художественная тенденция в советском искусстве конца 1950 - 1960 гг., связанная с некоторым отходом от жесткого следования методу социалистического реализма, протестом против фальши официального советского искусства. Живописцы С.С. (н. И. Андронов, Г. М. Коржев, Т. Т. Салахов) стремились к поэтизации и героизации жизни простых людей, подчеркивали энергию и драматизм судьбы современников или старших поколений.
Суровый стиль
«Суровый стиль»
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СУРОВЫЙ СТИЛЬ
направление в советском искусстве конца 1950-х – нач. 1960-х гг. (термин предложен А. А. Каменским), публицистическое искусство, связанное с хрущевской «оттепелью». В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др. художники стремились противопоставить фальши и официозному пафосу «социалистического реализма» искренность и суровую жизненную правду. Картины строились на сопоставлении крупных, несколько сумрачных цветовых пятен, композиции отличались плакатной выразительностью. Художники мыслили себя равноправными участниками сурового и мужественного содружества: среди строителей, колхозников, рабочих появляются персонажи, наделенные автопортретными чертами. Героев их картин отличают сила и мужество, спокойная уверенность; у них обветренные лица, широкие плечи и крепкие руки. В полотнах «сурового стиля» представали не лица отдельных людей, а лик целого поколения (В. Е. Попков. «Строители Братской ГЭС», 1960–61; Н. И. Андронов. «Плотогоны»,1961; П. Ф. Никонов. «Наши будни», 1960).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007