СВИРЕЛЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СВИРЕЛЬ
общее название различных музыкальных инструментов типа одноствольных, двуствольных или многоствольных флейт: русские кувиклы, кугиклы и др. Русский и белорусский музыкальный инструмент — парная продольная свистковая флейта.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

свирель
Быт 4.21; 1Ц 10.5; 3Ц 1.40; Иов 21.12; 30.31; Ис 30.29; Иер 48.36; Дан 3.5,7,10,15; Мф 9.23; 1Кор 14.7; От 18.22)-некий духовой музыкальный инструмент (упоминается почти всегда с гуслями), напоминающий, как полагают, трубу или флейту (в разных местах в оригинале обозначается различными словами, смысл которых не везде ясен). (См. музыка)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Свирель
   • Tib?a,
         ??????, обыкновеннейший музыкальный инструмент греков и римлян, был первоначально простой конструкции, имел только одно отверстие и изготовлялся из камыша (????????, ?????????), впоследствии же из разного дерева, у фригийцев из самшита, у либийцев и финикийцев из лота, у египтян из плюща; тирренцы первые стали изготовлять металлические флейты, реже для них брались кости и слоновая кость. Из простых видов замечательны были волынка (игральщик назывался ?????????, utricularius) и дудка, похожая на наш фагот, ?????? ??????? или ??????????. У нее мундштук (дульце) был приделан сбоку, ее держали косо, так что верхний конец ее почти касался правого уха (Apul. met. 11. p. 245). Изобретателем ее считается Мид (Plin. 7, 57); она была принадлежностью сатиров и спутников Вакха (Serv. ad. Verg. Aen. 11, 737). Пану приписывали изобретение семиствольной пастушеской С. (???????, fistula), 7 тонов которой фригиец Марсий, или Гиагн, или Олимп перенес на две соединенные С., имевшие один мундштук, причем каждому отверстию на С. соответствовал особый тон. Подобно Геродоту, который лидийские флейты делил на мужские и женские, римляне различали tibias dextras и sinistras, смотря по тому, правой рукой или левой играли на ней, правой ли стороной рта или левой дули в нее. Особенно же этим выражением обозначали разницу в высоком или низком тоне. Tibia dextra (бас) имела 3 или больше отверстий, sinistra (дискант) по меньшей мере 4. Различали также tibias pares и impares; paribus tibiis canеre означало играть на двух правых или на двух левых, imparibus — на одной правой или одной левой за раз. Tibia употреблялась часто: при культе богов (sacrifiсае), особенно Кибелы, в шумные праздники которой брали двойную С., кроме того, при свадьбах, похоронах, на пирах (ludicrae), на сцене, в разные годичные праздники и т. д. Ею часто сопровождали пение и игру на лире, давали такт гребцам на судах, войскам сигнал к выступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т. д. Поэты упоминают преимущественно о лидийских, фригийских и берескинфских флейтах. Играли на них не только мужчины, но довольно часто говорится также об ???????????. ср. Musica, Музыка.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
261.88 кб

М. В. Сабашникова как поэт: цикл «Лесная свирель»

Софьина Анастасия Валерьевна
Объектом исследования в статье стал первый опубликованный цикл стихотворений М.В. Сабашниковой «Лесная свирель».

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • СВИРЕЛЬ, ФЛЕЙТА

    •Tibĭa, αυ̉λός, обыкновеннейший музыкальный инструмент греков и римлян, был первоначально простой конструкции, имел только одно отверстие и изготовлялся из камыша (μόναυ&#