СУТИН Хаим
СУТИН Хаим
1893 или 1894 (Смиловичи Минской губ.)-9.08.1943 (Париж). Живописец. Десятый из одиннадцати детей еврейского портного Залмана Сутина. В 1909 бежал из дома в Минск, работал ретушером и получил первые уроки рисования в школе художника Я. М. Крюгера. С 1910 жил в Вильно, посещал занятия в художественной школе; его соучениками и друзьями были М. Кикоин и П. Кремень. В июне 1913 отправился в Париж и поселился в колонии художников «La Ruche». Несколько месяцев занимался в мастерской Ф. Кормона в Национальной школе изящных искусств, затем работал самостоятельно. Общался с Ж. Липшицем, О. Мещаниновым, О. Цадкиным, М. Шагалом; в 1915 познакомился с А. Модильяни, который стал ему наиболее близок. В том же году переехал в мастерскую в «Сйе Falguiere», близ Монпарнаса. Несколько лет жил чрезвычайно бедно. Писал пейзажи, натюрморты, портреты в экспрессионистской манере. Излюбленные сюжеты: кровавые туши в красно-пурпурной гамме, мертвые птицы и дичь в темно-зеленых и синих тонах, портреты певчих, горничных и грумов, автопортреты. С 1916 по совету Модильяни его картины начал покупать маршан Л. Зборовский. В 1918 вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер. В 1919-22 при поддержке Зборовского жил в Сере, на юге Франции. Исполнил более 200 картин, преимущественно пейзажей, часть из которых позже уничтожил. С 1922 жил в основном в Париже, иногда выезжал в Кань, Ванс, Ниццу, Бордо. В 1922-23 начал успешно продавать картины, большинство из которых приобретал коллекционер и меценат из Филадельфии Альберт Барнес. С этого времени был материально обеспечен; пришла известность. В 1928 о нем вышла монография Вальдемара Жоржа, в 1929 - Эли Фора. Участвовал в групповых выставках в кафе «Le Pamasse» (1921), выставках русских художников в парижских галереях La Licome (1923), L’lipoque (1931, группа «Числа»), d ’Alignan (1931), La Renaissance (1932), Zak (1936, организована журналом «Наш Союз») и в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). В 1927 провел первую персональную выставку в галерее Bing в Париже, затем - в Чикаго (Art Club, 1935), Нью-Йорке (галереи Valentine, 1936 и 1938; Carstairs, 1940), Лондоне (Leicester, 1937, ретроспектива) и Вашингтоне (Philips, 1943). В 1930-35 проводил летние месяцы в Леве, близ Шартра, у друзей - супругов Мадлен и Марселена Кастэн, писал пейзажи. В 1938 жил в парижском квартале Villa Seurat, по соседству с X. Орловой и Генри Миллером. В начале войны оставался в Париже, хотя получил приглашение эмигрировать в США. С 1941 с поддельными документами скрывался у друзей в деревне близ Шинона. Острый приступ язвы желудка вынудил срочно вернуться в Париж и лечь в больницу. Умер на следующий день после операции. Похоронен на Монпарнасском кладбище. В числе нескольких друзей на похоронах были Пабло Пикассо и Макс Жакоб. Первые посмертные выставки состоялись еще до окончания войны - в рамках Осеннего салона (1944) и в галерее de France (1945). В послевоенные годы наиболее крупные мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (1950/51, 1976) и Париже (1956, Дом французской мысли). В 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне состоялась выставка «Сутин и его круг». В Париже, недалеко от вокзала Монпарнас, ему установлен бронзовый памятник работы А. Блатаса. Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
СУТИН Хаим
1893 {по др. св. 1894),м. Смиловичи, Минской губ. - 9.8.1944, Париж) - живописец. Сын портного по ремонту одежды, десятый ребенок в бедной еврейской семье. В 1907 бежал из дома в Минск, работал учеником фотографа, брал уроки рисования у художника Крюгера.
С 1910 в Вильно, посещал там художественную школу. В 1913 на деньги, собранные виленской интеллигенцией, отправился в Париж вместе с друзьями по школе - М.Кикоиным и П.Кременем. Поселился на Монпарнасе в квартале «La ruche» (Улей), жил одно время у О.Мещанинова, поступил в Академию Ф.Кормона. В первые годы пребывания в Париже познакомился с Д.Риверой, Ф.Леже, Ж.Ли11шицем, О.Цадкиным, М.Шагалом, в 1915-с А.Модильяни. Вел полуголодное существование; по свидетельству И.Эренбурга, встречавшего С, в кафе «Ротонда», «у него были глаза затравленного зверя». В начале 1-й мировой войны хотел вступить добровольцем во французскую армию, но был забракован по состоянию здоровья. В 1918 Модильяни познакомил С. с художником и поэтом Л.Зборовским, на средства которого С. обосновался в 1919 в горном городке Кере на границе с Испанией, где жил до 1922. Участвовал в выставках «47 с Парнаса», «Сотня с Парнаса» (1920-21), в выставке группы русских художников «Удар» (1923).
Все свои картины, заполненные «простыми вещами», писал с натуры; учился у художников разных эпох и, по словам Ш.Вильямса, «какимто образом умудрялся сочетать смелость Ван Гога, страстность немецких экспрессионистов и видение Рембрандта мясной лавки»; с влиянием Ф.Достоевского связаны в творчестве С. мучительный надлом и сочувствие униженным и оскорбленным. Память о тяжелом детстве и нищете в годы парижской юности воплотились в натюрмортах периода войны («Натюрморт с селедкой», «Натюрморт с супницей», «Натюрморт с трубкой») и 20-х («Рыбы и томаты», 1926-27), отвращение к жестокости - в изображениях убитых животных («Бычья туша», 1925). В 1922-23 начал серию портретов «Пироженщики», в конце 20-х- серию портретов служащих ресторанов («Грум», 1927; «Посыльный у «Максима», 1933 и др.). В гротескных автопортретах (1918, 1920, 1923-24) утрировал свой образ. Экспрессивны пейзажи С.: «После грозы», «Ветреный день», «Дерево на ветру» (1939).
Получил европейскую и мировую известность после того, как по рекомендации Зборовского около ста картин С. приобрел в конце 1923 американский искусствовед и меценат доктор А.Барнс, основатель фонда Барнса в Марионе близ Филадельфии, и примерно столько же - французские маршаны.И.Грабарь, побывавший в 1929 во Франции, писал, что к этому времени С. был уже «баловнем счастья», ему одному прощали отступление от стандартных размеров холста.К.Коровин считал С. одним из «пяти-шести лучших художников мира» и ставил его наравне с К.Моне, П.Сезанном и О.Ренуаром. Протестуя против диктата маршанов, предпочитавших одни и те же мотивы произведений С., художник избегал выставок. Зависимость от маршанов привела к тому, что его работы оказались непредставленными (несмотря на обещания прислать их) на выставке «Современное французское искусство» в Москве (1928), где, по словам А.Эфроса, С, - «столь известный Парижу и столь неведомый у нас» был бы «выразительнейшим художником русской группы». В период господства в СССР «социалистического реализма» имя С. приводилось в подтверждение того, что «Запад гниет», т.к. художник «пишет только гнилое мясо»; лишь из воспоминаний Эренбурга советский читатель узнал, что о работах С. мечтали музеи всего мира. Первая и единственная прижизненная персональная выставка С. во Франции состоялась в парижской галерее «Бинг» в 1927, другие прошли за рубежом: в Чикаго (1935); Нью-Йорке (1936, 1938, 1940, 1943); Лондоне (1937); Вашингтоне (1943).
С 1929 С. жил в Леве, близ Шартра. Несмотря на достаток, а в 30-е и богатство, С., как писал Эфрос, «неловкий, милый, местечковый, удивленный неожиданной славой», не знал, «что делать теперь со своими несколькими комнатами и телефоном», и по-прежнему был убежден, что художник только тогда способен почувствовать чужую беду, если сам неблагополучен и неустроен. В 1939 безуспешно пытался вступить в армию. После разгрома Франции гитлеровцами не принял предложение уехать в США; два года находился в «свободной зоне», в департаменте Турень. Обострение язвенной болезни заставило С, тайно приехать в Париж; умер на следующий день после запоздалой операции. В 40-50-х в странах Европы и в США состоялись его мемориальные выставки, в том числе в Париже в 1945 и 1959: выставка «Сутин и его круг» - в 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне,
С 1910 в Вильно, посещал там художественную школу. В 1913 на деньги, собранные виленской интеллигенцией, отправился в Париж вместе с друзьями по школе - М.Кикоиным и П.Кременем. Поселился на Монпарнасе в квартале «La ruche» (Улей), жил одно время у О.Мещанинова, поступил в Академию Ф.Кормона. В первые годы пребывания в Париже познакомился с Д.Риверой, Ф.Леже, Ж.Ли11шицем, О.Цадкиным, М.Шагалом, в 1915-с А.Модильяни. Вел полуголодное существование; по свидетельству И.Эренбурга, встречавшего С, в кафе «Ротонда», «у него были глаза затравленного зверя». В начале 1-й мировой войны хотел вступить добровольцем во французскую армию, но был забракован по состоянию здоровья. В 1918 Модильяни познакомил С. с художником и поэтом Л.Зборовским, на средства которого С. обосновался в 1919 в горном городке Кере на границе с Испанией, где жил до 1922. Участвовал в выставках «47 с Парнаса», «Сотня с Парнаса» (1920-21), в выставке группы русских художников «Удар» (1923).
Все свои картины, заполненные «простыми вещами», писал с натуры; учился у художников разных эпох и, по словам Ш.Вильямса, «какимто образом умудрялся сочетать смелость Ван Гога, страстность немецких экспрессионистов и видение Рембрандта мясной лавки»; с влиянием Ф.Достоевского связаны в творчестве С. мучительный надлом и сочувствие униженным и оскорбленным. Память о тяжелом детстве и нищете в годы парижской юности воплотились в натюрмортах периода войны («Натюрморт с селедкой», «Натюрморт с супницей», «Натюрморт с трубкой») и 20-х («Рыбы и томаты», 1926-27), отвращение к жестокости - в изображениях убитых животных («Бычья туша», 1925). В 1922-23 начал серию портретов «Пироженщики», в конце 20-х- серию портретов служащих ресторанов («Грум», 1927; «Посыльный у «Максима», 1933 и др.). В гротескных автопортретах (1918, 1920, 1923-24) утрировал свой образ. Экспрессивны пейзажи С.: «После грозы», «Ветреный день», «Дерево на ветру» (1939).
Получил европейскую и мировую известность после того, как по рекомендации Зборовского около ста картин С. приобрел в конце 1923 американский искусствовед и меценат доктор А.Барнс, основатель фонда Барнса в Марионе близ Филадельфии, и примерно столько же - французские маршаны.И.Грабарь, побывавший в 1929 во Франции, писал, что к этому времени С. был уже «баловнем счастья», ему одному прощали отступление от стандартных размеров холста.К.Коровин считал С. одним из «пяти-шести лучших художников мира» и ставил его наравне с К.Моне, П.Сезанном и О.Ренуаром. Протестуя против диктата маршанов, предпочитавших одни и те же мотивы произведений С., художник избегал выставок. Зависимость от маршанов привела к тому, что его работы оказались непредставленными (несмотря на обещания прислать их) на выставке «Современное французское искусство» в Москве (1928), где, по словам А.Эфроса, С, - «столь известный Парижу и столь неведомый у нас» был бы «выразительнейшим художником русской группы». В период господства в СССР «социалистического реализма» имя С. приводилось в подтверждение того, что «Запад гниет», т.к. художник «пишет только гнилое мясо»; лишь из воспоминаний Эренбурга советский читатель узнал, что о работах С. мечтали музеи всего мира. Первая и единственная прижизненная персональная выставка С. во Франции состоялась в парижской галерее «Бинг» в 1927, другие прошли за рубежом: в Чикаго (1935); Нью-Йорке (1936, 1938, 1940, 1943); Лондоне (1937); Вашингтоне (1943).
С 1929 С. жил в Леве, близ Шартра. Несмотря на достаток, а в 30-е и богатство, С., как писал Эфрос, «неловкий, милый, местечковый, удивленный неожиданной славой», не знал, «что делать теперь со своими несколькими комнатами и телефоном», и по-прежнему был убежден, что художник только тогда способен почувствовать чужую беду, если сам неблагополучен и неустроен. В 1939 безуспешно пытался вступить в армию. После разгрома Франции гитлеровцами не принял предложение уехать в США; два года находился в «свободной зоне», в департаменте Турень. Обострение язвенной болезни заставило С, тайно приехать в Париж; умер на следующий день после запоздалой операции. В 40-50-х в странах Европы и в США состоялись его мемориальные выставки, в том числе в Париже в 1945 и 1959: выставка «Сутин и его круг» - в 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне,
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции