, Пьер (Soulages, Pierre) Род. 1919, Родез. Французский художник. Представитель абстракционизма. Некоторое время обучался в Школе изящных искусств в Монпелье (1941). Прибыв в Париж в 1946, посвятил себя живописи. В работах 1940-х энергичные мазки черной, коричневой краски складываются в монолитные калиграммы, напоминающие то иероглифические знаки, то сплетения древесных ветвей. В живописи Сулажа основным формосоздающим элементом является мазок. Его фактура, направление и скорость движения, перепады плотности и цветонасыщенности образуют "сюжет" картины, демонстрирующий темп и последовательность работы художника. Господствующий черный цвет трактуется как некая первоматерия, наделенная даром морфогенеза, подобно материи самой природы. В полотнах нач. 1950-х кисть движется быстрыми уверенными зигзагами, смыкающимися в устойчивый центральный монолит (Живопись, май 1953, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Живопись, 23 мая 1953, Лондон, галерея Тейт). Позднее пласты густой краски, наложенные широкой кистью, щеткой, шпателем, образуют массивные наслоения (Живопись, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства; Живопись, 28 декабря 1959, частное собрание). В 1960-х Сулаж усиливает ощущение пространственности путем модуляций черного цвета в широком диапазоне. Плотные массы, высвеченные короткими проблесками белого, моделированные валерами, обретают объем и сходство с природными каменистыми образованиями (Живопись, 31 декабря 1964; Живопись, 14 мая 1968; Живопись, 27 апреля 1969, все — частные собрания). В 1975 художник, ранее занимавшийся офортом, создал серию Бронзы, в которой его живописная система модифицируется в своеобразных формах, промежуточных между скульптурой и гравюрой: композиция монтируется из бронзовых плит, протравленных кислотой. С 1970-х живопись Сулажа приобретает монументальный масштаб: обширные плоскости, иногда объединенные в циклы из нескольких полотен, организуются вертикальным ритмом чередующихся планов и сверкающих прорывов белой основы (Живопись, 18 июня 1971; Живопись, 22 апреля 1972, оба — частные собрания). В другой серии рельефные поверхности, обработанные грубой кистью, щеткой или скребком, насыщаются блеском рефлексов, игрой светотени, меняющей свой рисунок в зависимости от угла зрения (Живопись, 29 июня 1979, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1987—1994 им создано 140 витражей для романской церкви на его родине, близ Родеза. Сулаж работал также в области печатной графики и оформления театральных спектаклей.
Лит.: Ceysson B. Soulages. Paris, 1979; Daix P., Sweeney J. J. Pierre Soulages. Paris, 1991.
В. Крючкова