СВАРОГ
СВАРОГ
гл. бог рус.-слав. мифологии, бог неба, огня небесного. С. — отец бога солнца Дажбога и бога земного огня — Сварожича. Этимологию имени С. связывают с санскритскими svargas, что означало «небо».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СВАРОГ
гл. бог рус.-слав. мифологии, бог неба, огня небесного. С. - отец бога солнца Дажбога и бога земного огня - Сварожича. Этимологию имени С. связывают с санскритскими svarg?s, что означало "небо". Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Др. Русь, "Зап. историко-филологич. ф-та СПБ ун-та", 1914, ч. 117; Рыбаков Б. A., Осн. проблемы изучения слав. язычества, М., 1964.
СВАРОГ
небо — древнеславянское божество, покровитель небесного огня. Эпоха культа С. датируется концом бронзового и началом железного века (1-е тысячелетие до н. э.). Согласно мифу, С. сбросил или уронил с небес кузнечные клещи и «поча люди оружье ковати». С его культом связывается также установление патрилокального моногамного брака. С. — отец Дажбога и Саврожича.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СВАРОГ
в древнерусской языческой мифологии бог огня. В его лице в дохристианской Руси поклонялись огню. В языческих представлениях Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу - рождающее Дажьбога, родоначальника русских. В Ипатьевской летописи (1114) говорится: "Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сын его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогь".
О. П.
О. П.
Сварог
Вторым по значению богом после Перуна был Сварог.
Сварог – бог неба, бог огня небесного. Он был олицетворением лучезарного солнца. Происхождение имени Сварога неясно, скорее всего, оно являлось эпитетом лучезарного солнца и связано с индоевропейским и славянским корнем «свар», означающим нечто жгучее, сияющее.
В хронике Иоанна Малалы (переведенной в X веке) имя Сварог соответствует греческому Гефесту, а сын Сварога – солнце – назван Дажьбогом. «Сын Сварогов еще есть Дажбог», т. е. солнце.
Бог солнца, он же бог огня, у балтийских и восточных славян названы одним и тем же именем Сварожич, т. е. дети бога Сварога.
У западных славян – чехов, словаков, мораван – бог солнца был известен под именем Ясонь, т. е. ясный, белый бог, Белобог. Имя бога Ясонь продолжает бытовать до сих пор в топонимике на огромном пространстве территории, занятой в настоящее время или занимавшейся некогда в прошлом славянами в Богемии, Моравии, Далмации, Славонии, Хорватии, Штирии, Крайне, Истрии, Сербии, Галиции, Силезии, Саксонии, Пруссии, Мекленбург-Шверине.
Бог Сварожич у балтийских славян имел своего идола в Ретрском храме. Ему был посвящен содержавшийся при храме конь. В этом же Ретрском храме, по данным более поздних авторов XI и XII вв., находился золотой идол бога Радегаста, которого эти авторы называют главным богом Ретрского святилища. Очевидно, Сварожич и Радегаст были только разными именами одного и того же бога солнца, Сварожича, который был вместе с тем и богом огня, и богом войны (имел соответственные атрибуты – вооружение, на голове – птица с распростертыми крыльями, на груди – изображение головы быка), а также и богом плодородия. Бог Радегаст пользовался у славян широкой популярностью, и имя его отложилось во множестве географических названий у западных и восточных славян.
Сварог – бог неба, бог огня небесного. Он был олицетворением лучезарного солнца. Происхождение имени Сварога неясно, скорее всего, оно являлось эпитетом лучезарного солнца и связано с индоевропейским и славянским корнем «свар», означающим нечто жгучее, сияющее.
В хронике Иоанна Малалы (переведенной в X веке) имя Сварог соответствует греческому Гефесту, а сын Сварога – солнце – назван Дажьбогом. «Сын Сварогов еще есть Дажбог», т. е. солнце.
Бог солнца, он же бог огня, у балтийских и восточных славян названы одним и тем же именем Сварожич, т. е. дети бога Сварога.
У западных славян – чехов, словаков, мораван – бог солнца был известен под именем Ясонь, т. е. ясный, белый бог, Белобог. Имя бога Ясонь продолжает бытовать до сих пор в топонимике на огромном пространстве территории, занятой в настоящее время или занимавшейся некогда в прошлом славянами в Богемии, Моравии, Далмации, Славонии, Хорватии, Штирии, Крайне, Истрии, Сербии, Галиции, Силезии, Саксонии, Пруссии, Мекленбург-Шверине.
Бог Сварожич у балтийских славян имел своего идола в Ретрском храме. Ему был посвящен содержавшийся при храме конь. В этом же Ретрском храме, по данным более поздних авторов XI и XII вв., находился золотой идол бога Радегаста, которого эти авторы называют главным богом Ретрского святилища. Очевидно, Сварожич и Радегаст были только разными именами одного и того же бога солнца, Сварожича, который был вместе с тем и богом огня, и богом войны (имел соответственные атрибуты – вооружение, на голове – птица с распростертыми крыльями, на груди – изображение головы быка), а также и богом плодородия. Бог Радегаст пользовался у славян широкой популярностью, и имя его отложилось во множестве географических названий у западных и восточных славян.
Источник: Славянская энциклопедия.