СУДОХОДСТВО
СУДОХОДСТВО
древнейш. мореплават. слыли финикийцы, к-рые задолго до греков, торгуя с др. народами, достигали отдаленнейших побережий Средиземного м. вплоть до Гибралтарского прол., атлантич. побережья Европы до Британии (на С.) и до побережья Африки (на Ю.). Упомин. о еще более древ. крито-микенском С. в греко-эгейском ареале встреч. в сказании о мор. владыч. критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера. Описания мор. путешествий свидет. о раннем развитии С. у греков. На своих судах они бороздили моря как на 3. (Одиссей, греч. колонии на Сицилии, в Италии, на Ю. Галлии и в Вост. Испании), так и на В., в Черном м. (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греч. вазах часто изображ. корабли. В 4 в. до н.э. экспедицию в сев. страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Все это способств. развитию С. от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски на Тирренском м., назв. так в их честь. Постепенно римляне завоев. владыч. на всем Средиземном м.; крупными базами рим. воен. флота во времена Империи были Мисена на зап. и Равенна на вост. побережье Италии. Компас был неизв., ночью ориентир. в осн. по звездам. Зимой из-за ненастий С. практич. замирало. Большим бедствием для моряков были встречи с мор. разбойниками, против к-рых под руковод. Помпея пришлось вести наст. войну. Опасными разбойниками были, напр., иллирийцы, либурны, жившие по берегам Далмации. Наряду с мор. С. было развито С. на внутр. водах, особенно во времена Рим. империи. Римляне держали на погранич. реках, таких как Рейн и Дунай, военномор. части для защиты границ Империи.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Судоходство
Древнейшими мореплавателями слыли финикийцы, которые задолго до греков, торгуя с друтими народами, достигали отдаленнейших побережий Средиземного м. вплоть до Гибралтарского прол. . атлантич. побережья Европы до Британии (на С.) и до побережья Африки (на Ю.). Упоминания о еще более др крито-микенском С. в греко-эгейском ареале встречаются в сказании о мор. владычестве критского царя Миноса, а также в эпосах Гомера. Описания мор. путешествий свидетельствуют о раннем развитии С. у греков. На своих судах они бороздили моря как на 3. (Одиссей, греч. колонии на Сицилии, в Италии, на Ю. Галлии и в Вост. Испании), так и на В., в Черном м. (сказания об аргонавтах, милетская колонизация). На старинных греч. вазах часто изображались корабли. В 4 в. до н. э. экспедицию в сев. страны до Британии и дальше предпринял Пифей из Массалии, а в эпоху эллинизма Гиппал открыл муссоны. Все это способствовало развитию С от Африки к Индии. В Италии, задолго до римлян, большую роль играли этруски (греч. Tyrrhenoi) на Тирренском м., названном так в их честь. Постепенно римляне завоевали владычество на всем Средиземном м; крупными базами рим. военного флота во времена Империи были Мисена та зап. и Равенна на вост. побережье Италии. Компас был неизвестен, ночью ориентировались в осн. то звездам. Зимой из-за ненастий С. практически замирало. Большим бедствием для моряков были зстречи с мор. разбойниками, против которых под руководством Помпея пришлось вести наст, войну. Опасными разбойниками были, например, иллирийцы, тибурны, жившие по берегам Далмации. Наряду с мор. С. было развито С. на внутр. водах, особенно зо времена Римской империи. Римляне держали на тограничных реках, таких, как Рейн и Дунай, военно-мор. части для защиты границ Империи.
Источник: Словарь античности. 1989
СУДОХОДСТВО
в пределах Пенз. обл. ограничено в связи с тем, что реки Сура, Хопер, Мокша и др. на ее терр. относятся к разряду малых рек. Судоходство на реках Пенз. края было освоено еще в период средневековья. В 13 в. по р. Мокше сплавлялись материалы (камень, строевой лес) для стр-ва улусного города Мохши (на терр. совр. Наровчата). В кон. 17 в. по рекам Пенз. края осуществлялся сплав мачтовых бревен из заповедных Пенз. лесов на Воронежскую верфь для стр-ва первых судов росс. флота. Интенсивное С. по Суре и Мокше и в наименьшей степени по Инзе и Тешнярю получило развитие в 18 в. Сура от Пензы до Васильсурска была сплавно-судоходной: с верховьев до Пензы – сплавной, от Пензы до Волги – судоходной. До стр-ва в Пенз. крае системы ж. д. Сура служила проводником товаров и сырья. Для стр-ва в Пенз. и степных уездах Пенз. края с верховья Суры лес пригонялся плотами. В 1786 по Суре до Чирковской пристани совершила путешествие личная флотилия князя А. Б. Куракина. При слиянии рек Пензы и Суры находилась пристань (в 1851 ее обслуживали 1539 рабочих), к к-рой примыкали лесопильные з-ды, мельницы купца Пенз. В. Сергеева, складские амбары купцов А. Н. Муравьева и Ненюковых. Кроме Пензенской на Суре существовали Вазерская, Екатерининская, Шукшинская и др. пристани. Для обеспечения судоходства на Суре купец А. Н. Муравьев построил в Проказне Мокш. у. канатную фабрику. В кон. 17 в. в Пенз. крае существовало корабельное дело. В 18 в. в Пенз. в лесных дачах сел Труево, Сюзюм, Чаадаевка, Павло-Куракино делались плоскодонные суда длиной от 16 до 18 саженей, шириной по днищу от 13 до 14 аршин, высотой до 4 аршин, а также малые суда (полубарки). В 1801 у Новодрагунской слободы Пензы, на Саксонском протоке Суры, отведено купцу И. О. Дерусселю место для постройки судов. К сер. 19 в. изготавливались спец. суда, называемые «суряками». Этот тип судов получил широкое распространение в Пенз. и Вятской губерниях. Их длина достигала 60 сажен, грузоподъемность 25 тыс. пудов. «суряки» загружались преимущественно хлебом и спиртом, двигались по течению реки самостоятельно и назывались поэтому сплавными. В 1830 стоимость «Суряка» составляла 3000 руб. На Пенз. верфи производились и барки длиной до 72 саж., грузоподъемностью до 1500 пудов. Ежегодно Пенз. верфь спускала на воду 16 судов различной конструкции. В 1847 кол-во сплавленного товара по Суре составляло 2122800 пудов, в 1857 – 2007738. По Мокше в 1847 было сплавлено 44585 пудов, в 1857 – 1277000. В 1859–62 ежегодно в среднем сплавлялось по 4396078 пудов грузов (хлеба и спирта – 3697809 пудов, конопляного семени 227179, сала 96090, поташа 122332). В 1874 по Суре перевезено 8000000 пудов. Организованное С. на Суре вели частные пароходства: купца Попова (с 1874), Кожебякина (1880-е – 1897), Булычева (1888), Торгового дома «Братья Таланцевы» (1903–17). В составе последнего пароходства были пассажирские суда «Перекат», двухпалубная «Чайка», на к-рых в 1912 перевезено 11340, в 1913 – 11555 пассажиров. В числе товаро-пассажирских сурских пароходов известны: «Ошибка» (построен в 1868 на з-де Дюренна во Франции, грузоподъемность 8,19 т), «Неожиданный» (построен в 1876 на з-де Гакса во Франции, грузоподъемность 29,484 т), «Алатырь» (построен в 1884 на з-де Струве в Коломне, грузоподъемность 819 т), «Сормово» (построен в 1897 в Сормове, грузоподъемность 2457 т), «Чайка» (построен на з-де Облаева в Городище). Активное С. в Пенз. губ. завершилось в кон. 19 в., когда Пенз. край получил ж.-д. выход во все регионы России. Однако лесосплав продолжался и в нач. 20 в. до 1930-х гг. для снабжения сырьем бумажной ф-ки «Маяк революции» и возобновился в годы Вел. Отеч. войны, по Суре в Пенз. доставлялся лес для отапливания госпиталей, детских и школьных учреждений. Частично С. на Суре восстановлено после стр-ва водорегулирующей плотины в Пенз. в 1980 (см. Транспорт речной). Лит: Описание путешествия в 1786 г. Александра Борисовича Куракина вниз по Суре. СПб., 1793; Материалы для географии и статистики России. Ч. 1; Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы //Труды ПУАК. Кн. 2; О коренном устье реки Пензы и протоке из Калашного затона р. Суры в р. Пензу; об озерах, мостах и судоходстве по р. Суре //Труды ПУАК. Кн. 3; Пароходство Волжского бассейна за 20-летие (с 1884 по 1909); Статист. материал, обработанный по данным МПС. М., 1913; Тюстин А. В. Пензенское торгово-промышленное предпринимательство в системе межрегиональных и внешнеэкономических отношений //Земство. 1995. № 4; Алексушин Г. В. Пароходство на Суре //Сура. 1996. № 1; Тюстин А. Сурская навигация //МЛ. 1997. 20 нояб. А. В. Тюстин, А. И. Фомин.
Источник: Пензенская энциклопедия.