— дочь действительного тайного советника и статс-секретаря императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. Мать ее была дочь генерал-майора Ив. Болтина, известного историка. С. род. 22 ноября 1782 г. Благодаря заботам просвещенного отца, она получила прекрасное образование во французском духе, знала прекрасно французский, немецкий и итальянский языки и даже училась латинскому и еврейскому, знание которых считалось тогда фундаментом высшего и основательного образования. Еще ребенком, нервная, впечатлительная девочка обнаруживала развитие не по летам: так, в 1789 г. она, будучи семи лет, множеством маленьких свеч осветила галерею дома и этой иллюминацией, к удивлению отца, праздновала "взятие Бастилии и освобождение бедных заключенных". По воцарении Павла, шестнадцатилетняя Соймонова представлена была ко двору и пожалована во фрейлины императрицы Марии Феодоровны. В семнадцать лет, по воле отца, вышла замуж за генерала от инфантерии Н. С. Свечина, которому в то время было 42 года. Вскоре после свадьбы, отец ее был выслан из Петербурга и умер в Москве от удара. Это внезапное горе, постигшее любящую дочь, и было первым поводом к религиозным размышлениям, в которых протекла потом вся жизнь С. В то время в Петербурге, в салонах высшего общества, можно было встретить немало эмигрантов, бежавших из Франции во время революции. В числе этих эмигрантов был, между прочим, и некто д´Огар, ревностный приверженец Бурбонов, человек фанатически преданный католицизму, занимавший уже на русской службе должность императорского библиотекаря. С. поддалась увлекательной пропаганде д´Огара, а затем сблизилась с графом Жозефом де Местром, нравственное обаяние которого испытывали и более непреклонные, чем С., личности. Восставая в своих письмах к фрейлине Р. Стурдзе и записках к А. Тургеневу против мистицизма и иллюминатов и не сочувствуя влиянию при дворе баронессы Крюднер, С., под влиянием графа де Местра, удалилась в деревню, чтобы общественная жизнь не могла отвлечь ее от изучения католических догматов, и принялась за чтение книг, рекомендованных гр. де Местром. В конце 1815 г. она отреклась от родной веры и в своей гостиной в первый раз исповедовалась по римскому обряду иезуиту Розовану. После указа о высылке из Петербурга иезуитов (20 декабря 1815 г.) де Местр выехал за границу; за ним последовала и С. и в зиму 1816—1817 гг. была уже видной фигурой в великосветских салонах Парижа, а через несколько лет ее салон сделался одним из самых заметных в Париже. Благодаря своему уму, начитанности и женской хитрости, С. умела собирать в своем салоне громадное общество: здесь бывали и гр. Монталамбер, и патер Лакордер, и г-н Ламенне, и весь цвет парижского общества. В 1833 г. С. открыла у себя домашнюю церковь, получившую впоследствии большую известность: парижский архиепископ сам ее освящал, а знаменитости клерикального мира, патеры Равиньян, Лакордер, Геранже, аббат Дюпанлу и др., почитали за честь служить там обедни и произносить проповеди. Стены капеллы С. видели немало отречений от родной, православной веры и возвращений заблудших в лоно католичества. Умерла С. в Париже 10 сентября 1859 г., причем после ее смерти упорно держался слух среди вождей клерикальной партии в Париже о канонизации ее. Все сочинения С. изданы после ее смерти и состоят почти исключительно из афоризмов, среди которых наряду с блестящими и оригинальными мыслями встречаются странные и даже непонятные, особенно, напр., в ее сочинении на французском языке, озаглавленном: " Клюква подснежная". В 1860 г. в Париже появилось сочинение в двух томах графа Фаллу: "Madame Swetchine, sa vie et ses oeuvres", сочинение, выдержавшее в два года пять изданий. В первом томе сочинения графа Фаллу помещена биография С., написанная весьма ловко, с иезуитским искусством, а во втором томе — ее обширная переписка с друзьями: гр. де Местр, Криденер, герцогиней Дюра, маркизой Монкальм, Стурдзой, Лакордером, Равиньяном и другими светилами клерикального мира. До издания этой книги несколько писем С. были напечатаны графом де Фаллу в "Le Correspondant", 1859, t. 12, 2 livr. Затем появились: 1) Lettres de m-me Swetchine, publiées par le comte Falloux", Paris, 1862; 3-me édition, 1873. 2) "Correspondance du K. P. Lacordaire et de m-me Swetchine", publiée par le comte Falloux, quattres éditions, Paris, 1864, 5-me éd., 1868. 3) "Lettres inédites de m-me Swetchine", Paris, 1862; deuxième édition 1862. 4) "Choix de méditations et de pensées chrétiennes publiées par le comte de Falloux", Tours, 1867. 5) "Journal de ma conversion. Méditations et prières", Paris, 1863, 2-me éd. 1868. 6) "Nouvelles lettres, publiées par le marquis de Lagrange", Paris, 1875. Пеpeписка С. с Алексисом Токвилем напечатана в "С.-Петербургских Ведомостях" (1859 г., № 269) и в "Русском Инвалиде" (1860 г., № 158). Успех, с которым были встречены во Франции сочинения С., свидетельствует во всяком случае о широкой популярности, которой пользовалась С. и не в одних только великосветских салонах, но и среди парижского населения вообще.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Еrn. Naville, "Madame Swetchine, esquisse d´une étude biographique". Genève, 1863. — Falloux, "Madame Swetchine, sa vie et ses ouevres", 2 v. Paris, 1860. — Arm. de Pichard, "Madame Swetchine et le comte de Maistre", Bordeaux, 1864. — М-me Bourdon, "Les servantes de Dieu". 2-е éd., Paris, 1869. — E. Deschamps, в "Bulletin du bibliophile belge" 1860, № 1, série XIV. — "Une âme chrétienne dans sa vie du monde",в "Revue des deux Mondes" 1861 г.; там же статья Ch. de Mazade (1869, 1 mars). — "Madame Swetchine et la critique en Russie", в "Correspondant", 1860 г. — Ghennady, "Les écrivains franco-russes", Dresden, 1874. — Е. Тур: "Г-жа Свечина", в "Русском Вестнике", 1860 г., т. XXVI. — Циммерман, "С. П. Свечина", в "Северной Пчеле", 1860 г., №№ 47 и 70. — Мордовцев, "Русские женщины нового времени", СПб., 1874 г., т. III. — Кн. Голицын, "Библиографический словарь русских писательниц", СПб., 1889 г. — Некрологи и заметки о Свечиной: "Библиографические Записки", 1861 г., № 4; "Русский Архив", 1865 г., № 10; 1869 г., стр. 1713—1714; "Книжный Вестник", 1861 г., стр. 175; "Русский Вестник", 1860 г., апрель, кн. 2; "Современник", 1860 г., № 6; "Наше Время" Павлова, 1860 г., № 1.
А. Черкас.
{Половцов}
Свечина, Софья Петровна
(1782—1859) — писательница, дочь статс-секретаря императрицы Екатерины II, П. А. Соймонова; 17-ти лет вышла замуж, по настоянию отца, за генерала Свечина, который был старше ее на 24 года. Не найдя счастья в супружестве, С. обратилась к мистицизму. На образ мыслей С., подготовленной к католич. симпатиям уже воспитанием на французский лад и чтением, имело большое влияние знакомство с известным писателем графом Жозефом де Мэстром, сардинским посланником в Петербурге. Переселившись в 1817 г. в Париж, она перешла в католицизм и окружила себя ультрамонтанами и иезуитами. Салон С. в Париже выделялся своим клерикальным направлением. Среди посетителей его выдавались Фаллу и Монталамбер. Сочинения С. имеют характер благочестивых размышлений; они изданы после смерти С. гр. де-Фаллу, под загл.: "Vie et oeuvres dé M-me de Swetchine" (Пар., 1860; 15-е изд. 1884; здесь же и биография С.; второй том под загл.: "Pensées, morceaux choisis et traités divers"). Кроме того, де Фаллу издал: "Lettres de M-me de S." (П., 1862; 5-е изд. 1881); "Correspondance du R. P. Lacordaire et de M-me S." (П., 1864); "M-me S., journal de sa conversion, méditations et prières" (П., 1863); "Choix de méditations et de pensées chrétiennes" (Тур, 1867). Маркиз де Лагранж издал ее "Nouvelles lettres" (Пар., 1875). Появление книги "Vie et oeuvres" С. вызвало оживленную полемику в русской печати ("Северная Пчела", 1860, №№ 47 и 70; "Наше Время" 1860, № 1; "Русский Вестник", 1860, №№ 7 и 8; "Современник", 1860, № 6). Ср. Ern. Naville, "Madame Swetchine, esquisse d´une étude biographique" (Женева, 1863); Arm. Pichard, "M-me Swetchine et le comte de Maistre" (Бордо, 1864); Мордовцев, "Русские женщины нового времени" (СПб., 1874).
{Брокгауз}