Судковский (Руфим Гаврилович, 1850 - 1885) - живописец-пейзажист, учился сперва в очаковском духовном училище, а потом в одесской семинарии. Но его тянуло в совсем иную область. Постоянный вид моря с его чарующими эффектами поражал фантазию будущего художника, и он еще в эту пору пробовал воспроизводить их карандашом и кистью, с употреблением которых познакомился в рисовальной школе одесского общества любителей искусства. В 1868 г. Судковский поступил учеником в Императорскую Академию Художеств. Здесь пробыл он три года и получил в 1870 г. две серебряных медали, малую поощрительную и большую, после чего отправился на родину. Усердное писание этюдов на берегах Черного моря, а также поездка в 1874 г. в чужие края быстро подвинули Судковского вперед, развили его наблюдательность и улучшили технику. В 1877 г., за представленные в академию работы свои, он получил звание классного художника 2-й степени, а через два года после того был повышен в классные художники 1-й степени. Наконец, в 1882 г., академия присудила ему звание академика. Несмотря на кратковременность своей жизни, Судковский успел занять весьма видное место среди русских живописцев. Морские виды, для которых мотивы доставляли ему преимущественно побережья Очакова и Одессы, свидетельствуют о том, что он превосходно изучил подвижную стихию во всех отношениях; они с поразительной верностью передают ее покой и движение, ее прозрачность и безбрежность, приветливую игру в ней солнечных или лунных лучей в тихую погоду, ее суровость и грозное величие во время бури. Особенно удачными произведениями Судковского могут считаться: "Очаковская пристань" (находится в музее Александра III в Санкт-Петербурге), "Штиль" (там же), "Бурное море", "Затишье" (в галерее Третьяковых в Москве), "Буря близ Очакова" (1884), "Полдень на Очаковском берегу" (1883), "Ночью будет буря", "Кинбурнская коса после дождя", "Ловля сельдей" (1882) и "Днепровские гирла". Альбом фототипических снимков с избранных его картин издан Ф. Булгаковым (Санкт-Петербург, 1897).
Судковский Руфим Гаврилович
— выдающийся художник-маринист, академик, родился 7 апреля 1850 г. Сын священника Херсонской епархии и сам по желанию отца готовясь стать священником, С. соответственно этому и получил образование, учась сначала в Очаковском духовном училище, затем в Одесской духовной семинарии. Но священническая деятельность вскоре перестала его привлекать. Уже в детские годы начали обнаруживаться в нем способности к рисованию, а в юношеском возрасте, особенно во время пребывания в Одессе, под впечатлением видов южного моря с его чарующими красотами в нем окончательно проснулся художник, и он сделался одним из самых ревностных посетителей рисовальной школы Одесского общества любителей искусства. Ознакомившись основательно с употреблением карандаша и кисти, С. с жаром стал рисовать с натуры и уже в этих юношеских работах обнаружил несомненный талант и преимущественную любовь к морским сюжетам. В 1868 г. он, не кончив курса, вышел из семинарии и отправился в Петербург, где был принят учеником в академию художеств. В последней пробыл 3 года, причем его пейзажные этюды на заданные темы были отличены большою и малою серебряными медалями (1870 г.). В 1871 г. С. возвратился на родину (в Очаков) и энергично занялся этюдами берегов Черного моря. Картины первых лет его пребывания в Очакове носят явные следы подражания разным мастерам; в них мало оригинально-творческих элементов, как в композиции рисунка, так и в отношении его выполнения, почему даже лучшие из этих опытов, принятые разными петербургскими выставками, остались, вполне естественно, незамеченными и публикой, и критикой. Но непрестанная и усердная работа С. над своим дарованием, строгая самокритика и особенно поездка в 1874 г. за границу значительно усовершенствовали технику его кисти и развили его наблюдательность. Картины его на академической выставке 1877 г. представляли уже решительный шаг вперед в сравнении с прежними опытами, обнаружив в авторе несомненный крупный талант и умение выразить его, и академия художеств нашла вполне возможным присудить С. за них звание художника 2-й степени, хотя им и не был сдан необходимый для этого специальный экзамен по общим предметам: "в знак особого исключения и не в пример другим" — было мотивировано академией это присуждение. Два года спустя С. получил звание классного художника 1-й степени. В это же время начинает расти его известность и в широких кругах, чему особенно способствовали устроенные им в 1880 и 1881 гг. в Одессе две выставки собственных картин. Наконец, три выставки его работ в Петербурге (1882, 1883 и 1884 гг.; первая вместе с Ю. Ю. Клевером) окончательно упрочили его известность как выдающегося художника-мариниста, а одна из замечательнейших его картин — "Буря близ Очакова", экспонированная в 1882 г. на выставке "Общества художественных выставок", доставила ему звание академика. На этих выставках С. явился уже вполне определившимся художником, настоящим мастером, способным передавать красками самые неуловимые движения волн, самую причудливую игру света на воде. Водную стихию он изучил во всех отношениях и с поразительной художественной верностью умел передавать ее покой, ее прозрачность, ее безбрежность, игру в ней солнечных и лунных лучей в тихую погоду, грозное величие ее в бурю. С. занял выдающееся место в ряду русских художников. Бесспорный талант и серьезная непрестанная работа над ним обещали С. славную будущность, но преждевременная смерть его не дала осуществиться этим ожиданиями: он умер 4 февраля 1885 г. от тифа, в возрасте менее 35 лет, в расцвете сил, не завершившись окончательно как художник, не успев осуществить надежд, которые возлагались на его талант. В год смерти С. друзьями его была устроена посмертная выставка его произведений.
Общее число картин С. весьма значительно, особенно если принять во внимание непродолжительность его художественной карьеры. Лучшими из них считаются: "Очаковская пристань" (находится в музее Императора Александра III), "Штиль" (там же), "Дарьяльское ущелье" (там же), "Ночь", "Прозрачная вода", "Бурное море", "Затишье" (в Третьяковской галерее), "Буря близ Очакова", "Полдень", "Рассвет до восхода солнца", "Ночью будет буря", "Кинбурнская коса после дождя", "Днепровские гирла", "Ловля сельдей", "Бой Весты с турецким монитором". Из менее значительных работ назовем: "Березанский залив", "На Финском заливе", "Лиман", "Тихий день", "Девятый вал", "Одесский мол", "Буря у Одессы", "Перед грозой", "Перед бурей", "Морской берег", "Волна", "Бурный прибой" и др. Были у С. карандашные и акварельные работы, но они стоят значительно ниже его картин масляными красками.
Ф. И. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и этюды академика Ρ. Γ. Судковского", СПб., 1897 г. (приложена краткая биография и подробный список картин, бывших на разных выставках). — Его же, "Наши художники (живописцы, скульпторы, мозаисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия", СПб., 1889—1890 гг. — "Художественные Новости", 1885 г., № 4, стр. 116—118; № 5, стр. 136—138 ("Корреспонденция из Одессы"). — Я. П. Полонский, "О картинах Ρ. Γ. Судковского", "Нива", 1885 г., № 50. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", М., 1899—1903 г. — А. Бенуа, "История русской живописи", СПб., 1901—1902 г., ч. II, стр. 201. — "Р. Г. Судковский, академик пейзажной живописи", "Всемирная Иллюстрация", 1885 г., № 842. — "Каталог художественного отдела Русского музея Императора Александра III", СПб., 1899 г. — Энциклопедические словари Брокгауза-Ефрона, бр. Гранат и т-ва "Просвещение", s. v. — Некрологи: "Новое Время", 1885 г., № 3213. — "Новости", 1885 г., № 36—"Нива", 1885 г., № 10. — "Русский календарь" А. С. Суворина на 1886 г.
{Половцов}
Судковский, Руфим Гаврилович
(1850—1885) — живописец-пейзажист; учился сперва в Очаковском духовном училище, а потом в Одесской семинарии. Но его тянуло в совсем иную область. Постоянный вид моря с его чарующими эффектами поражал фантазию будущего художника, и он еще в эту пору пробовал воспроизводить их карандашом и кистью, с употреблением которых познакомился в рисовальной школе Одесского общества любителей искусства. В 1868 г. С. поступил учеником в Имп. академию художеств. Здесь пробыл он три года и получил в 1870 г. две серебр. мед., малую поощрительную и большую, после чего отправился на родину. Усердное писание этюдов на берегах Черного моря, а также поездка в 1874 г. в чужие края быстро подвинули С. вперед, развили его наблюдательность и улучшили технику. В 1877 г. за представленные в Академию работы свои он получил звание классн. художника 2-й степени, а через два года после того был повышен в классн. художники 1-й степени. Наконец в 1882 г. Академия присудила ему звание академика. Несмотря на кратковременность своей жизни, С. успел занять весьма видное место среди русских живописцев. Морские виды, для которых мотивы доставляли ему преимущественно побережья Очакова и Одессы, свидетельствуют о том, что он превосходно изучил подвижную стихию во всех отношениях; они с поразительною верностью передают ее покой и движения, ее прозрачность и безбрежность, приветливую игру в ней солнечных или лунных лучей в тихую погоду, ее суровость и грозное величие во время бури. Особенно удачными произведениями С. могут считаться: "Очаковская пристань" (наход. в Музее Александра III в СПб.), "Штиль" (там же), "Бурное море", "Затишье" (в гал. Третьяковых в Москве), "Буря близ Очакова" (1884), "Полдень на Очаковском берегу" (1883), "Ночью будет буря", "Кинбурнская коса после дождя", "Ловля сельдей" (1882) и "Днепровские гирла". Альбом фототипических снимков с избранных его картин издан Ф. Булгаковым (СПб., 1897).
{Брокгауз}