(по сцене — Южин) [1857—1927] — актер и драматург. Род. в грузинской княжеской семье. По окончании гимназии в Тифлисе С. поступил на юридический фак-т Петербургского ун-та. Первая пьеса С., увидевшая сцену, относится к 1877. Сценическую деятельность начал С. в 1881—1882. В 1882 поступил в московский Малый театр, где прошла вся театральная работа С. в качестве актера, а с 1909 — художественного руководителя театра. В 1890 С. за исполнение драм Гюго получил от Французской республики знак "Академических пальм", В 1916 был избран Академией наук почетным академиком по разряду изящной словесности. После Великой Октябрьской социалистической революции С. был выбран председателем дирекции Малого театра и до смерти стоял во главе его. Борясь с формалистическими течениями в области театрального искусства, С. в течение всей жизни отстаивал позиции реалистического театра. В 1922 получил звание "народного артиста республики".
Как актер Южин создал ряд замечательных образов. В его искусстве соединилась высокая романтика Шиллера (Карл Моор, Мортимер, маркиз Поза) и Гюго (Рюи-Блаз, Карл V) с глубоким реализмом Грибоедова (Чацкий,. Репетилов, Фамусов) и Островского (Телятев в "Бешеных деньгах"). В сценических образах Яго, Ричарда III, Макбета, Кориолана, Шейлока и др. ярко передана им мужественная правда и суровая простота Шекспира.
С. известен также как драматург. Пьесы С. отличаются большой сценичностью. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в них условной театральности. Это особенно относится к первым пьесам С. ("Дочь века", 1880, "Листья шелестят", 1881, "Соколы и вороны", написанная совместно с Вл. Немировичем-Данченко, 1885 и др.), носившим характер эффектных мелодрам. С конца 1890-х гг. С. пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии ("Джентльмен", 1897), вырождающегося барства ("Закат", 1899), петербургской бюрократии ("Невод", 1905), буржуазной интеллигенции ("Вожди", 1908, "Ночной туман", 1916). В этих пьесах, написанных в форме реалистической сатиры, С., разоблачая общественное зло, видит пути к его уничтожению не в социальной ломке, а в изменении моральных качеств человека. Одна из пьес С. "Сергей Сатилов" [1883] (из жизни деревни) находилась под запретом царской цензуры. Обособленно стоят драма из эпохи покорения Кавказа — "Старый закал" [1890] и романтическая легенда из прошлого Грузии — "Измена" [1903]. Многие из пьес С. переведены на иностранные языки.
Библиография
: I. Полное собрание сочинений, 4 тт., М., 1900—1909.II. Эфрос Н., А. И. Южин, 1882—1922, М., 1922; Кара-Мурза С., Малый театр. Очерки и воспоминания, М., 1924; "А. И. Южин" (1882—1922); Статьи А. Луначарского, Ю. П., Э. Бескина, В. Михайловского и П. Когана, изд. Ю. Писаренко, M., 1922; Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова, Берлин, 1928; "Актеры и режиссеры", Театральная Россия. Сборник, ред. В. Лидина, т. I, изд. "Современные проблемы", М., 1928 (в сб. — автобиография А. И. Сумбатова); Кугель А. Р., Русские драматурги. Очерки театрального критика, изд. "Мир", М., 1933; Бескин Э., А. И. Южин-Сумбатов, Монография, изд. "Искусство", М. — Л., 1936.
С. Дурылин.
{Лит. энц.}