СУВОРИН Алексей Сергеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУВОРИН Алексей Сергеевич
псевдонимы - Бобровский, Незнакомец) (11.09.1834 - 11.08.1912), русский публицист, издатель, беллетрист. Сын государственного крестьянина, дослужившегося до чина капитана. В 1861 переехал в Москву и стал сотрудником "Русской речи", печатался в "Современнике", "Отечественных записках" и др. С декабря 1862 жил в Петербурге. В 1863-75 - сотрудник "Санкт-Петербургских ведомостей", в 1875-76 - "Биржевых ведомостей". Изданный в 1866 роман Суворина "Всякие", был уничтожен по приговору суда, а Суворин подвергнут аресту. В 1876 Суворин стал владельцем газеты "Новое время", которой вскоре придал русское патриотическое направление. Газета получила широкое распространение. В 1911 Суворин учредил издательство "Новое время". Создал "Контрагентство печати" - монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей России. Издавал многочисленные справочники "Весь Петербург" (с 1894), "Вся Москва" (с 1895), "Вся Россия" (с 1895), "Русский календарь" (с 1872), с 1880 - "Исторический вестник", труды по истории России (А.Г. Брикнера, Н.К. Шильдера и др.). Основал театр в Петербурге.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Суворин Алексей Сергеевич

Суворин (Алексей Сергеевич) - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М.Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным . В изданной Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский . С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Московском Вестнике", "Весельчаке" и "Русском Дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в "Русской Речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Русской Речи". Когда "Русская Речь" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурой). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л.Н. Толстого - "Жизнь патриарха Никона" (есть отдельное издание), в "Отечественных Записках" - рассказ "Отверженный" (1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русском Инвалиде" (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "Санкт-Петербургских Ведомостей", занявших, после перехода к В.Ф. Коршу , одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина, в 1866 г., судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литературному делу за 1866 г.", Черепина, Москва, 1867). Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Санкт-Петербургских Ведомостях" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову , Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 - 1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, № 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1879, № 1 и 2; "В гостях и дома [Заметки о Германии]", 1870, № 1; "Историческая сатира" ["История одного года" Щедрина], 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В.Ф. Корш и его редакция были устранены от "Санкт-Петербургских Ведомостей" (см. Б. Маркевич , Корш, "Санкт-Петербургские Ведомости"), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из "Санкт-Петербургских Ведомостей" вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин, в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены за несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" Полетики , а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым , "Новое Время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового Времени" к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "Санкт-Петербургские Ведомости"; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1 - 2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. "Новое Время", XXI, 278). Лично Суворин, впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "Санкт-Петербургских Ведомостях"; она большей частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность Суворина с приобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы Суворин усердно занялся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, Суворин известен благодаря пользовавшейся большим успехом драме "Татьяна Репина" (отд., Санкт-Петербург, 1889; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1899). Такой же успех имела и драма "Медея", написанная Сувориным в сотрудничестве с В.П. Бурениным (Санкт-Петербург, 1883; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1892). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения Суворина роман "В конце века Любовь" (Санкт-Петербург, 1893; 3-е изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (Санкт-Петербург, 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (Санкт-Петербург, 1900). С 1872 г. Суворин издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового Времени" Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для не послужили немецкие "Universal-Biblothek" Реклама и французская "Bibliotheque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008

Суворин, Алексей Сергеевич

Суворин Алексей Сергеевич


Суворин Алексей Сергеевич (1881)


— известный журналист. Род. в 1834 г. в селе Коршеве, Бобровского уезда Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Москов. вестн.", "Весельчаке" и "Русск. дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Рус. речи". Когда "Рус. речь" прекратилась, С. занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурою" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка" в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого — "Жизнь патриарха Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. зап." — рассказ "Отверженный" (1863, №1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. С. переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. инвал." (за подписью А. И—н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С.-Петерб. вед.", занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь С. под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С. в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г." Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в "СПб. вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С. расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики — Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869—1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, №№ 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1870, №№ 1 и 2; "В гостях и дома (Заметки о Германии)", 1870, №№ 9 и 10; "Русская драматич. сцена", 1871, № 1; "Историческая сатира" ("История одного города" Щедрина), 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. О. Корш и его редакция были устранены от "С.-Петер. вед." (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный уход С. из "СПб. вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большею частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых ведомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел вместе с В. И. Лихачевым "Новое время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "СПб. вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых №№. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркою выразительницею симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1—2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. Новое Время). Лично С., впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб. ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. с приобретением "Нового времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большим успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г. С. издает весьма распространенный "Русский календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового времени" С. основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая библиотека" (образцом для нее послужили нем. "Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Bibliothèque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.



С. Венгеров.


{Брокгауз}





Суворин, Алексей Сергеевич


[1834—1912] — журналист, издатель, драматург. Журналистская карьера С. началась с умеренно-либеральных фельетонов и очерков, которые он под псевдонимами "А. Бобровский" и "Незнакомец" помещал в "С.-Петербургских ведомостях" В. Ф. Корша и в "Биржевых ведомостях". Эти фельетоны, изданные отдельной книгой под названием "Всякие" [СПб, 1866], послужили причиной ареста С.; сама книга была уничтожена цензурой (изд. 2-е, СПб, 1909).


В 1876 С. купил газету "Новое время", вызвавшую на первых порах оптимистические ожидания буржуазно-демократической интеллигенции. Однако через некоторое время с полной очевидностью выяснился подлинный политический облик Суворина как фактического редактора и издателя газеты.


Политическую физиономию "Нового времени" Салтыков-Щедрин метко охарактеризовал кличкой "Чего изволите". Ставшая на ряд лет самым распространенным изданием в России, газета "Новое время" двусмысленно называлась Сувориным "парламентом мнений". Часто Суворин помещал в ней статьи диаметрально противоположных направлений. Суворин печатал в "Новом времени" свои "Маленькие письма", свидетельство превращения недавнего либерала и западника, противника Каткова в открытого охранителя-славянофила, великодержавного шовиниста, злобного, непримиримого врага развивавшегося рабочего движения.


В годы реакции С. выступает вместе со Столыпиным и Дурново как ярый монархист, черносотенец, ревностный охранитель царского самодержавия.


С. основал большое книгоиздательство с сетью книжных магазинов, организовал монопольное "Контрагентство печати", продвигавшее к провинциальному читателю патриотическую литературу.


С конца 80-х гг. С. занялся театром, возглавляя литературно-артистический кружок в Малом театре, где поставил свою пьесу "Татьяна Репина" [1889]. Пьеса эта, написанная в мелодраматических тонах, посвящена описанию трагической смерти известной провинциальной актрисы Кадминой. Продолжение этой пьесы под тем же названием написано было А. П. Чеховым [1889]. Именно в эти годы, еще до того, как С. превратился в махрового реакционера, Чехов был с ним в дружеских отношениях, хотя и тогда оба писателя занимали разные идейно-политические позиции.


К драматургическим опытам С. относится также драма "Медея" (вместе с В. Бурениным) и др. пьесы, маловыразительные и слабые со стороны идейной и сценической. Беспринципность С. ярко вскрывается в случайно найденном интимном его дневнике, в котором он критикует своих виднейших современников, а иногда и всю общественно-политическую систему, которой он раболепно служил.



Библиография: I. Незнакомец (А. Суворин), Очерки и картинки, кн. 1—2, СПб, 1875; Суворин А., Татьяна Репина, СПб, 1913; 3-е изд., СПб, 1899; Суворин А., В конце века. Любовь. Роман, СПб, 1893, 3-е изд., СПб, 1913; Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову, СПб, 1913. Дневник А. С. Суворина. Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского, М. — П., 1923; Письма русских писателей к А. С. Суворину. Подготовил к печати Д. И. Абрамович, Л., 1927.


III. Mезиеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПб, 1902.


М. Л.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008