СВИДЕТЕЛЬСТВО (Эйдут)
СВИДЕТЕЛЬСТВО (Эйдут)
Показания людей в том, что они видели или что им известно по определенному делу. Показания двух свидетелей достаточны для выяснения истины в еврейском судопроизводстве. Тора* указывает, что С. служит законным, полезным и решающим доказательством, и установила для этого определенные правила. С. -мицва* Торы, а уклоняющийся от С. — грешник: "...если не сообщит, то понесет на себе вину" (Лев. V,l). He только в гражданском, но и в уголовном судопроизводстве свидетель обязывается к даче показаний, чтобы истребить зло из общества: "И истреби зло из среды своей" (Втор. XVII,7). В более поздний период существовал обычай объявлять в синагогах хэрэм* (анафему) людям, знающим истину, но уклоняющимся от С. Свидетельствовать, разумеется, должно только правду, и об этом сказано в десяти заповедях: "...Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным". Чтобы устранить возможность лжесвидетельства, судьи обязаны допросить свидетелей: "...И пусть судьи расследуют тщательно". Тора недвусмысленно требует не ограничиваться одним свидетелем в уголовном судопроизводстве: "По показанию двух или трех свидетелей можно казнить подлежащего смерти; не будет казнен по показанию одного свидетеля" (Втор. XVII, .). "Ибо всякий убивший человека — по показанию свидетелей убийца должен быть казнен; С. одного человека не может быть достаточным, чтобы приговорить к смерти". И чтобы подчеркнуть ответственность свидетелей за их показания, сказано в Торе: "Рука свидетелей да будет первой для умерщвления его, а рука всего народа - после..." (Втор. XVII, 7). Все упомянутые законы связаны с уголовным судопроизводством. В гражданском и имущественном судопроизводстве нет нужды допрашивать и допытываться в той же мере, как в уголовном. Земельные сделки в древности совершались в присутствии многих свидетелей данного селения. Свидетели эти присутствовали не ради совершения самой сделки, а с целью С, если будет необходимость в этом перед судом. В эпоху Талмуда* законы о даче свидетельских показаний были разработаны до мельчайших подробностей. Был установлен также порядок дознания. Многие законы и правила в Талмуде определяли критерии, согласно которым С. принималось за истину или отвергалось как лжесвидетельство. И хотя судья обязан судить в соответствии со С. показаниями, сказали хазал*: "Если известно суду, что суд обманут, пусть не говорит [судья]: так как свидетели дали показания, вынесу приговор, а ответственность - на свидетелях, ибо сказано: "От лжи отстранись" (Швуот XXX). В законах о С. следует различать, как уже сказано было, между уголовным и имущественным судопроизводством. Если от свидетельских показаний зависело вынесение смертного приговора, мудрецы были весьма педантичны и к самим свидетелям, и к их репутации, и к деталям и противоречиям в их показаниях. Эта процедура основывалась на мировоззрении, противившемся, насколько возможно, смертным приговорам и стремившемся всеми путями облегчить участь осужденного. Иной была процедура в имущественном судопроизводстве; и, чтобы "не закрыть врата просящему ссуду", не придирались к деталям свидетельских показаний, ибо если кредитор столкнется с трудностями при взимании долга, он не захочет в следующий раз ссудить нуждающегося.
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983