СУДОХОДСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУДОХОДСТВО
древнейш. мореплават. слыли финикийцы, к-рые задолго до греков, торгуя с др. народами, достигали отдаленнейших побережий Средиземного м. вплоть до Гибралтарского прол., атлантич. побережья Европы до Британии (на С.) и до побережья Африки (на Ю.). Упомин. о еще более древ. крито-микенском С. в греко-эгейском ареале встреч. в сказании о мор. владыч. критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера. Описания мор. путешествий свидет. о раннем развитии С. у греков. На своих судах они бороздили моря как на 3. (Одиссей, греч. колонии на Сицилии, в Италии, на Ю. Галлии и в Вост. Испании), так и на В., в Черном м. (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греч. вазах часто изображ. корабли. В 4 в. до н.э. экспедицию в сев. страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Все это способств. развитию С. от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски на Тирренском м., назв. так в их честь. Постепенно римляне завоев. владыч. на всем Средиземном м.; крупными базами рим. воен. флота во времена Империи были Мисена на зап. и Равенна на вост. побережье Италии. Компас был неизв., ночью ориентир. в осн. по звездам. Зимой из-за ненастий С. практич. замирало. Большим бедствием для моряков были встречи с мор. разбойниками, против к-рых под руковод. Помпея пришлось вести наст. войну. Опасными разбойниками были, напр., иллирийцы, либурны, жившие по берегам Далмации. Наряду с мор. С. было развито С. на внутр. водах, особенно во времена Рим. империи. Римляне держали на погранич. реках, таких как Рейн и Дунай, военномор. части для защиты границ Империи.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Судоходство
Древнейшими мореплавателями слыли финикийцы, которые задолго до греков, торгуя с друтими народами, достигали отдаленнейших побережий Средиземного м. вплоть до Гибралтарского прол. . атлантич. побережья Европы до Британии (на С.) и до побережья Африки (на Ю.). Упоминания о еще более др крито-микенском С. в греко-эгейском ареале встречаются в сказании о мор. владычестве критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера. Описания мор. путешествий свидетельствуют о раннем развитии С. у греков. На своих судах они бороздили моря как на 3. (Одиссей, греч. колонии на Сицилии, в Италии, на Ю. Галлии и в Вост. Испании), так и на В., в Черном м. (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греч. вазах часто изображались корабли. В 4 в. до н. э. экспедицию в сев. страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Все это способствовало развитию С от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски (греч. Tyrrhenoi) на Тирренском м., названном так в их честь. Постепенно римляне завоевали владычество на всем Средиземном м; крупными базами рим. военного флота во времена Империи были Мисена та зап. и Равенна на вост. побережье Италии. Компас был неизвестен, ночью ориентировались в осн. то звездам. Зимой из-за ненастий С. практически замирало. Большим бедствием для моряков были зстречи с мор. разбойниками, против которых под руководством Помпея пришлось вести наст, войну. Опасными разбойниками были, например, иллирийцы, тибурны, жившие по берегам Далмации. Наряду с мор. С. было развито С. на внутр. водах, особенно зо времена Римской империи. Римляне держали на тограничных реках, таких, как Рейн и Дунай, военно-мор. части для защиты границ Империи.

Источник: Словарь античности. 1989

СУДОХОДСТВО
в пределах Пенз. обл. ограничено в связи с тем, что реки Сура, Хопер, Мокша и др. на ее терр. относятся к разряду малых рек. Судоходство на реках Пенз. края было освоено еще в период средневековья. В 13 в. по р. Мокше сплавлялись материалы (камень, строевой лес) для стр-ва улусного города Мохши (на терр. совр. Наровчата). В кон. 17 в. по рекам Пенз. края осуществлялся сплав мачтовых бревен из заповедных Пенз. лесов на Воронежскую верфь для стр-ва первых судов росс. флота. Интенсивное С. по Суре и Мокше и в наименьшей степени по Инзе и Тешнярю получило развитие в 18 в. Сура от Пензы до Васильсурска была сплавно-судоходной: с верховьев до Пензы – сплавной, от Пензы до Волги – судоходной. До стр-ва в Пенз. крае системы ж. д. Сура служила проводником товаров и сырья. Для стр-ва в Пенз. и степных уездах Пенз. края с верховья Суры лес пригонялся плотами. В 1786 по Суре до Чирковской пристани совершила путешествие личная флотилия князя А. Б. Куракина. При слиянии рек Пензы и Суры находилась пристань (в 1851 ее обслуживали 1539 рабочих), к к-рой примыкали лесопильные з-ды, мельницы купца Пенз. В. Сергеева, складские амбары купцов А. Н. Муравьева и Ненюковых. Кроме Пензенской на Суре существовали Вазерская, Екатерининская, Шукшинская и др. пристани. Для обеспечения судоходства на Суре купец А. Н. Муравьев построил в Проказне Мокш. у. канатную фабрику. В кон. 17 в. в Пенз. крае существовало корабельное дело. В 18 в. в Пенз. в лесных дачах сел Труево, Сюзюм, Чаадаевка, Павло-Куракино делались плоскодонные суда длиной от 16 до 18 саженей, шириной по днищу от 13 до 14 аршин, высотой до 4 аршин, а также малые суда (полубарки). В 1801 у Новодрагунской слободы Пензы, на Саксонском протоке Суры, отведено купцу И. О. Дерусселю место для постройки судов. К сер. 19 в. изготавливались спец. суда, называемые «суряками». Этот тип судов получил широкое распространение в Пенз. и Вятской губерниях. Их длина достигала 60 сажен, грузоподъемность 25 тыс. пудов. «суряки» загружались преимущественно хлебом и спиртом, двигались по течению реки самостоятельно и назывались поэтому сплавными. В 1830 стоимость «Суряка» составляла 3000 руб. На Пенз. верфи производились и барки длиной до 72 саж., грузоподъемностью до 1500 пудов. Ежегодно Пенз. верфь спускала на воду 16 судов различной конструкции. В 1847 кол-во сплавленного товара по Суре составляло 2122800 пудов, в 1857 – 2007738. По Мокше в 1847 было сплавлено 44585 пудов, в 1857 – 1277000. В 1859–62 ежегодно в среднем сплавлялось по 4396078 пудов грузов (хлеба и спирта – 3697809 пудов, конопляного семени 227179, сала 96090, поташа 122332). В 1874 по Суре перевезено 8000000 пудов. Организованное С. на Суре вели частные пароходства: купца Попова (с 1874), Кожебякина (1880-е – 1897), Булычева (1888), Торгового дома «Братья Таланцевы» (1903–17). В составе последнего пароходства были пассажирские суда «Перекат», двухпалубная «Чайка», на к-рых в 1912 перевезено 11340, в 1913 – 11555 пассажиров. В числе товаро-пассажирских сурских пароходов известны: «Ошибка» (построен в 1868 на з-де Дюренна во Франции, грузоподъемность 8,19 т), «Неожиданный» (построен в 1876 на з-де Гакса во Франции, грузоподъемность 29,484 т), «Алатырь» (построен в 1884 на з-де Струве в Коломне, грузоподъемность 819 т), «Сормово» (построен в 1897 в Сормове, грузоподъемность 2457 т), «Чайка» (построен на з-де Облаева в Городище). Активное С. в Пенз. губ. завершилось в кон. 19 в., когда Пенз. край получил ж.-д. выход во все регионы России. Однако лесосплав продолжался и в нач. 20 в. до 1930-х гг. для снабжения сырьем бумажной ф-ки «Маяк революции» и возобновился в годы Вел. Отеч. войны, по Суре в Пенз. доставлялся лес для отапливания госпиталей, детских и школьных учреждений. Частично С. на Суре восстановлено после стр-ва водорегулирующей плотины в Пенз. в 1980 (см. Транспорт речной). Лит: Описание путешествия в 1786 г. Александра Борисовича Куракина вниз по Суре. СПб., 1793; Материалы для географии и статистики России. Ч. 1; Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы //Труды ПУАК. Кн. 2; О коренном устье реки Пензы и протоке из Калашного затона р. Суры в р. Пензу; об озерах, мостах и судоходстве по р. Суре //Труды ПУАК. Кн. 3; Пароходство Волжского бассейна за 20-летие (с 1884 по 1909); Статист. материал, обработанный по данным МПС. М., 1913; Тюстин А. В. Пензенское торгово-промышленное предпринимательство в системе межрегиональных и внешнеэкономических отношений //Земство. 1995. № 4; Алексушин Г. В. Пароходство на Суре //Сура. 1996. № 1; Тюстин А. Сурская навигация //МЛ. 1997. 20 нояб. А. В. Тюстин, А. И. Фомин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Паровое судоходство на Байкале в последней четверти xix в

Распопина Алена Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Судоходство по великой сибирской реке

Распопина Алена Александровна
Рецензируется монография С.В. Гузенкова «Судоходство Лено-Витимского бассейна (60-е гг. XIX в. 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Торговое судоходство в Воронежской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Ливенцев Дмитрий Вячеславович
Статья рассматривает организацию торгового судоходства в Воронежской губернии во второй половине XIX начале ХХ вв. Кроме того, уделяется внимание экономической и социальной истории Воронежской губернии
Читать PDF
0.00 байт

Система речного судоходства и обучение кадров для речного и морского флота в крупных городах Нижнего

Таркова Радмила Анатольевна
Работа водного транспорта в указанный промежуток времени рассматривается как единая целостная динамичная система, все компоненты которой соподчинены и взаимосвязаны.
Читать PDF
0.00 байт

Становление судоходства на реке Лене

Казарян Павел Левонович
В 2009 г. исполнилось 380 лет с начала становления судоходства на одной из крупнейших рек мира сибирской реке Лене. Рассмотрена проблема становления судоходства в бассейне реки Лены.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние карантинных мероприятий на состояние русско-восточной торговли и торгового судоходства в Кас

Торопицын Илья Васильевич
Статья посвящена проблеме влияния эпидемий на состояние русско-восточной торговли и судоходства в бассейне Каспийского моря во второй четверти XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Организация судоходства по реке Ангаре как одна из сфер предпринимательской деятельности А. М. Сибир

Дикун Александр Сергеевич
Статья посвящена выявлению роли купца-предпринимателя Александра Михайловича Сибирякова (1849-1933) в организации судоходства по реке Ангаре.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние съездов судовладельцев на развитие судоходства в бассейне реки Амур (конец XIX - начало XX в

Надорожная Мария Валерьевна
Статья посвящена влиянию съезда судовладельцев на развитие судоходства в бассейне реки Амур в дореволюционный период.
Читать PDF
0.00 байт

Проект судоходства по реке Сейм в 30-е годы ХIХ В. (на материалах Курской губернии)

Сахаров А.В.
Статья посвящена рассмотрению особенностей финансирования и использования полученных средств Комитетом по приведению реки Сейм в судоходное состояние по проекту щигровского помещика М. Пузанова.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие морского и речного судостроительства и судоходства в Австрии во второй половине XIX - начал

Чернов Михаил Сергеевич
В статье рассматриваются условия, влияющие на развитие судоходства и судостроения, анализируются радикальные изменения в структуре торгового флота Австрии: влияние пароходного флота, соотношения морского и речного судоходства, рол
Читать PDF
0.00 байт

Роль «Дальстроя» в развитии речного судоходства на северо-востоке (1930-1950 годы)

Бродкин М.С.
Статья освещает деятельность Всесоюзного треста Дальстрой направленную на транспортное освоение малоизученных рек Северо-Востока России. 1930-1950 гг.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу сохранения и консервации памятников судоходства

Березин А.А.
Приводимый материал освещает современные методы поиска, идентификации и консервации подводно-археологических памятников судоходства внутренних водных путей России.
Читать PDF
0.00 байт

Владивостокский морской порт и положение русского морского судоходства на Дальнем Востоке в период с

Курбенков Валерий Анатольевич
Показана деятельность Владивостокского порта в период с 1905 по 1914 г.
Читать PDF
0.00 байт

Участники торгового судоходства в Воронежской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв

Ливенцев Дмитрий Вячеславович
Статья рассматривает социальную историю торгового судоходства в Воронежской губернии во второй половине XIX начале ХХ вв. Кроме того, уделяется внимание экономической и социальной истории Воронежской губернии.
Читать PDF
0.00 байт

Резолюция круглого стола «Реконструкция традиционного судостроения и судоходства в России»

Похожие термины:

  • Паровое судоходство

    Возникновение парового судоходства относится к последним десятилетиям XVIII в., когда изобретатели во многих странах Запада разрабатывали проекты первых паровых судов, имевших в качестве рабочего
  • КОНВЕНЦИЯ О СУДОХОДСТВЕ в ТИХОМ ОКЕАНЕ 1824

    соглашение между Россией и США, определявшее границы русских владений в Северной Америке, а также правила судоходства и рыбной ловли в прибрежных районах Тихого океана. Правительство России, нато