представлял собой сосуд с маслом или растопленным жиром (открытый или закрытый с отверстием) с плавающим в нем фитилем, который и зажигался. Такой же конструкции были и светильники в скинии и храме, только изготовлены они были из чистого золота, на высокой подставке (Исх 25.31-40; 27.20; 37.17-24). В скинии был один светильник, в храме Соломона-десять (3Ц 7.49; 2Пар 4.7) и среди них, по-видимому, были и серебряные (1Пар 28.15). Не известно, сколько светильников было в храме Зоровавеля и в том, который перестроил и украсил Ирод Великий. Римляне, захватив Иерусалим, вывезли из храма один из светильников и его изображение было высечено на Триумфальной арке Тита в Риме, которая сохранилась поныне. По Исх 27.20; Лев 24.2 светильник должен был гореть непрестанно, по Исх 27.21; Лев 24.3; 2Пар 13.11-от вечера до утра, а по Исх 30.7-8 светильник зажигался и утром и вечером. (См. скиния, храм)
Светильник
светильник
СВЕТИЛЬНИК
наиболее распростр. были заправл. маслом глиняные или металлич. С. в виде чаши с изготовл. из кудели, камыша, стеблей фитилями. Примерно в 610 до н.э. появились С. с закрытым резервуаром. По-скольку С. относились к товарам массового спроса, то уже в 5 в. до н.э. появились профессии мастера-изготов. С. и продавца С. В кач-ве горюч. материала использ. касторовое и оливковое масло. Более яркий свет давали С. с неск. гнездами для плошек. Они вставл. в стержень-подставку, к-рый иногда имел фигурную форму. В 280 до н.э. начали широко применять пресс-форму для изготовл. глиняных С.; ок. 50 до н.э. широко разверн. произ-во ритуал. С. У мастеровизготов. С. появился свой «фирменный знак». В период поздней Империи рост произ-ва греч. С. в Коринфе вновь обеспечил их преоблад. на рынках вост. пров. Были созданы легкие переносные С. с закрытым резервуаром и спец. дорожные С. (в форме фонаря). В ремеслен. мастерских рабочие места, как правило, не освещались. Только в рудниках и на работавших в Риме ночью мельницах в нишах или на подставках были установл. стационар. С. При археологич. раскопках в гробницах и храмах часто находили С.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
СВЕТИЛЬНИK
приспособление для возжжения в храмах во время богослужения елея или восковых свечей. Первый обычно называют лампадой, а второй- подсвечником. Начало употребления их в христианской Церкви во время богослужения современно обычаю возжигать свечи и масло.
В древней Церкви лампады изготовлялись из обожженной глины, бронзы, серебра и других твердых материалов и имели разнообразную форму, насчитывая от одного до нескольких десятков горящих фитилей. В последнем случае чаще всего они получали форму венца или круга. Они укреплялись на подножиях или подвешивались на металлических цепочках перед священными изображениями в знак молитвенного возгорания, возникающего в сердце у христианина, который обратил свой взор на святую икону. Светильники второго рода – свечники, или подсвечники, по числу свечей разделяются на односвечные, или примикирий, и многосвечные. Двухсвечник и трехсвечник называются соответственно дикирием и трикирием. Они употребляются для епископского благословения и в таинственном смысле знаменуют: первый – два естества, Божественное и человеческое, неслиянно и нераздельно присутствующие в Иисусе Христе; второй – троичность Лиц (Ипостасей) в Боге.
Подсвечник для большего числа свечей называется паникадило, или многосвечник. Он также имеет обычно форму круга или многоярусного конуса. Паникадило подвешивается к своду храма и, по выражению св. Симеона Солунского, изображает блеск звезд на небосводе. Число свечей в паникадиле ничем не ограничено. Достаточно указать на то, что св. Kонстантин Великий поставил перед гробницей апостола Петра золотой свечник с пятьюстами светильниками. Но Церковь предпочтительнее относится к сакральным числам: семи, напоминающему о семи Дарах Духа Святого; двенадцати, по числу апостолов; сорока, по числу дней, которые провел Иисус Христос в пустыне. Наконец, встречаются смешанные светильники, состоящие из лампад и свечей.
В древней Церкви лампады изготовлялись из обожженной глины, бронзы, серебра и других твердых материалов и имели разнообразную форму, насчитывая от одного до нескольких десятков горящих фитилей. В последнем случае чаще всего они получали форму венца или круга. Они укреплялись на подножиях или подвешивались на металлических цепочках перед священными изображениями в знак молитвенного возгорания, возникающего в сердце у христианина, который обратил свой взор на святую икону. Светильники второго рода – свечники, или подсвечники, по числу свечей разделяются на односвечные, или примикирий, и многосвечные. Двухсвечник и трехсвечник называются соответственно дикирием и трикирием. Они употребляются для епископского благословения и в таинственном смысле знаменуют: первый – два естества, Божественное и человеческое, неслиянно и нераздельно присутствующие в Иисусе Христе; второй – троичность Лиц (Ипостасей) в Боге.
Подсвечник для большего числа свечей называется паникадило, или многосвечник. Он также имеет обычно форму круга или многоярусного конуса. Паникадило подвешивается к своду храма и, по выражению св. Симеона Солунского, изображает блеск звезд на небосводе. Число свечей в паникадиле ничем не ограничено. Достаточно указать на то, что св. Kонстантин Великий поставил перед гробницей апостола Петра золотой свечник с пятьюстами светильниками. Но Церковь предпочтительнее относится к сакральным числам: семи, напоминающему о семи Дарах Духа Святого; двенадцати, по числу апостолов; сорока, по числу дней, которые провел Иисус Христос в пустыне. Наконец, встречаются смешанные светильники, состоящие из лампад и свечей.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Светильник
Наиболее распростран. были заправляемые маслом глиняные или металлич. С. в виде чаши с изттовл. из кудели, камыша, стеблей фитилями. Примерно в 610 до н. э. появились С. с закрытым резервуаром. Поскольку С. относились к товарам массово: о спроса, то уже в 5 в. до н. э. появились профессии мастера-изготовителя С. и продавца С. В качестве горючего материала использовалось касторовое и оливковое масло. Более яркий свет давали С. с неск. гнездами для плошек. Они вставлялись в стержень-подставку, который иногда имел фигурную форму. В 280 до н. э. начали широко применяв пресс-форму для изготовления глиняных С; ок. 50 до н. э. широко развернулось производство ритуальных С. У мастеров-изготовителей С. появился свой «фирменный знак». В период поздней Империи рост производства греч. С. в Коринфе вновь обеспечил их преобладание на рынках вост. пров. Были созданы легкие переносные С. с закрытым резервуаром и спец. дорожные С. (в форме фонаря). В ремеслен. мастерских рабочие места, как правило, не освещались. Только в рудниках и на работавших в Риме ночью мельницах в нишах или на подставках были установлены стационарные С. При археологич. раскопках в гробницах и храмах часто находили С.
рис. 1. Висячая лампа из бронзы (символ жизни) с четырьмя гнездами для плошек (изготовлен в период правления Константина I).
рис. 2. Бронзовая лампа в форме корабля с десятью гнездами для плошек 42x17x23 см весом 4,875 кг. Мостки носовой части, у мачты, у руля (не сохранился), якорная цепь («навесок») и ростральная фигура (пожирающее людей морское чудовище) припаяны. (Музей Смедерово).
рис. 3. Светильник из глины, заправляемый маслом (изготовлен в ремесленной мастерской в эпоху Империи).
рис. 1. Висячая лампа из бронзы (символ жизни) с четырьмя гнездами для плошек (изготовлен в период правления Константина I).
рис. 2. Бронзовая лампа в форме корабля с десятью гнездами для плошек 42x17x23 см весом 4,875 кг. Мостки носовой части, у мачты, у руля (не сохранился), якорная цепь («навесок») и ростральная фигура (пожирающее людей морское чудовище) припаяны. (Музей Смедерово).
рис. 3. Светильник из глины, заправляемый маслом (изготовлен в ремесленной мастерской в эпоху Империи).
Источник: Словарь античности. 1989
Светильник
евр менора. Светильник. 1) Одной из священных принадлежностей Скинии был светильник, который находился налево от входа в святилище, напротив стола с хлебами предложения. Он имел вид стебла с шестью ветвями, отходившими с обоих сторон, — по три с каждой стороны. Стебель утвержден был на подножье; на нем и на его ветвях помещалось 7 лампад (Исх. 25:31 и дал.; 37:17 и дал.). В эти лампады наливалось чистое оливковое масло и их зажигали каждый вечер (Лев 24:2 и дал.; 1 Цар. 3:3; 2 Пар. 13:11). В храме Соломоновом было 10 светильников из чистого золота, по пяти на северной и на южной стороне святилища (3Цар. 7:49; 2 Пар. 4:7; Иер. 52: 19). Во втором храме был только один светильник, подобный светильнику в скинии. При разрушении Иерусалима он стал добычей римлян, которые принесли его в Рим и поставили в храме, построенном Веспасианом в честь мира. Изображение этого светильника изваяно на триумфальной арке Тита в Риме. Эта арка стоит до сих пор, свидетельствуя в продолжение столетий о минувшей славе иудеев, а также и о судах Божиих, как будто ожидая того времени, когда Иудея снова заселится и люди спокойно станут жить в Иерусалиме. Светильник в храме можно считать за символ Самого Бога, «Света Израиля» (Ис. 10:17), одежда Которого — свет (Пс. 103:2) и Который один является светом для Своего святилища — Церкви. Срав. слова Иисуса: «Я свет миру» (Иоан. 8:12) с Отк. 21:23, где сказано, что слава Божия освещает новый Иерусалим и светильник его — Агнец. Тот же светильник символизирует «народ взятый в удел» или Церковь Божию, призванную и получившую благодать, чтобы ходить в свете перед Богом и свидетельствовать о Нем .миру Поэтому христиане называются «светом мира» и побуждаются «светить перед людьми» (Мат. 5:14 и дал.) и «держать свои светильники горящими» (Лук. 12:35; Фил. 2: 15). Семь церквей также уподобляются семи светильникам (Отк. 1:20). Число семь в этом месте, как и семь ветвей светильника, обозначает богатство божественной благодати; елей обозначает духовную силу. Украшения светильника, напоминающие цветы (Исх. 37:19,20), может быть, обозначают духовное бодрствование и послушание (См. «Миндальное дерево»). Уже в видении Захарии (Зах 4) встречается светильник, как символ «народа взятого в удел»; вся его сила для постройки храма исходит от Господа через Его избранные орудия; елей, который требовался для лампад, поступал из двух маслин (Зах. 4:11), стоявших по обеим сторонам светильника, простирающих свои ветви и изливающих в лампады светильника очищенный, как золото, елей. Эти две маслины или два сына елея (евр. оней ицгар), или помазанные елеем (Зах. 4: 14) обозначают гражданскую и церковную власть: иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые вместе являлись прообразом Царя и Первосвященника (Христа), через Которого дары духовной благодати постоянно изливаются на Церковь Христову. Такое же название «две маслины» дается двум свидетелям, которых Иоанн видел в своем видении (Отк. 11: 3 и дал.). См. «Свидетель». 2) Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью; свет от светильника символизировал счастье и жизнь (Пс. 131:17), отсутствие его обозначало горе и опустошение (Иов 18:5 и дал.; Прит. 20:20). Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» (2 Цар. 21:17), и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас. Теперь, как и раньше, в восточных городах, не имеющих освещения, необходимо иметь с собой фонарь или факел, чтобы не сбиться с пути. Поэтому и толпа, предводимая Иудой Искариотом, шла со светильниками и факелами (Иоан. 18:3). Девы поправили свои светильники перед тем, как выйти навстречу жениху (Мат. 25). Светильниками (лампадами) также назывались те чашечки на подсвечнике в святилище, куда наливали елей. Их зажигали каждый вечер и поправляли по утрам (Исх. 25:37; 30:7 и дал.; 3 Цар. 7:49; Зах. 4:2).