Суриков, Василий Иванович
— исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Имп. академии художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем в 1874 г. за написанную по программе картину "Милосердие самарянина" был награжден мал. золот. медалью, а через год после того, за другую программу: "Ап. Павел благовествует перед царем Агриппою и его сестрою Вероникою", удостоен звания классн. художника 1-й степ. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковск. гал. в Москве), "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в Русск. музее имп. Александра III в СПб.) и "Суворов на Сен-Готарде" (там же).
{Брокгауз}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Суриков Василий Иванович
Суриков (Василий Иванович) - исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г., за написанную по программе картину: "Милосердие самаритянина", был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу "Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой" удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковской галерее, в Москве), "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в Русском музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и "Суворов на Сен-Готарде" (там же).
Источник: Биографический словарь. 2008
СУРИКОВ Василий Иванович
(1848—1916) — российский живописец, действительный член Петербургской АХ (1893). Уже в первых картинах: «Вид памятника Петру I в Петербурге» (1870), «Княжий суд» (1874) и «Апостол Петр объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы» (1875) — проявился его интерес к историческому жанру. В полотнах, посвященных переломным моментам русской истории и написанных в духе реализма, художник искусно соединял полифоничность композиции, яркость и насыщенность колорита, точное воспроизведение бытовых деталей с изображением индивидуальности персонажей — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Ментиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Эти картины создали автору славу выдающегося живописца-историка. В 1903 и 1909—1910 гг., верный своим демократическим убеждениям, работал над картиной «Степан Разин». Создал несколько портретов («П. Ф. Сурикова», 1887; «Сибирская красавица», 1891; «Человек с больной рукой», Автопортрет, 1913 и др.), а также пейзажей (в основном в технике акварели).Входил в Товарищество передвижных художественных выставок и Союз русских художников. Влияние творчества В. И. Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров авангарда (например, объединения «Бубновый валет»),
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
СУРИКОВ Василий Иванович
12.01.1848 - 6.03.1916), русский художник, действительный член Петербургской АН (с 1893). Происходил из сибирских казаков. Учился в Петербургской Академии художеств (1869-75), в 1877 Суриков поселился в Москве и в 1881 вступил в Товарищество передвижных выставок, член Союза русских художников.
Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Первое его значительное полотно - "Утро стрелецкой казни" (1881) - сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними) обобщенно-типизированные и в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины "Меншиков в Березове" (1883) - изображение всесильного временщика Петра I в опале, и "Боярыня Морозова" (1887) - монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с "никонианством", героизм и фанатичность главного персонажа - Морозовой.
В 1890-е начался новый этап зрелого творчества Сурикова. Широтой и полифоничностыо композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличаются его работы "Взятие снежного городка" (1891) - эпизод народной игры на Масленичной неделе, "Покорение Сибири Ермаком" (1895) - противоборство двух народных стихий; драматизм момента и мужество русского солдата отражены в картине "Переход Суворова через Альпы" (1899). Сурикову принадлежит серия портретов и акварелей.
В.А. Федоров
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
СУРИКОВ Василий Иванович
енис.) - родился 12 января 1848 г. в г. Красноярске; гениальный исторический живописец. Его предками были ранние выходцы с Дона, пришедшие в Сибирь с отрядом Ермака Тимофеевича. Суриковы вспоминаются в числе основателей Красноярского городка, а Илья и Петр С-вы - как участники в борьбе за сохранение в нем казачьего общественного строя, выразившейся в бунте против произвола царских воевод Мирона Башковского и Семена Дурново. Не менее известны от старых времен и казачьи предки матери С-ва Прасковьи Федоровны ур. Торгошиной.
Рос С. в небогатой, но культурной семье. Его отец и два дяди были офицерами; в их доме нередки были серьезные книги и столичные журналы. Слышал от них молодой С. и о казачьем прошлом, а всю жизнь Сибирских Казаков имел возможность наблюдать сам в непосредственной близости. Духовная связь с нею сохранилась в нем навсегда.
Отец художника умер, когда ему было только 11 лет. Началось время малой материальной обеспеченности. Из-за нужды он не смог окончить даже полного курса местной прогимназии. Надо было помогать семье и он поступил на должность мелкого чиновника в Енисейское губернское правление. Здесь молодого С-ва узнали как художника-самородка. Его рисунки находили в папках деловых бумаг. Обнаружив их случайно, губернатор Замятин пришел от них в восхищение и тотчас же переслал их образцы в Петербургскую Академию Художеств. Оттуда пришел ответ, что С. несомненно обладает талантом, и что ему следовало бы учиться живописи. Но для этого нужны были деньги, а их едва хватало и на жизнь. Помог делу сибирский золотопромышленник и меценат Кузнецов. Он снабдил С-ва необходимыми средствами для учения и для проживания в столице, куда тот вскоре и отправился.
В Петербурге С-в попал в школу живописи и, пройдя ее трехгодичный курс в несколько месяцев, был принят в Академию Художеств. В 1875 г. он ее окончил с золотой медалью. Сразу после этого ему дали возможность работать при росписи стен новопостроенного в Москве храма Христа Спасителя, взорванного большевиками.
С этого времени начинается и вдохновенная разработка давно задуманного и выношенного замысла, воплотившегося потом в картине "Утро стрелецкой казни".
В 1878 г. С. женился на француженке, родившейся в России. А так как по тем временам гениальность не всегда приносила жизненные блага, молодым иногда приходилось перебиваться, кое-как справляясь с нуждой. "в восемьдесят первом году летом, - рассказывал художник, - поехал я жить в деревню под Москвой, в Перерву. Жили в избушке нищенской. Жена с детьми. В избушке темно и тесно. И выйти нельзя - все лето дождь". Зато здесь, в обстановке какой-то ссылки, осенила его идея картины "Меньшиков в Березове". В дальнейшие годы его кисти принадлежали не менее гениально задуманные и выполненные полотна: "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин", "Взятие снежного городка", множество этюдов на тему "Красноярский бунт", которую ему не удалось выполнить так же, как начатую и незаконченную картину "Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря".
В 1889 г. С. стал вдовцом.
Художественные критики и биографы С-ва находят истоки его творческих идей в жизнеописании "красноярского Казака Василия Сурикова", а в темах выполненных им полотен примечают отсветы его казачьего происхождения, его казачьего воспитания. Так или иначе, С-ва влекут к себе те темы, где дух торжествует над материей. Внимание художника сосредоточено на людях могучей воли, людях отважных, непокорных, глубоко верящих в свою правоту, которым не страшны ни пытки, ни смерть. Эти свойства он обнаруживает и в казачьих героях, и поэтому изображает их. Не раз писал Казаков и с натуры. "Помните, - рассказывал он, - у меня там стрелец с черной бородой, "как агнец жребию покорный", -это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери, а бабы, это, знаете ли, у меня в родне были такие старушки-сарафанницы, хоть и Казачки". "В типе боярыни Морозовой, тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгошиным. Она к старой вере стала "склоняться" (Максимилиан Волошин). Фельдмаршала Суворова писал он с одного старого казачьего офицера. Летом 1893 г. он посетил Дон в поисках натур для "Ермака". Зарисовывая там в альбомы лица, пейзажи, бытовые предметы, С. одновременно изучал казачью историческую литературу. Он был горд, что Донцы признавали его своим человеком, подхваливали: "Иш, говорят, еще не служил, а ездит хорошо". Он показывал им свои зарисовки и был чрезвычайно доволен, что Казаки признавали в них свой тип. "Мы, Сибирские Казаки, - писал он брату, - происходим от Донских Казаков, потом Уральские и Гребенские... Душа так и радуется, что мы с тобой такого роду хорошего, казачьего роду".
Но этот казакоман в искусстве вознесся до мировой величины. Он сумел не только постигнуть сущность некоторых исторических эпох, но и воскресил их мощью своего гения при помощи линий и красок, вернул к жизни и опального вельможу, и старух из московской толпы, и рядовых бойцов из отряда Ермака Тимофеевича, и всех тех, кто живыми глазами смотрит с его полотен. В немых, казалось бы неподвижных фигурах его картин чувствуется вечная динамика, дыхание давно прошедшей жизни. Не напрасно он приобрел мировую известность и звание академика.
С. умер в Москве 8 марта 1916 г.
Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966
Василий Иванович Суриков
1848–1916) Выходец из донских казаков. Русский исторический живописец Родился великий русский мастер кисти в Сибири, в городе Красноярске. Предки его по отцу и матери были выходцами с казачьего Дона. Они значились в числе основателей Красноярского городка на Енисее. Именно благодаря семье Иван Суриков полюбил отечественную историю, события которой позднее он воплотил в своих живописных полотнах. Сам художник о своем происхождении писал так: «В семье у нас все казаки. До 1825 года простыми казаками были, а потом офицеры пошли… Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне дух, и силу, и здоровье». Художественный талант у Василия Сурикова проявился с раннего детства. Сперва он учился рисованию у местного учителя Н. В. Гребнева. Затем прошел обучение в уездном училище. После смерти отца юноше пришлось пойти служить чиновником, но он продолжал при этом заниматься рисованием и живописью как любитель. Его несомненный талант был замечен. Нашлись добрые люди, местный губернатор Замятин и золотопромышленник-меценат Кузнецов, которые отправили молодого художника в Санкт-Петербург. Там он за несколько месяцев прошел трехгодичный курс школы живописи. Суриков успешно заканчивает Санкт-Петербургскую Академию художеств, в которой обучался с 1870 по 1875 год. Его учителем стал известный в свое время художник П. П. Чистяков. За свои работы Суриков несколько раз награждался серебряными медалями. В 1874 году за написанную по учебной программе картину «Милосердный самарянин» он был удостоен малой золотой медали. Звание классного художника первой степени Василий Суриков получил в 1875 году. Так высоко была оценена его работа «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппою и его сестрою Вероникою». Это полотно благодарный живописец подарил меценату золотопромышленнику Кузнецову. Сейчас она находится в Красноярском музее. Академию художеств Суриков закончил в 27 лет. В этом возрасте он взял единственный в своей жизни заказ. Это были четыре большие стенные работы «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя в первопрестольной Москве. Этой работой живописец занимался два года: 1876-й и 1877-й. Стенные картины получили самую высокую оценку со стороны специалистов и зрителей. С Москвой была связана вся дальнейшая жизнь великого русского историка-живописца. Он покидал ее только для собирания материала к новым полотнам в самые различных уголках России и за границей. В Москве Суриков и умер. В 1881 году В. И. Суриков вступает в члены Товарищества передвижников. Он постоянно, до 1909 года, участвовал в его выставках. Затем перешел в Союз русских художников. Академиком живописи стал в 1895 году, будучи 47 лет от роду. Первой самостоятельной картиной живописца стало большое историческое полотно «Утро стрелецкой казни при Петре Великом». Он трудился над этой картиной с 1879 по 1881 год. Успех картины был огромен, и Василий Иванович сразу же выдвигается в число крупнейших отечественных художников. Живописец писал о своем великом творении, в котором он изображал Русское царство на его историческом изломе: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь…» Затем последовали новые большие полотна, которые имели неменьший успех. Картину «Меншиков в Березове» художник создавал с 1881 по 1883 год. В ней Суриков изобразил драматический финал судьбы фаворита Петра I, который после смерти императора не сумел удержать за собой в придворной иерархии положение временщика. Картину «Боярыня Морозова» Василий Иванович писал с 1881 по 1887 год. Огромное историческое полотно было посвящено судьбе легендарной героини русского старообрядчества. Сюжет картины прост и трагичен: по заснеженной московской улице в заточение везут неукротимую воительницу за старую веру, а на нее со всех сторон смотрят друзья и враги… В суриковском творчестве есть единственная жанровая картина — «Взятие снежного городка». Ее сюжет был взят из праздничных впечатлений от поездки Сурикова в родной Красноярск. Суриков работал над этим полотном в 1890–1891 годах. …В историческом миропонимании Василия Ивановича тема русского казачества присутствовала не менее ярко, чем другие сюжеты. Коренной сибиряк не мог пройти мимо легендарного образа атамана Ермака Тимофеевича. В 1891–1895 годах, за пять лет, он объехал всю Сибирь. Летом 1893 года делал зарисовки образов казаков на Дону. Итогом этой упорной работы стала одна из самых знаменитых Суриковских картин — «Покорение Сибири Ермаком», имевшая на первой же выставке огромный успех. О ее художественном замысле живописец высказывался так: «Хотелось передать, как две стихии встречаются…» Художнику очень хотелось знать мнение профессиональных историков, исследователей Сибири. Его волновала историческая достоверность изображенных им событий далекой давности. Он в числе первых показал своего «Ермака» знаменитому путешественнику, признанному знатоку земли Сибирской Г. Н. Потанину, а также известному отечественному историку конца XIX века И. Е. Забелину. Суриков писал о том, как они отозвались о его живописной работе: «…Все они признали, что „Ермак“ у меня удался». О суриковской картине, посвященной деяниям русского казачества, много писали при жизни великого художника, писали и после его кончины. Так, живописец М. В. Нестеров в таких словах отдал дань уважения картине «Покорение Сибири Ермаком»: «Чем я больше смотрел на Ермака, тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему». Среди суриковских зарисовок, набросков к созданным и будущим картинам образы казаков присутствуют всегда. Он писал не только их, но и своих родственников и близких людей, которые могли стать героями исторических полотен. Поездка на землю предков, на Дон, дала Василию Ивановичу массу впечатлений и творческих задумок. Суриков писал брату после поездки в область войска Донского: «Мы, Сибирские казаки, происходим от донских казаков… Душа так и радуется, что мы с тобой такого роду хорошего, казачьего роду». …Художник мечтал о том, чтобы показать в живописных образах величие Российской державы. Поэтому он постоянно обращался к образам своих великих соотечественников. Одним из самых дорогих для Сурикова образов стал русский военный гений генералиссимус А. В. Суворов-Рымникский, в своей полководческой биографии не знавший поражений от врагов на полях брани. Швейцарский поход Суворова 1799 года давал немало сюжетов для написания большого исторического полотна. Василий Иванович совершил специальную поездку в Швейцарию, посетил суворовские места в Альпах. Картина, над которой он трудился с 1897 по 1899 год, была приурочена к 100-летию прорыва русских войск через альпийскую Швейцарию. Образ Александра Васильевича Суворова писался живописцем с одного из казачьих офицеров. Выставленное полотно имело огромный успех, став одним из самых выдающихся Суриковских творений. Художник писал о своей работе: «Главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут». К казачьей теме Суриков вернулся в работе «Степан Разин». Эта картина разительно отличается от «Покорения Сибири Ермаком», которая наполнена накалом нешуточного, неравного по силам сторон боя. Здесь же прославленный в народном творчестве казачий атаман со своей дружиной плывет по раздольной Волге. В картине нет ничего, что бы говорило об опасностях, которые поджидают разинцев впереди. Сам атаман изображен в минуты отдыха и размышлений. Безмятежность сюжета рисует главного героя совсем с иной стороны, чем говорилось о нем в исторических трудах. Картину «Степан Разин» Василий Иванович писал с 1901 по 1907 год. В последние годы своей жизни художник много и плодотворно трудился. В 1912 году он закончил картину «Посещение царевной женского монастыря», а в 1915-м — картину «Благовещение». Ему также принадлежит целая серия пейзажных акварелей и большая галерея портретов. Живописец ушел из жизни в расцвете сил. Об этом свидетельствуют многочисленные эскизы к так и не завершенным работам: они остались на уровне творческого замысла великого мастера кисти. Среди них — «Ольга встречает тело Игоря», «Пугачев», «Смерть Павла», «Красноярский бунт».
Источник: 100 великих казаков. 2007
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
1848–1916) Французский критик Делинь пишет о Сурикове: «В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого. Сотни страниц лучших исторических книг не дадут такой ясной идеи об исторической трагедии, которая произошла в Москве во времена Петра. Толпа играет главную роль в большей части его картин. Нет ничего более впечатляющего, чем народ, который волнуется, защищается или нападает, каждая группа живет своей собственной жизнью, героическая или покорная. Точность рисунка, разнообразие красок гармонируют в едином целом, полном величия, могучем, правдивом и трагическом». Народ – действительно главный герой картин художника. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, – говорил Суриков, – без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу». Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье». В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что?нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами». Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты. Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург». Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств. В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии. За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего. В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени. Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни. В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни». Т. Кедрина пишет: «На глазах зрителя разыгрывается страшная драма. Как будто слышишь плач, слившийся в одно глубокое рыдание. Кричит охваченная ужасом маленькая девочка, рыдает молодая женщина, простившись с мужем, уткнулся в ее платье плачущий ребенок. Казнь еще на началась, но наступили последние минуты прощания с жизнью. Страшные, мучительные. Народной толпе, беспорядочно сгрудившейся перед храмом Василия Блаженного, художник противопоставляет Петра со свитой на фоне кремлевской стены. Петр неумолим и грозен. Он уверен в своей правоте. Суриков хорошо понимал прогрессивность петровской политики, но в то же время художник не мог не сочувствовать народу, не мог не страдать вместе с ним. Суриков взволнованно повествует о силе и упорстве русского народа в борьбе за свои интересы. Художник не ввел в картину ни одной натуралистической, устрашающей детали. Он говорил, что не ужас смерти хотел передать, а торжественность последних минут перед казнью, все прекрасное, что раскрылось в душах простых людей, – мужество у осужденных, глубина скорби и нежность у их близких». Картина была экспонирована на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до открытия выставки Репин писал П.М. Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена… Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!» Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». «"Боярыню Морозову" я задумал еще раньше "Меншикова", сейчас же после "Стрельцов". Но потом, чтобы отдохнуть, "Меншикова" начал». «Суриковский "отдых" – картина "Меншиков в Березове" (1883) вызывает восхищение, – пишет Л.А. Большакова. – В русской живописи уже были созданы исторические полотна, воспроизводящие трагические события далекого прошлого, в центре которых стояла судьба выдающейся личности… Но ни у кого из них трагедия отдельной исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова». М.В. Нестеров писал о картине: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. "Меншиков" из всех суриковских драм наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало». «Суриков… нашел совершенно особый тип женской красоты – тип несказуемой печали и глубокой чувственной прелести», – отмечал А.Н. Бенуа. После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым, и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу. Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами. Он пишет на родину: «Да, колорит – великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, если он непосредственно, горячо передан с натуры». Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на Тринадцатой передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку. По возвращении из?за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. Художник рассказывал, как искал образ Морозовой: «Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет… Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где ее нашел… И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила». Пленяющие русской красотой женские образы также взяты художником из жизни: «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал – она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, – все старообрядки с Преображенского». Один из ведущих образов в картине – юродивый, олицетворяющий народные страдания. Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков. «Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает… В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал». В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. «В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г.П. Перепелкина. – Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: "Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев". Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих – так сильна была ее собственная вера, пусть фанатичная, так ярка была ее личность». В картине Морозова – центральный образ и по психологической нагрузке и по расположению на холсте. Но этот образ не противостоит многоликой народной массе, не поднимается над ней, а, скорее, связывается с толпой, организует ее. В третьей своей большой картине – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она [картина] сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие». В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». Через несколько лет Суриков написал картину «Переход Суворова через Альпы» (1899). Он трактует и этот легендарный поход, прежде всего, как народный подвиг. Художнику удалось хорошо передать в лицах, позах и жестах спускающихся по обледенелому обрыву солдат борьбу мужественного сознания долга с естественным человеческим страхом. Композиция картины также выразительно передает неудержимость низвергающихся вниз солдат и трудность спуска. Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году. А. Жукова пишет: «…Хмурый на головном струге сидит Разин. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Пленный перс тоскует напротив атамана. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным; бить бояр, дворян и приказных, "учинив так, чтобы всяк всякому был равен", уже песни о Разине поют. Но неясны пути крестьянской революции. Тяжкую думу думает атаман. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России?.. А струг величаво плывет по широкой Волге, "добрыми молодцами изусаженный". И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина. Последняя большая картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1911–1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года. Картина эта не изображает какую?либо историческую личность, а является глубоким раздумьем художника об участи русской женщины, сияющая молодость которой обречена на прозябание в монастырском застенке. Для образа юной царевны художник взял портретное изображение внучки Н.П. Кончаловской. Значительно искусство Сурикова?портретиста. Прежде всего – это прекрасные этюды к историческим полотнам и «Снежному городку». Глубоко раскрыты характеры в «Портрете доктора А.Д. Езерского» (1911), «Портрете человека с больной рукой» (1913), «Автопортретах» (1913 и 1915); удивительно красивы его женские образы в портретах Т.К. Доможиловой (1890?е), А.И. Емельяновой и Н.Ф. Матвеевой. Суриков умер в Москве от склероза сердца 19 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Источник: 100 великих художников. 2004