СУР

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУР

духовой музыкальный инструмент у бурят.

Источник: Словарь этнографических терминов

Сур
труба, в которую дважды дунет ангел Исрафил, после чего все живое погибнет, а затем восстанет на суд Аллаха (См. Нафха,Исрафил, Кыяма).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

СУР
династия, правившая в XVI в. в Северной Индии, основана правителем Бихара, происходившим из афганского племени сур, изгнавшим из Дели Великого Могола Хумаюна.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СУРА
в др.-инд. миф.: 1) Персониф. суры, хмельного напитка (она же — Сура-деви; в пуранах — Варуни, жена или дочь Варуны). 2) Эпитет богов, начиная с упанишад, напр., противопоставление: сура — а-сура («бог» — «не-бог»).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сур
Шур. Сур, теперь Суэц, город на северном конце западного залива Чермного моря (Быт. 16:7; 20:1; 25:18; 1 Цар. 15:7; 27:8). По имени этого города названа пустыня, которая простирается от северной части залива, вдоль восточного берега (Исх. 15:22); ее называли также Ефамской пустыней (Чис. 33:8).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Сур
ограда, укрепление)-а) (Быт 16.7; 20.1; 25.18; Исх 15.22; 1Ц 15.7; 27.8)-земля между Египтом и владениями амаликитян, по-видимому, восточнее Чермного (Красного) моря, пустыня, названная в Чис 33.8 Ефам; (См. пустыня)
б) (4Ц 11.6)-см. верхние ворота (слово «ограда» передано как название ворот, см. имя).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СУР
ограда, стена; Быт 16:7, Исх 15:22 и др.) — город между Палестиною и Египтом, отчего получила свое название и пустыня, лежавшая в той же самой стране. В нее вошли сыны Израилевы по переходе через Чермное море. Через эту пустыню, т.е. Сур, проходила Агарь с своим сыном Измаилом (Быт 16:7), и до этой пустыни простирались нападения Давида, производимые из Секелага на окрестных обитателей (1Цар 27:8).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СУРА
араб.) - название глав Корана, содержащего 114 С. разного размера (от 3 до 286 аятов - стихов; самые короткие - 1-я С. и С. в конце Корана). Назв. С. и обозначение места, где они объявлены ("мекканская", "мединская"), более позднего происхождения, чем текст. Для заголовка обычно брали одно из слов, встречающееся в С. ("Корова", "Добыча", "Гром", "Ибрахим", "Слон"), или название отдельных букв, с к-рых начинаются главы.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СУР
династия правителей в Сев. Индии, основанная феодалом из афг. племени сур Фаридом, впоследствии Шер-шахом (1539-45), к-рому удалось изгнать из Индии Великого Могола Хумаюна и овладеть территорией от Инда до Бенгалии. После смерти его преемника Ислам-шаха (1545-54) начались распри между афг. феодалами, поддерживавшими различных претендентов из рода Сур на престол в Дели. Этим воспользовался Хумаюн, положивший конец правлению шахов из династии С. (1556).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СУРЬЯ
в др.-инд. миф.: 1) Сурья, солнеч. божество. Он — глаз, всевидящее око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рожд. на В., приветствуемый певцами, выходит из небесных варт и в теч. дня обходит землю и небо, огранич. день и ночь. С. движется по небу без коней и упряжки. 2) Сурья, дочь солнеч. божества Сурьи или Савитара. Ашвины — ее мужья и, возможно, именно к ней должно относиться имя Ашвини.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

СУРА
второй по величине правый приток р. Волги. Мордва-эрзя называла ее Суро, Сура, мокша – Сура, марийцы – Шур, чуваши – Сар. Следует предположить, что камские племена, придя на Суру, могли застать здесь древнеморд. название рау (река), значения к-рого они не знали. Живя на сурских берегах на протяжении неск. сотен лет, пришельцы прибавили к названию Рау родное слово Шур. Получилось гибридное имя Шур+Рау. Затем Присурье вновь стало вотчиной древней мордвы. В результате гидроним мог произноситься Сурау, конечное «а» возникло под влиянием рус. слова «река». Самая большая река Пенз. обл. по протяженности и водности. Берет начало на Приволжской возвышенности (с. Сурские Вершины в Ульяновской обл.), течет на З., делает изгиб в центре Пенз. обл. и течет далее на С. через терр. Мордовии, Чувашии и в Нижегородской обл. впадает в Волгу. Дл. 841 км, из них 344 км (41%) приходится на Пенз. обл., пл. бассейна 67500 км2 , в Пенз. обл. – 19881 км2. Питание преим. снеговое (почти 60%), б. 25% за счет грунтовых вод и менее 15% за счет дождей. Ср. расход воды в устье 260 м3/сек., наибольший 7240 м3/сек., наименьший 10,5 м3/сек. (янв. – март). Замерзает в нояб. – дек., вскрывается в конце марта – апреле. В 10 км выше Пенз. в 1978 на 212-м км от истока на С. построено вдхр. объемом 560 млн м3, к-рое изменило гидрологич. режим реки. Наиб. крупные левые притоки – Уза, Кадада, Алатырь, Пьяна и правые – Инза, Барыш. В низовьях судоходная. Используется для пром. водоснабжения. На С. расположены гг. Сурск, Пенза, Алатырь, Ядрин, в устье – пристань Васильсурск. С. имеет 86 больших и малых притоков (в т. ч. на терр. Пенз. обл. 39). Лит: Материалы для географии и статистики России. Т. 1; Никитин С. Н. Долина р. Суры выше и ниже г. Пензы, ее вековые и современные изменения //Известия геолог. к-та. ВыПенз. 25. СПб., 1900; Штукенберг А. А. Из древней и новой истории р. Суры вблизи г. Пензы. Пенз., 1925; Иванов А. И. Изменение ландшафтов поймы Суры в окрестностях Пензы под влиянием антропогенного фактора //Из истории области. ВыПенз. 4; Душин А. И. и др. Фауна реки Суры. Саранск, 1983; Полубояров (1). Ю. М. Шалеева.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Сура
первостепенное, наиважнейшее. Так называются главы Корана. Все суры состоят из аятов (стихов). Всего в Коране содержится 114 сур, которые в свою очередь разделяются на длинные (тивал), средние (масани) и короткие (муфассал). В длинных сурах содержится более ста аятов. К ним относятся суры с «Бакара» (2) по «Тауба» (9). Средними являются те суры, в которых содержится менее 100 аятов. Самой же короткой сурой же является «Каусар» (108), в которой всего 3 аята. Существуют также суры «миун», число аятов в которых около 100 или чуть больше. Все суры носят название различных повествований и личностей, которые упоминаются в их содержании, либо названы по словам первых их аятов. Некоторые суры имеют несколько названий. Например, суру «Тауба» (9) называют также «Бараа»; Суру «Фатир» (35)–«Малаика». В зависимости от места их ниспослания пророку Мухаммаду, все суры подразделяются на мекканские и мединские. Мекканскими являются те суры, которые были ниспосланы Аллахом до хиджры, а мединскими–после хиджры. Относительно порядка следования сур в Коране мусульманские улемы не имели единого мнения. Существует два порядка расположения глав (сур) в Коране: Первый–это расположение первых семи самых длинных сур (тивал) вначале Корана. За ними следуют остальные суры (миун, масани и муфассал). Считается, что именно так располагали суры многие сподвижники пророка Мухаммада. Второй–это расположение сур по темам так, чтобы одно повествование продолжало другое. Считается, что именно так ниспосылались суры пророку Мухаммаду Аллахом. Часть мусульманских улемов считала, что порядок следования глав (сур) Корана в точности не оговорен и является предметом иджтихада (См. Иджтихад). Так считали, например, Малик ибн Анас и Бакиллани. Они приводили в доказательство этого то обстоятельство, что в свитках Корана, которые имели такие сподвижники, как Абдулла ибн Масуд, Али ибн Абу Талиб и Убай ибн Кааб имелся различный порядок следования глав. Это же имело место и при собрании окончательного экземпляра Корана при халифе Османе, который распорядился собрать его в определенном порядке следования глав. То есть, порядок следования сур Корана Османа отличался от аналогичного порядка многих мусхафов (свитков), которые имели сподвижники. Например, Ибн Касир в своем толковании Корана писал, что в мусхафе Али ибн Абу Талиба первыми шли мекканские суры, а затем мединские. Он начинался с суры «Аляк» и продолжался сурами «Муддасир», «Нун» и «Муззаммиль». Мусхаф Абдуллы ибн Масуда же начинался сурой «Бакара» и продолжался сурами «Ниса» и «Али Имран». Мусхаф Убаййа ибн Кааба начинался сурой «Фатиха» и продолжался сурами «Бакара» и «Али Имран». По этим причинам, сторонники иджтихада по проблеме следования сур, не считали этот порядок определенным Божественным повелением. Иначе, сподвижники пророка не имели бы различий по этому вопросу в своих мусхафах, а Коран Османа совершенно не отличался бы по этому параметру от первого экземпляра Корана, составленного при халифе Абу Бакре. Однако другая часть мусульманских улемов [например, Ибн аль–Анбари (ум. в 328/940), АнНаххас (ум. в 338/949), Аль–Кирмани (ум. в 502/1108)] все же считала порядок следования сур установленным Аллахом и отвергала иджтихад в этом вопросе. Однако единого варианта такого следования сур они предоставить не смогли. Третья группа мусульманских улемов [например, Ибн Атия (ум. в 546/1151), Ибн Хаджар (ум. в 852/1148)] придерживалась промежуточной позиции. Они считали, что последовательность некоторых сур является Божественным повелением, но другая может быть предметом иджтихада.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007