о каком-то новом невиданном, чародейном метерлинковском театре». С.
деятельно участвовал в оформлении театра, декорировав фойе и одну из лестниц. Его эскизы к спектаклю «Смерть Тентажиля» отличались «прозрачной нежностью красок и таинственной расплывчатостью» (В.Соловьев). Оформление же С. другой метерлинковской пьесы - «Сестра Беатриса» (пост. Мейерхольда, театр В.Комиссаржевской, Петербург, 1906) - стало классикой русского театрального искусства начала XX в.
«Тут не было ничего случайного, - вспоминала актриса В.Веригина, - дивная гармония в сочетаниях тонов и линий, в строгой декорации на приближенной к зрителю сцене».
С. получил также известность как художник-график, оформитель книг. Он иллюстрировал журналы «Весы» (1904) и «Золотое руно» (1906-9). Его изысканные заставки, концовки, фронтисписы выявляют в нем тонкого мастера, находившегося в ту пору под обаянием творчества популярного тогда в России английского графика О.Бердсли. Однако прежде всего С.
оставался живописцем, наделенным ярким декоративным даром. Он был своеобразной фигурой среди художников объединения «Голубая роза».
Ранние работы С. («Эрот», 1905: «Ночной праздник», «Романтическое», «Пастораль», 1907) написаны коротким динамичным мазком, светлыми светоносными красками и, казалось бы, близки манере импрессионистической живописи, однако в них нет того реального мира, впечатления от которого передавали импрессионисты, нет ни предмета, ни солнца, ни реального пространства. Жизнь в ранних работах С.
светлая греза, его картины, писал А.Бенуа, это «какие-то дымы от зажженных курильниц с таинственными ароматами, это галлюцинации гашиша и эфира, убедительность несуществующего и неосуществимого».
Желание сделать живопись, подобно музыке, средством выражения эмоций отразилось в названиях работ С. («Вальс снежных хлопьев», «Ноктюрн», «Прелюд», «Каприччо»), в мотивах романтического балета как волшебства («Балетные пасторали»). Работы С. экспонировались на выставках «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников» (1905-10), на выставках «Голубой розы» (1907) и др.
Мироощущению С. была свойственна прежде всего театральность. Но если поначалу театр представлялся художнику воплощением мечты о красоте и гармонии, то позже возобладало «трагикомическое - клоунада, балаган, бурлеск» («Карусель», 1910; «Масленичное гулянье», 1910-е; «Петрушка», «Кукольный театр» и «Арлекинада», 1915). На этом этапе манера живописи С. заметно изменилась: краски стали плотнее и ярче, рисунок определеннее, композиции картин более четкими и построенными, художник стал проявлять интерес к предметному миру («Река», «Дорога», «Пастбище», «Вид на имение»), он обратился к жанру натюрморта, к портретированию. Однако и зрелое творчество С. оставалось условно-декоративным и символико-аллегорическим: натюрморты, составленные из искусственных цветов в декоративных вазах, статуэток саксонского фарфора на фоне красочных панно или зеркал, похожие на спектакли кукольного театра; портреты, герои которых (например, жена художника О.Глебова-Судейкина в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Беляева, 1909) напоминают сценические персонажи; пейзажи («Летний пейзаж», 1916; «Сельский Эрмитаж», 1914; «В Михайловском парке», 1915), представляющие плоские декоративные панно на темы галантного жанра XVIII - начала XIX вв.
Будучи активным членом содружества «Голубой розы», С. тем не менее тяготел и к мирискусничеству: «...он тоже художник мечты и стиля, мечты об улыбке прошлого, о милых подробностях не нашей, навеки отжитой, грациозно-призрачной жизни» (Маковский). Правда этот «ретроспективный сентиментализм» у С. исполнен двусмысленности, гротеска, сливается с эстетикой мещанского вкуса («Северный поэт», 1909; «Русская Венера»; «Жанровая сцена»). Творчество зрелого С.
противоречиво, парадоксально; в нем сосуществуют тяга к стилизации и одновременно тенденция к ее развенчанию, граничащая подчас с эпатажем. Средством снижения традиционно возвышенного служит художнику прием примитивизации.С. охотно обращался к лубку, к приемам и образам русского балаганного театра или итальянской комедии дель арте. Судейкинская примитивизация не столь остра и гротескна, как например у М.Ларионова, она более мягка, лирична и привносит в искусство художника момент озорства.
Сложившийся стиль С, определил и характер его театра, где излюбленными жанрами художника становились комедия и оперетта. На сцене С. создавал великолепное праздничное зрелище, которое, как правило, соединялось с элементами кафешантана или грубоватой примитивностью народной площадной комедии («Забава дев» М.Кузмина, петербургский Малый драматический театр, 1911; «Изнанка жизни» Х.Бенавенте, реж.А.Таиров, Русский драматический театр в Петербурге, 1912), В 1912 исполнил в Париже для С.Дягилева декорации к «Послеполуденному отдыху фавна» по эскизам Л.Бакста и к «Весне священной» по эскизам Н.Рериха. Постепенно судейкинское понимание театра выходило за рамки традиционных жанров, требовало иных форм, иных сцен. В «Доме интермедий» (1910-11) С. продолжал сотрудничество с Мейерхольдом. Участвовал в создании петербургских литературноартистических кабаре «Бродячая собака» (1911-15) и «Привал комедиантов» (1915-17).
К Февральской революции 1917 С. отнесся положительно (плакат-карикатура на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи...»).
Летом 1917 уехал со второй женой, В.А. де Боссе, в Крым, занимался учетом ценностей в Воронцовском дворце, где декорировал интерьеры, делал афиши, оформлял постановки пьес, творческие вечера, балы, маскарады, «капустники». Такой тип театра привлекал С. до конца жизни. С 1919 С. в Тифлисе: стал одним из устроителей кабачка «Химериони», расписал его «адскими и эротическими мотивами», изготовил для вечера поэта-футуриста В.Каменского афишу и 12 декоративных панно-ширм.
С 1920-в Париже, представил свои работы на выставках «Мир искусства» и на Осеннем салоне (1921), сблизился с Н.Болиевым и его театром «Летучая мышь» (занимался не только оформлением спектаклей, но определял сам характер деятельности театра). Оформил для труппы А.Павловой балеты «Фея кукол» И.Байера и «Спящая красавица» П.Чайковского.
В августе 1922 переехал в Нью-Йорк. Организовал вместе со своим другом, композитором С.Корона, кабаре «Подвал падших ангелов», в котором ставились остросовременные спектакли, такие как «Да-да» - «ядовитый бурлеск», представлявший направление дадаизм; «Мадонна» - по мотивам творчества Ш.Бодлера. Его приглашали для сотрудничества крупнейшие американские театры. В 1924-31 работал в «Metropolitan Opera», оформив около десятка постановок, в том числе оперы В.А.Моцарта («Волшебная флейта», 1926), А.Тома, Р.Вагнера («Летучий голландец», 1930), М.Мусоргского («Сорочинская ярмарка», 1931), Н.Римского-.Корсакова («Садко», 1929), И.Стравинского («Свадебка», 1929; «Соловей», 1925-26); но наиболее удачная и любимая работа - балет «Петрушка», в котором, по словам С., «жизнь должна быть сказкой, а сказка жизнью. Я думаю, что в моих декорациях я в этом успел» (1924-25).
В Лондонском театре «Covent Garden» оформил балет С.Рахманинова «Паганини» (1939-40), В балетных постановках сотрудничал с Дж.Баланчиным, Б.Нижинской, М.Мордкиным, М.Фоканым. В 1934-35 С.
привлекли в Голливуд для работы над постановкой фильма «Воскресенье» по роману Л.Толстого, Персональные выставки С. прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).
Станковые произведения, созданные в эмиграции, свидетельствуют о малоуспешном стремлении С. обогатить язык своего искусства («Моя жизнь», нач. 1940-х).
Похоронен на Бруклинском кладбище. Мемориальная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1964. Д.Бурлюк отмечал, что среди русских художников в Америке С. был «наружно самым русским».
Самостоятельная творческая деятельность С. началась еще в пору ученичества. В начале 1900-х, по заказу С.Мамонтова, сыгравшего немалую роль в его судьбе, исполнил совместно с П.Кузнецовым декоративные росписи в одном из подмосковных имений. Тогда же оформил с Н.Сапуновым несколько постановок в оперной антрепризе Мамонтова, Газета «Курьер» выделила С. среди оформителей училищного вечера (1902), но сочла его «зараженным новыми художественными веяниями в их крайнем проявлении», имея в виду искания С. в духе символизма.
В 1905 был издан с иллюстрациями С. перевод М.Метерлинка «Смерть Тентажиля», после чего В.Мейерхольд пригласил С. и Сапунова оформить постановку пьесы в организованном им экспериментальном Театре-студии на Поварской. Возникновение Театра-студии С. воспринял очень заинтересованно. Он, как утверждал С.Маковский, «давно лелеял мечту о каком-то новом невиданном, чародейном метерлинковском театре». С.
деятельно участвовал в оформлении театра, декорировав фойе и одну из лестниц. Его эскизы к спектаклю «Смерть Тентажиля» отличались «прозрачной нежностью красок и таинственной расплывчатостью» (В.Соловьев). Оформление же С. другой метерлинковской пьесы - «Сестра Беатриса» (пост. Мейерхольда, театр В.Комиссаржевской, Петербург, 1906) - стало классикой русского театрального искусства начала XX в.
«Тут не было ничего случайного, - вспоминала актриса В.Веригина, - дивная гармония в сочетаниях тонов и линий, в строгой декорации на приближенной к зрителю сцене».
С. получил также известность как художник-график, оформитель книг. Он иллюстрировал журналы «Весы» (1904) и «Золотое руно» (1906-9). Его изысканные заставки, концовки, фронтисписы выявляют в нем тонкого мастера, находившегося в ту пору под обаянием творчества популярного тогда в России английского графика О.Бердсли. Однако прежде всего С.
оставался живописцем, наделенным ярким декоративным даром. Он был своеобразной фигурой среди художников объединения «Голубая роза».
Ранние работы С. («Эрот», 1905: «Ночной праздник», «Романтическое», «Пастораль», 1907) написаны коротким динамичным мазком, светлыми светоносными красками и, казалось бы, близки манере импрессионистической живописи, однако в них нет того реального мира, впечатления от которого передавали импрессионисты, нет ни предмета, ни солнца, ни реального пространства. Жизнь в ранних работах С.
светлая греза, его картины, писал А.Бенуа, это «какие-то дымы от зажженных курильниц с таинственными ароматами, это галлюцинации гашиша и эфира, убедительность несуществующего и неосуществимого».
Желание сделать живопись, подобно музыке, средством выражения эмоций отразилось в названиях работ С. («Вальс снежных хлопьев», «Ноктюрн», «Прелюд», «Каприччо»), в мотивах романтического балета как волшебства («Балетные пасторали»). Работы С. экспонировались на выставках «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников» (1905-10), на выставках «Голубой розы» (1907) и др.
Мироощущению С. была свойственна прежде всего театральность. Но если поначалу театр представлялся художнику воплощением мечты о красоте и гармонии, то позже возобладало «трагикомическое - клоунада, балаган, бурлеск» («Карусель», 1910; «Масленичное гулянье», 1910-е; «Петрушка», «Кукольный театр» и «Арлекинада», 1915). На этом этапе манера живописи С. заметно изменилась: краски стали плотнее и ярче, рисунок определеннее, композиции картин более четкими и построенными, художник стал проявлять интерес к предметному миру («Река», «Дорога», «Пастбище», «Вид на имение»), он обратился к жанру натюрморта, к портретированию. Однако и зрелое творчество С. оставалось условно-декоративным и символико-аллегорическим: натюрморты, составленные из искусственных цветов в декоративных вазах, статуэток саксонского фарфора на фоне красочных панно или зеркал, похожие на спектакли кукольного театра; портреты, герои которых (например, жена художника О.Глебова-Судейкина в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Беляева, 1909) напоминают сценические персонажи; пейзажи («Летний пейзаж», 1916; «Сельский Эрмитаж», 1914; «В Михайловском парке», 1915), представляющие плоские декоративные панно на темы галантного жанра XVIII - начала XIX вв.
Будучи активным членом содружества «Голубой розы», С. тем не менее тяготел и к мирискусничеству: «...он тоже художник мечты и стиля, мечты об улыбке прошлого, о милых подробностях не нашей, навеки отжитой, грациозно-призрачной жизни» (Маковский). Правда этот «ретроспективный сентиментализм» у С. исполнен двусмысленности, гротеска, сливается с эстетикой мещанского вкуса («Северный поэт», 1909; «Русская Венера»; «Жанровая сцена»). Творчество зрелого С.
противоречиво, парадоксально; в нем сосуществуют тяга к стилизации и одновременно тенденция к ее развенчанию, граничащая подчас с эпатажем. Средством снижения традиционно возвышенного служит художнику прием примитивизации.С. охотно обращался к лубку, к приемам и образам русского балаганного театра или итальянской комедии дель арте. Судейкинская примитивизация не столь остра и гротескна, как например у М.Ларионова, она более мягка, лирична и привносит в искусство художника момент озорства.
Сложившийся стиль С, определил и характер его театра, где излюбленными жанрами художника становились комедия и оперетта. На сцене С. создавал великолепное праздничное зрелище, которое, как правило, соединялось с элементами кафешантана или грубоватой примитивностью народной площадной комедии («Забава дев» М.Кузмина, петербургский Малый драматический театр, 1911; «Изнанка жизни» Х.Бенавенте, реж.А.Таиров, Русский драматический театр в Петербурге, 1912), В 1912 исполнил в Париже для С.Дягилева декорации к «Послеполуденному отдыху фавна» по эскизам Л.Бакста и к «Весне священной» по эскизам Н.Рериха. Постепенно судейкинское понимание театра выходило за рамки традиционных жанров, требовало иных форм, иных сцен. В «Доме интермедий» (1910-11) С. продолжал сотрудничество с Мейерхольдом. Участвовал в создании петербургских литературноартистических кабаре «Бродячая собака» (1911-15) и «Привал комедиантов» (1915-17).
К Февральской революции 1917 С. отнесся положительно (плакат-карикатура на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи...»).
Летом 1917 уехал со второй женой, В.А. де Боссе, в Крым, занимался учетом ценностей в Воронцовском дворце, где декорировал интерьеры, делал афиши, оформлял постановки пьес, творческие вечера, балы, маскарады, «капустники». Такой тип театра привлекал С. до конца жизни. С 1919 С. в Тифлисе: стал одним из устроителей кабачка «Химериони», расписал его «адскими и эротическими мотивами», изготовил для вечера поэта-футуриста В.Каменского афишу и 12 декоративных панно-ширм.
С 1920-в Париже, представил свои работы на выставках «Мир искусства» и на Осеннем салоне (1921), сблизился с Н.Болиевым и его театром «Летучая мышь» (занимался не только оформлением спектаклей, но определял сам характер деятельности театра). Оформил для труппы А.Павловой балеты «Фея кукол» И.Байера и «Спящая красавица» П.Чайковского.
В августе 1922 переехал в Нью-Йорк. Организовал вместе со своим другом, композитором С.Корона, кабаре «Подвал падших ангелов», в котором ставились остросовременные спектакли, такие как «Да-да» - «ядовитый бурлеск», представлявший направление дадаизм; «Мадонна» - по мотивам творчества Ш.Бодлера. Его приглашали для сотрудничества крупнейшие американские театры. В 1924-31 работал в «Metropolitan Opera», оформив около десятка постановок, в том числе оперы В.А.Моцарта («Волшебная флейта», 1926), А.Тома, Р.Вагнера («Летучий голландец», 1930), М.Мусоргского («Сорочинская ярмарка», 1931), Н.Римского-.Корсакова («Садко», 1929), И.Стравинского («Свадебка», 1929; «Соловей», 1925-26); но наиболее удачная и любимая работа - балет «Петрушка», в котором, по словам С., «жизнь должна быть сказкой, а сказка жизнью. Я думаю, что в моих декорациях я в этом успел» (1924-25).
В Лондонском театре «Covent Garden» оформил балет С.Рахманинова «Паганини» (1939-40), В балетных постановках сотрудничал с Дж.Баланчиным, Б.Нижинской, М.Мордкиным, М.Фоканым. В 1934-35 С.
привлекли в Голливуд для работы над постановкой фильма «Воскресенье» по роману Л.Толстого, Персональные выставки С. прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).
Станковые произведения, созданные в эмиграции, свидетельствуют о малоуспешном стремлении С. обогатить язык своего искусства («Моя жизнь», нач. 1940-х).
Похоронен на Бруклинском кладбище. Мемориальная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1964. Д.Бурлюк отмечал, что среди русских художников в Америке С. был «наружно самым русским».
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции