СУТИН Хаим

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

СУТИН Хаим
1893 или 1894 (Смиловичи Минской губ.)-9.08.1943 (Париж). Живописец. Десятый из одиннадцати детей еврейского портного Залмана Сутина. В 1909 бежал из дома в Минск, работал ретушером и получил первые уроки рисования в школе художника Я. М. Крюгера. С 1910 жил в Вильно, посещал занятия в художественной школе; его соучениками и друзьями были М. Кикоин и П. Кремень. В июне 1913 отправился в Париж и поселился в колонии художников «La Ruche». Несколько месяцев занимался в мастерской Ф. Кормона в Национальной школе изящных искусств, затем работал самостоятельно. Общался с Ж. Липшицем, О. Мещаниновым, О. Цадкиным, М. Шагалом; в 1915 познакомился с А. Модильяни, который стал ему наиболее близок. В том же году переехал в мастерскую в «Сйе Falguiere», близ Монпарнаса. Несколько лет жил чрезвычайно бедно. Писал пейзажи, натюрморты, портреты в экспрессионистской манере. Излюбленные сюжеты: кровавые туши в красно-пурпурной гамме, мертвые птицы и дичь в темно-зеленых и синих тонах, портреты певчих, горничных и грумов, автопортреты. С 1916 по совету Модильяни его картины начал покупать маршан Л. Зборовский. В 1918 вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер. В 1919-22 при поддержке Зборовского жил в Сере, на юге Франции. Исполнил более 200 картин, преимущественно пейзажей, часть из которых позже уничтожил. С 1922 жил в основном в Париже, иногда выезжал в Кань, Ванс, Ниццу, Бордо. В 1922-23 начал успешно продавать картины, большинство из которых приобретал коллекционер и меценат из Филадельфии Альберт Барнес. С этого времени был материально обеспечен; пришла известность. В 1928 о нем вышла монография Вальдемара Жоржа, в 1929 - Эли Фора. Участвовал в групповых выставках в кафе «Le Pamasse» (1921), выставках русских художников в парижских галереях La Licome (1923), L’lipoque (1931, группа «Числа»), d ’Alignan (1931), La Renaissance (1932), Zak (1936, организована журналом «Наш Союз») и в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). В 1927 провел первую персональную выставку в галерее Bing в Париже, затем - в Чикаго (Art Club, 1935), Нью-Йорке (галереи Valentine, 1936 и 1938; Carstairs, 1940), Лондоне (Leicester, 1937, ретроспектива) и Вашингтоне (Philips, 1943). В 1930-35 проводил летние месяцы в Леве, близ Шартра, у друзей - супругов Мадлен и Марселена Кастэн, писал пейзажи. В 1938 жил в парижском квартале Villa Seurat, по соседству с X. Орловой и Генри Миллером. В начале войны оставался в Париже, хотя получил приглашение эмигрировать в США. С 1941 с поддельными документами скрывался у друзей в деревне близ Шинона. Острый приступ язвы желудка вынудил срочно вернуться в Париж и лечь в больницу. Умер на следующий день после операции. Похоронен на Монпарнасском кладбище. В числе нескольких друзей на похоронах были Пабло Пикассо и Макс Жакоб. Первые посмертные выставки состоялись еще до окончания войны - в рамках Осеннего салона (1944) и в галерее de France (1945). В послевоенные годы наиболее крупные мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (1950/51, 1976) и Париже (1956, Дом французской мысли). В 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне состоялась выставка «Сутин и его круг». В Париже, недалеко от вокзала Монпарнас, ему установлен бронзовый памятник работы А. Блатаса. Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

СУТИН Хаим
1893 {по др. св. 1894),м. Смиловичи, Минской губ. - 9.8.1944, Париж) - живописец. Сын портного по ремонту одежды, десятый ребенок в бедной еврейской семье. В 1907 бежал из дома в Минск, работал учеником фотографа, брал уроки рисования у художника Крюгера.
С 1910 в Вильно, посещал там художественную школу. В 1913 на деньги, собранные виленской интеллигенцией, отправился в Париж вместе с друзьями по школе - М.Кикоиным и П.Кременем. Поселился на Монпарнасе в квартале «La ruche» (Улей), жил одно время у О.Мещанинова, поступил в Академию Ф.Кормона. В первые годы пребывания в Париже познакомился с Д.Риверой, Ф.Леже, Ж.Ли11шицем, О.Цадкиным, М.Шагалом, в 1915-с А.Модильяни. Вел полуголодное существование; по свидетельству И.Эренбурга, встречавшего С, в кафе «Ротонда», «у него были глаза затравленного зверя». В начале 1-й мировой войны хотел вступить добровольцем во французскую армию, но был забракован по состоянию здоровья. В 1918 Модильяни познакомил С. с художником и поэтом Л.Зборовским, на средства которого С. обосновался в 1919 в горном городке Кере на границе с Испанией, где жил до 1922. Участвовал в выставках «47 с Парнаса», «Сотня с Парнаса» (1920-21), в выставке группы русских художников «Удар» (1923).
Все свои картины, заполненные «простыми вещами», писал с натуры; учился у художников разных эпох и, по словам Ш.Вильямса, «какимто образом умудрялся сочетать смелость Ван Гога, страстность немецких экспрессионистов и видение Рембрандта мясной лавки»; с влиянием Ф.Достоевского связаны в творчестве С. мучительный надлом и сочувствие униженным и оскорбленным. Память о тяжелом детстве и нищете в годы парижской юности воплотились в натюрмортах периода войны («Натюрморт с селедкой», «Натюрморт с супницей», «Натюрморт с трубкой») и 20-х («Рыбы и томаты», 1926-27), отвращение к жестокости - в изображениях убитых животных («Бычья туша», 1925). В 1922-23 начал серию портретов «Пироженщики», в конце 20-х- серию портретов служащих ресторанов («Грум», 1927; «Посыльный у «Максима», 1933 и др.). В гротескных автопортретах (1918, 1920, 1923-24) утрировал свой образ. Экспрессивны пейзажи С.: «После грозы», «Ветреный день», «Дерево на ветру» (1939).
Получил европейскую и мировую известность после того, как по рекомендации Зборовского около ста картин С. приобрел в конце 1923 американский искусствовед и меценат доктор А.Барнс, основатель фонда Барнса в Марионе близ Филадельфии, и примерно столько же - французские маршаны.И.Грабарь, побывавший в 1929 во Франции, писал, что к этому времени С. был уже «баловнем счастья», ему одному прощали отступление от стандартных размеров холста.К.Коровин считал С. одним из «пяти-шести лучших художников мира» и ставил его наравне с К.Моне, П.Сезанном и О.Ренуаром. Протестуя против диктата маршанов, предпочитавших одни и те же мотивы произведений С., художник избегал выставок. Зависимость от маршанов привела к тому, что его работы оказались непредставленными (несмотря на обещания прислать их) на выставке «Современное французское искусство» в Москве (1928), где, по словам А.Эфроса, С, - «столь известный Парижу и столь неведомый у нас» был бы «выразительнейшим художником русской группы». В период господства в СССР «социалистического реализма» имя С. приводилось в подтверждение того, что «Запад гниет», т.к. художник «пишет только гнилое мясо»; лишь из воспоминаний Эренбурга советский читатель узнал, что о работах С. мечтали музеи всего мира. Первая и единственная прижизненная персональная выставка С. во Франции состоялась в парижской галерее «Бинг» в 1927, другие прошли за рубежом: в Чикаго (1935); Нью-Йорке (1936, 1938, 1940, 1943); Лондоне (1937); Вашингтоне (1943).
С 1929 С. жил в Леве, близ Шартра. Несмотря на достаток, а в 30-е и богатство, С., как писал Эфрос, «неловкий, милый, местечковый, удивленный неожиданной славой», не знал, «что делать теперь со своими несколькими комнатами и телефоном», и по-прежнему был убежден, что художник только тогда способен почувствовать чужую беду, если сам неблагополучен и неустроен. В 1939 безуспешно пытался вступить в армию. После разгрома Франции гитлеровцами не принял предложение уехать в США; два года находился в «свободной зоне», в департаменте Турень. Обострение язвенной болезни заставило С, тайно приехать в Париж; умер на следующий день после запоздалой операции. В 40-50-х в странах Европы и в США состоялись его мемориальные выставки, в том числе в Париже в 1945 и 1959: выставка «Сутин и его круг» - в 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне,

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
408.66 кб

Рисунки хаима Сутина

Грингольц Ольга Александровна
Графическое наследие Х.Сутина представляет собой значительную, но малоизученную страницу творчества художника.
Читать PDF
99.08 кб

Экспрессионизм Хаима Сутина

Грингольц Ольга Александровна
Статья посвящена творчеству Хаима Сутина, одного из наиболее ярких представителей Парижской школы. В начале XX в.

Найдено книг по теме — 3