Священное предание

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Священное предание
совокупность книг, которые православная и католическая церкви рассматривают как Божественные, ставят по значимости непосредственно за Священным Писанием: Символ веры, решения Вселенских и некоторых Поместных соборов, отдельные творения отцов Церкви и др. Роль, аналогичную Священному Преданию, играют в иудаизме - Талмуд, в исламе - Сунна.

Источник: Исторический словарь

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
Вероучение и практика христианской жизни, выработанные православием на протяжении веков и передающиеся Церковью от поколения к поколению. Первые святые православной церкви, напр., святой Поликарп, были учениками самих апостолов и от них восприняли веру и практику церковной жизни. В последующие времена святые отцы (святой Ириней и др.) были уже учениками учеников апостолов. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого. Они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.

Источник: Основы православной культуры. 2011

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
Греческое слово, переводимое как «предание», означает буквально преемственную передачу, например передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. Механизм преемственного распространения Божественного Откровения имеет свое основание в Священном Писании, где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение (см. 1 Kор. 11, 23; Ин. 17, 8). Таким образом, в Новом Завете и в понимании отцов Церкви Священное Предание – это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому или от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге. Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ
апостольское, традиция — совокупность религиозных положений и установлений, носящих якобы богоогкровенный характер. Цель и назначение: поддержать и обосновать богоустановленность священного писания, Библии, а также истолковать его важнейшие положения, выработанные задолго до окончательного утверждения церкви, применительно к новым условиям церковной жизни. Церковь считает П. С. равноценным писанию священному. В христианстве признается только православием и католицизмом. Православная церковь относит к П. С. материалы первых 7 вселенских соборов, труды отцов церкви преимущественно первых 8 веков, а также богослужебную практику. Католики добавляют к этому еще решения римских пап
и постановления своих соборов. Протестанты относят к «божественному откровению» только писание священное, а П. С. рассматривают как продукт человеческой деятельности. Имеется П. С. и в других религиях . Например в исламе таким преданием является Сунна.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Предание священное
совокупность религиозных положений и установлений, носящих богооткровенный характер. Цель и назначение – поддерживать и обосновывать богоустановленность писания, а также истолковывать его важнейшие положения, выработанные задолго до окончательного утверждения церкви, применительно к новым условиям церковной жизни. В христианстве священное предание признается только православием и католицизмом. Православная церковь относит к священному преданию материалы первых 7 вселенских соборов, труды отцов церкви преимущественно первых 8 веков, а также другую богослужебную практику. Католики добавляют ко всему этому еще решения римских пап и постановления своих соборов. Протестантские церкви относят к божественному откровению только священное писание, а священное предание рассматривают как продукт человеческой деятельности. Священное предание имеется и в других религиях, в частности, в исламе таким преданием является сунна. См. Ислам, Католицизм, Православие, Протестанизм, Христианство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
в христианстве религ. установления и предписания, рассматриваемые наряду со Священным писанием как "божественное откровение", первоисточник вероучения. С. п. содержит произв., якобы восходящие к Христу или апостолам, не вошедшие в Свящ. писание, а переданные ими изустно и лишь впоследствии записанные. В С. п. входят "Правила апостольские", "Символы веры", а также учения отцов церкви, решения церк. соборов. Католицизм включает в его состав решения пап (в 1870 Пий IX на 1-м Ватиканском соборе заявил: "Предание - это я!"), православие относит к С. п. значительно меньше церк. мат-лов. Протестантизм не признает С. п. "божественным откровением". На 2-м Ватиканском соборе (1962-65) в поисках путей сближения всех христ. церквей ставился вопрос о С. п. - о его объеме и о его значении как первоисточника вероучения. Однако в принятой собором догматич. конституции ("Dei verbum") принципиальных изменений в канонич. вероучение не было внесено. Значение С. п. для церкви в том, что оно позволяет ей санкционировать диктуемые меняющимися ист. условиями практич. меры и решения, к-рые, исходя из одного Свящ. писания, обосновать невозможно.

Роль, аналогичную С. п., играют: в иудаизме Талмуд, в исламе Сунна.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Священное Предание
вся совокупность духовного опыта Православной Церкви, как в его признанных церковным сознанием исторических результатах, так и в живом развитии, продолжении и обогащении. С. П. берет начало в первоначальной Апостольской Церкви. В древние времена оно имело сокровенный, эзотерический характер. Внутренняя жизнь и церковные таинства были тайнами, закрытыми от нехристиан. Присутствие иноверцев при совершении таинств не допускалось, их спасительный смысл открывался только посвященным. Поэтому изустная передача духовного опыта играла тогда исключительно важную роль. В эпоху легализации и торжества христианства (с IV в.) практически все С. П. получило письменную форму. Оно воплотилось в «Правилах святых Апостолов», в древних литургиях, в актах церковных соборов, в творениях святых отцов и учителей Церкви, в житиях святых, образуя непрерывную, многовековую, глубоко традиционную основу православия. Поскольку восточное христианство не проводит жесткого разграничения между общим смыслом догматов и личным мистическим началом христ. богопознания, то С. П. имеет огромное значение в православной церковной жизни. Оно является гарантом ее соборности, ее сокровеннодуховного, неформального характера; дает ключ к пониманию Священного Писания, догматов вероучения и продолжается в живом опыте святости, личностного общения и служения членов Церкви.

Источник: Краткий православный словарь.

Священное Предание
лат. Traditio) — в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.
Понятие
Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые Кафолической Церковью, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете; включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.
— «Пространный Православный Катихизис»
О Предании говорят уже апостолы в своих посланиях: «…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15), «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2).
Священное Предание имеет три уровня:
* передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
* передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
* передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств (епископское преемство от апостолов).
Состав
В состав Священного Предания входит:
* Правило Веры (базовые догматические положения, изложенные в Символе Веры и в решениях Вселенских соборов);
* Литургическое предание (вероучительное содержание чинопоследований церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений)
* Правила Вселенских соборов;
* Творения святых отцов и учителей Церкви.
Источником предания могут быть и христианские апокрифы: «церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными».
Отношение к Священному Преданию в различных конфессиях
В католицизме Священное Предание признается постоянно развивающимся элементом веры, тогда как в православии — законченным и не подверженным дальнейшим изменениям.
Так называемая латинская схема отношения к Священному Преданию окончательно сформировалась в XVI — XVII веках. Она считает, что часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а другая, не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. Эта вторая часть учения составляет Священное Предание.
Русская православная церковь до начала XX века придерживалась латинской схемы, а затем сформировала свое понимание Священного Предания:
Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его… Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, но одна из его форм.
Большинство протестантских конфессий отрицает значение Священного Предания как источника вероучения.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002