3Ц 11.40; 14.25; 2Пар 12.2,5,7,9)-египетский фараон Шешонк-1, оказавший покровительство бежавшему Иеровоаму и затем, возможно, по его совету, напавший на Иудею и ограбивший иерусалимский храм.
Сусаким
Сусаким
СУСАКИМ
3Цар 14:25) — царь Египетский в последние годы царствования Соломона и в первые Ровоама. Думают, что это был Сезострис гражданской истории. В царствование Ровоама он вторгнулся в Иерусалим с громадным войском, разграбил храм по взятии Иерусалима и похитил царские сокровища (3Цар 14:26, 2Пар 12:9). Библейское повествование о сем подтверждается открытиями в Египте. На одной из полуразрушенных колонн в Фаворе находится в числе прочих изображение Сусакима, повергающего к ногам Египтян более тридцати богов побежденных народов, между которыми начертано во всю длину фонетическими иероглифами “Царство Иудейское, или Иуда. В других надписях подробно перечисляются другие укрепленные города, взятые во время означенного военного похода Сусакимом и упоминаемые во 2Пар 12:4. Среди их находятся также различные изображения в воспоминание побед над Иудеями, сохранившийся доселе на Египетских скульптурах по прошествии 2700 лет.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Сусаким
Шишак. Сусаким. Египетский фараон, названный на памятниках Шешенк 1, первый царь 22-й (или бубастской) династии. Он оказал покровительство бежавшему Иеровоаму (3Цар. 11:40), и, вероятно по его совету, начал войну с Ровоамом, покорил укрепленные города в Иудее, взял все сокровища Иерусалимского храма и дворца, и, по-видимому, сделал Ровоама своим данником (3Цар. 14:25 и дал.; 2 Пар. 12:2 и дал.). Сусаким оставил повествование об этом победоносном походе, высеченным на одной из стен посвященного его богу покровителю Аммону, храма в Фивах, теперешнего Карнакского храма. Там перечисляются покоренные им страны, города и народы. Еще и теперь можно прочесть такие имена, как Адораим, Вефорон, Айалон, Фаанах, Мегиддон и названия некоторых северных и восточных городов Палестины. Среди рисунков на этом памятнике находятся также поясные изображения закованных людей с семитическими чертами лица. Под одним из них можно прочесть такую надпись: «Иуда Малек», т.е. царь Иудейский или царская Иудея. В речи царю победителю от имени бога Аммона, между прочим, говорится следующее: «Мое сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Аммон-мер-Шешенк (друг Аммона-Шешенк)... Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени».