СУВЧИНСКИЙ Петр Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сувчинский, Петр Петрович

[Шелига-Сувчинский; 05(17).10.1892 — 1985)] — философ, публицист, музыковед, лит. критик. Уроженец Петербурга. С ранних лет отличался разносторонней гуманит. подготовкой. Серьезно занимался музыкой (учился в Петроградской консерватории); изучал историю, имел склонность к литературе и филос. До революции выпускал в Киеве музыкальный ж. После Октябрьской революции эмигрировал в Болгарию. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким и Г.В.Флоровским стал основателем евразийского течения, о чем возвестил вышедший в 1921 в Софии первый евразийский сб. "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Поселившись ненадолго в Берлине, затем переезжает в Париж. Скончался в Париже. Первоначально евразийство, основываясь на геогр., геополит., ист. материале, задумывалось как историософское течение, утверждавшее особый путь развития России, отличный от зап. и вост. Перенося акцент на близость рус. и тюркского культурно-психол. типа, евразийцы опирались на новое понимание росс. истории, особенно эпохи татаро-монгольского завоевания и становления рус. государственности. К концу 20-х и особенно в 30-е гг. евразийское движение все более политизировалось, принимая облик партии, со своей полит. программой, идеологией, соц.-экон. учением и организацией. С. активно работал и печатался в евразийских сб., периодических и непериодических изд., таких как "Евразийский временник", "Евразийская хроника", газ. "Евразия". С. являлся одним из ред. известного эмигрантского ж. "Версты". В конце 20-х гг. вместе с ред. колл. газ. "Евразия" критиковался за искажение евразийской идеи, апологию сов. строя, подмену истинного православия учением Н.Федорова о "всеединстве". Был также идейно близок к движению "сменовеховцев", Ю.В.Ключникову, Н.В.Устрялову. Кроме филос.-публицистической деятельности, С. занимался также вопросами теории искусства. Был в дружеских отношениях с С.Прокофьевым и И.Стравинским. После Второй мировой войны и распада евразийского движения полностью сконцентрировался на музыкально-эстетич. проблемах. Известен во Франции как видный музыковед и критик.


Г.Т.Койшибаев


Наиболее известным имя С. стало в 20—30-е гг. нашего столетия в качестве одного из основателей и дух. вождей евразийского движения. Вопросы филос., культуры, политики, историософии, соц. психол. стали стержневыми вопросами его многочисленных публикаций тех лет. "Страсть и опасность", "Знамение былого", "Типы творч.", "Монархия или сильная власть", "К типологии правящего слоя в новой России", "Два Ренессанса" — это только небольшая часть написанного С. Ярый противник материализма как порождения "евро-поберлинской культуры", С. уверен, что "законы истории" — рационалистическое выражение западноевроп. индивидуализма — неприемлемы для понимания сути России — Евразии. Несовместимость культур — евразийской и европ. — индивидуальной личности Запада и соборной личности Евразии служит непреодолимым барьером для переноса ценностных установок и ориентиров с Запада на Восток. Попытка преодолеть этот барьер чревата для России несчастьями и потрясениями, о чем ярко свидетельствует, по мнению С., Октябрьская революция. По глубокому его убеждению, процессы, охватившие нашу страну, своей гл. причиной имеют "самопредательство" России, выразившееся в том, что рус. народ "из народа-богоносца стал, сам того не замечая, народом-богоборцем" (Евразийский временник. Кн.III. Берлин, 1923. С.37). Только в подъеме самосознания, православного мироощущения гл. соборной личности — рус. народа —можно видеть выход России из плена. "И мечом, и политикой Россию не освободить. Она победит свой плен и, может быть, плен всего мира внутрен. ростом и вдохновением своих культурных сил" (На путях. Утверждение евразийцев. Кн.2. 1922. С.127).



В.Я.Пащенко


Соч.: Сила слабых // Исход к Востоку. София, Кн.1. 1921; Эпоха веры // Там же; Вечный устой // На путях. Кн.2. Берлин, 1922; Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Кн.3. Берлин, 1923; К преодолению революции // Там же. Страсти и опасности // Россия и латинство. Берлин, 1923; Идеи и методы // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн.4; Два ренессанса: 90—900-е и 20-е гг. // Версты. Париж, 1926. Вып.1; К познанию современности // Евразийский временник. Берлин, 1927. Кн.5; К типологии правящего слоя новой России // Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып. 10.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СУВЧИНСКИЙ Петр Петрович
граф Шелига-Сувчинский) (5.10.1892, Петербург 24.1.1985, Париж) - философ, музыковед, литературный критик, пианист, педагог. Родился в семье председателя правления русского Товарищества «Нефть», потомственного польского дворянина.
Детские и юношеские годы С. прошли в родовом имении в селе Тхоржовка под Полтавой на Украине. Занимаясь самообразованием, достиг всесторонней культуры, в том числе музыкальной. Пианист профессионального уровня, С. в 1900-е совершенствовался у Ф.Блуменфельда. В 1910-е вошел в круг деятелей культуры, близких «Миру искусства», сдружился с В.Мейерхольдом, С.Дягилевым, А.Ремизовым, встречался с А.Блоком. В 1915-17 вместе с А.Римским-Корсаковым издавал в Петербурге журнал «Музыкальный современник» (с приложением), в котором пропагандировались новаторские течения в русской и европейской музыке. На вечерах современной музыки, проводимых журналом, исполнялись новые сочинения С.Прокофьева, И.Стравинского, Н.Мясковского (с ними С. был связан многолетней дружбой). Для Мясковского С. написал либретто оперы «Идиот» по Достоевскому (не осуществлена композитором), для Прокофьева (который посвятил С. свою Пятую сонату для фортепиано) - вариант текста «Кантаты о Ленине» (впоследствии «Кантата к XX-летию Октября»). Совместно с Б. Асафьевым С. в 1917-18 издавал в Петербурге сборники «Melos».
В 1920 эмигрировал, поселился сначала в Берлине, затем в Париже. В 1921 основал в Софии вместе с П. Савицким, Г.флоровским и Н.Трубецким культурное движение «Евразия», идейные положения которого были изложены ими в сборнике «Исход к Востоку» (София, 1921). Центральный тезис: «Россия - «третий континент» между Европой и Азией (Евразия) - в новых, пореволюционных условиях призвана обновить культурный мир Запада, размывая политически большевизм неизбежным возвращением русского народа к православным ценностям. В евразийских организациях, весьма разветвленных, идеологом которых с 1923 стал Л.Карсавин (С.
был женат на одной из дочерей Карсавина), сменивший в этой роли Флоровского, С. выполнял функции координатора. Кружки евразийцев, не без участия С., распространились по всей Европе, они были в Харбине, в США. Вместе с Савицким С, проводил конгрессы «Евразии» в Праге и Лондоне. С начала 30-х, когда обнаружились связи некоторых евразийцев (главным образом, «младороссов»; типичный их представитель - муж М.Цветаевой, С.Эфрон) с советскими органами безопасности, «Евразия» стала клониться к закату и в конце 30-х прекратила существование.С.
отошел от нее одним из последних. В 20-е в евразийских изданиях (София, Париж, Берлин) С. опубликовал историософские очерки о России, статьи о Н.Федорове, В.Розанове, А.Блоке и др. В 30-е для С.
эмиграция на некоторое время стала мостом (во многом иллюзорным) между новой русской зарубежной и советской культурами. Он переписывался с Горьким, пытался установить контакты с Б.Пастернаком, которого высоко ценил, встречался с приезжавшими тогда на Запад В.Мейерхольдом, И.Бабелем, И.Эренбургом. Четко обозначился и круг единомышленников С. в предвоенные годы: кроме Л.Карсавина и некоторых бывших евразийцев, это прежде всего А.Ремизов, которого С. проводил до могилы (в архиве С. сохранилось несколько десятков книг с дарственными Ремизова, письма): С.Прокофьев, М.Цветаева - до их возвращения в СССР; И.Стравинский, знакомство с которым переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Философские изыскания С. в области музыкального времени были использованы Стравинским в его лекциях «Музыкальная поэтика», изданных в 1942, Стравинский говорил, что С. - «единственный русский», который олицетворяет для него Россию. В то же время происходило сближение С. с художественными кругами Франции, которое стало особенно тесным после войны, когда театральный деятель А. Арто пригласил С. в качестве консультанта постановок пьес русских авторов, На этой же почве происходило сотрудничество с актером и режиссером Ж.-Л.Барро, поддержавшим С. в его просветительском начинании - проведении концертов, на которых французской публике, как некогда в Петербурге, демонстрировались новые сочинения композиторов-»авангардистов» (П.Булеза, К.Штокгаузена, Л.Ноно и др.). Так, в 1953 возникли просуществовавшие более 10 лет концерты «Domain Musical», во главе которых, кроме С. и Ж.-Л.Барро, стояли П.Булез и Г.Шерхен. Последние десятилетия жизни С.
отдал поиску, с целью показа широкой публике, музыки молодых талантливых композиторов, в том числе из России (исполнялись сочинения А.Волконского, Э.Денисова). В эти же годы С. создал капитальный труд «Век русской музыки» (на франц. яз., издан частично), опубликовал статьи о русской музыке и литературе. В конце жизни вел активную переписку с деятелями культуры в России (среди них Б.Пастернак, М.Юдина), Давал частные уроки игры на фортепиано, в том числе известным пианистам Г.Анда, Н.Анрио-Швейцер.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции