(по сцене Южин) — драматический писатель и известный актер; род. в 1857 г.; по отцу грузинского происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридическом факультете СПб. университета. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г. перешел на Имп. московскую сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в 1878 г.; затем последовали "Дочь века" и "Листья шелестят" (1880 и 1881). В 1883 г. запрещена к представлению пьеса Сумбатова "Сергей Сашилов", где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать своих односельчан в Сибирь на поселение. В 1884 г. написаны комедии "Муж знаменитости" и историческая хроника "Царь Иоанн IV", в 1886 г. — "Арказановы", в 1888 г. — "Цепи". Следующие три пьесы — "Старый закал" (1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) — появляются одна за другой после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по приемам письма, от первых пьес С. В "Русской мысли" 1897 г. (№ 5 и 6) помещена большая статья С. "Первый всероссийский съезд сценических деятелей, его резолюции и настроения", а в "Сборнике в память Белинского" (1898) — речь "П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья С. "Отношения С. А. Юрьева к сцене в последние годы его жизни", напечатанная в сборнике "Памяти С. А. Юрьева", дает характеристику московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цепи" и "Старый закал" переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки и ставились на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" — в переводе Евг. Цабеля — имел большой успех в Берлине. В 1901 г. вышло собрание сочинений С. в трех томах. Все пьесы Сумбатова очень сценичны и, не отличаясь особенною глубиною захвата, задаются серьезными психологическими задачами. Как актер, кн. С. (под псевдонимом Южина) — один из наиболее выдающихся деятелей московского Малого театра. Главные роли его: Макбет, Гамлет, Яго, Ричард III, Петручио, гр. Дюнуа, маркиз Поза, Мортимер, Лейчестер, Эгмонт, Рюи-Блаз, Самозванец, Царь Борис, Чацкий. Его репертуар обнимает всего около двухсот ролей. С. серьезно и добросовестно относится ко всякой роли. Его исполнение отличается естественностью, глубокою искренностью и силою чувства.
{Брокгауз}