Супруненко, Иосиф Гаврилович
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
[8(20). 9.1861. Харьков — 14.1.1936. Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, муз.-общ. деятель. Засл. арт. РСФСР. Род. в крестьянской семье. В 1871—81 обучался музыке и пению в петерб. Придв. певческой капелле, в 1882—85 — в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди). к-рую окончил с серебряной медалью. В 1891—9] совершенствовался в вокальном искусстве в Италии Будучи студентом конс., дебютировал в партиях Фауста ("Фауст") и Хозе ("Кармен") на оперной сцене в Одессе. Позднее выступал на оперных сценах Москвы (Большой т-р. 1885—86, 1889—90), Киева (1886—87), Тифлиса (1887—89), Казани (1890—91, 1896), Одессы (1892-95, 1899—1907), Харькова (1895—96), Петербурга (Мариинский т-р, 1895, дебютировал в партии Германа — "Пиковая дама", здесь же пел в 1909— 10; Частная опера, 1896—98), Саратова (1897), Каменец-Подольска (1898—99). В 1891—94 гастролировал в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Савильяно), в 1908 — в Риге. Обладал звучным, хорошо поставленным голосом приятного тембра, но небольшого по диапазону, природной музыкальностью и ярким темпераментом.
1-й исп. партий: Репетилова ("Горе от ума"), Юрия ("В грозу"); в Одессе — Германа ("Пиковая дама"; исп. партию по желанию П. Чайковского) Лучшие партии: Ленский. Герман, Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Альфред ("Травиата"), Канио. Др. партии: Собинин, Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Самозванец, Вася, Вагоа, Едеазар, Андрей Безверхний, Беппо ("Корделия"), Левко ("Майская ночь"); Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Тамино, Дон Оттавио, Альфонс ("Фенелла, или Немая из Портичи"), Герцог ("Риголетто"). Партнеры: А. Антоновский, П. Борисов. Г. Сюннерберг, П. Филонова. Пел п/у В. Зеленого, Е. Плотникова, А. Шереметева, Н. Эммануэля.
В 1890-х гг. держал атрепризу (в т. ч. в Одессе).
В симф. концертах исп, сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена (Петербург. 1888 и Одесса, 1901, в ансамбле с М. Каменской, О. Камионским, В. Майбородой, Е. Мусатовой-Кульженко), "Торжественной мессе" Дж. Россини (Петербург, 1897), духовной трилогии "Бегство в Египет" Г. Берлиоза (Петербург, 1884). В 1900 выступал в камерных концертах Кружка любителей рус. музыки. В камерном репертуаре певца были романсы М. Глинки, А. Гурилева, А. Варламова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Лысенко, а также с большим мастерством исп. укр. нар. песни. После 1917 активно выступал в концертах и выездных оперных спектаклях. В 1924 принимал участие в концертах Кружка друзей камерной музыки.
Вел пед. деят-сть: в Одесском муз. уч-ще (1894— 95, 1899—1907), в 1907—22 проф. сольного пения петерб. Придв. певческой капеллы (позднее Ленингр. академич. капелла), а также преподаватель сольного и хорового пения в петерб. муз. школах Бровка и К. Даннемана, 4-м петрогр. Гос. муз. техникуме, в 1923— 25 проф. Петрогр. конс. В своей пед. работе был сторонником итал. школы пения. Среди его учеников — Г. Большаков.
В 1890-х гг. возглавлял оперную антрепризу (в т. ч. в Одессе). В 1913 был членом президиума Петерб. вокального товарищества.
Лит.: Вечер Супруненко в Одессе // РМГ. 1901. № 12; Необычный автограф // Нева (Л.). 1959. № 5; Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М., 1973. С. 20—21; Котляров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. — Кишинев, 1982. С. 47—48.