СУМАРОКОВ
СУМАРОКОВ
Александр Петрович (1717–1777) — русский писатель, один из видных представителей классицизма, вошел в литературу как родона-чальник русской басни, зачинатель классицистической трагедии и комедий. В теоретических сочинениях «О русском языке», «О стихотворстве», «Наставление хо-тящим быти писателями» Сумароков призывал развивать свой родной язык, строго соблюдать художественный канон. Он дал подробную характеристику таким жанрам, как ода, идиллия, поэма, трагедия, комедия, сатира, басня. Велика роль Сумарокова в становлении русского профессионального театра, в котором он, будучи директором государственного «Русского для пред-ставления трагедий и комедий публичного театра» (1756–1761), утверждал отечественный репертуар, забо-тился о совершенствовании актерского мастерства.
СУМАРОКОВ
Александр Петрович (1717, Вильманстранд, ныне Лаппенранта, Финляндия – 1777, Москва), русский поэт, драматург. Создал произведения практически всех жанров классицизма. Начал как автор любовных песен, идиллий, эклог, элегий, сонетов, рондо, мадригалов. Ему принадлежат торжественные и духовные оды, а также пародийные «Оды вздорные». Разрабатывая теорию русского классицизма, Сумароков написал стихотворные трактаты «О стихотворстве» и «О русском языке» (1748), которые являлись образцами «правильной» эпистолы и содержали характеристики основных жанров. На программный характер этих сочинений указывает способ их распространения: не в рукописи, а в виде печатного издания (в сер. 18 в. отдельно издавались лишь торжественные оды и трагедии). В «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков следует за «Поэтическим искусством» теоретика классицизма Н. Буало. В России Сумароков воспринимался не только как «русский Буало», но и как «северный Расин», так как, создавая свои трагедии, он следовал за Ж. Расином, П. Корнелем и Вольтером. Ему принадлежат девять трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор», «Аристона» (обе – 1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В пятиактных классицистических трагедиях Сумарокова изображен конфликт между долгом и страстью, соблюдаются три единства, используется александрийский стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой), количество героев сокращено до минимума. В отличие от европейских классицистов, разрабатывавших античные сюжеты, Сумароков, как правило, опирается на отечественную историю. Кроме того, ему принадлежит 12 комедий, в том числе: «Рогоносец по воображению», «Мать – совместница дочери», «Вздорщица» (все – 1772). В кон. 1750-х гг. Сумароков находился в оппозиции к окружению императрицы Елизаветы Петровны, а издававшийся им журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) был посвящен будущей Екатерине II. Для современников Сумароков был великим поэтом и драматургом, поэт М. Н. Муравьев поставил его в один ряд с Буало и Горацием.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006