Священные деревья

Найдено 1 определение
Священные деревья
Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные деревья и священные рощи, «древеса» и «рощения» по терминологии средневековых книжников.
Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия.
Этнографы собрали много сведений о «завивании» молодых бе резок, о весенних ритуальных процессиях под связанными ветвями берез. Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами-убрусами.
Вышивка на убрусах содержала изображение тех богинь, которыми в эти сроки производились моления и приносились жертвы: фигуры Мокоши и двух рожениц (матери и дочери) Лады и Лели. Моления в «рощениях», в «древах» можно уподобить позднейшему церковному молению; здесь храму соответствовала роща или поляна в лесу, фресковым изображениям божеств – отдельные почитаемые деревья (или деревья-идолы), а иконам – изображения Мокоши и Лады на убрусах.

А. Куинджи. Березовая роща. 1879 г.
Деревья, расположенные около родников, источников, криниц пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно было обращаться и к вегетативной силе «рощения», и к живой воде бьющего из земли ключа. Смысл обращения к родниковой воде и возникновение сказочного понятия «живой воды» объясняется часто проводимой в антиязыческой литературе мыслью: «Рекосте: створим зълая, да придут на ны добрая – пожьрем студеньцами и реками и се тем, да улучим прошения своя». «Ов требу створи на студеньци, дъжда искы от него».
От культа березы и деревьев, растущих у студенцов, существенно отличается культ дуба. Дуб – дерево Перуна, крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, – прочно вошел в систему славянских языческих обрядов. Славянская прародина находилась в зоне произрастания дуба, и верования, связанные с ним, должны восходить к глубокой древности.
Вплоть до XVII–XIX вв. дуб и дубравы сохраняли первенствующее место в обрядности. Деревенский свадебный поезд после венчания трижды объезжал одиноко стоящий дуб; Феофан Прокопович в своем «Регламенте духовном» запрещает «перед дубом молебны петь». К дубу приносили в жертву живых петухов, кругом втыкали стрелы, а иные приносили куски хлеба, мясо и что имел каждый, как требовал их обычай.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
155.90 кб

Священное дерево в мифопоэтических воззрениях адыгов

Куек Асфар Сагидович
Рассматривается один из культов адыгской мифологии – священное дерево, лес, роща.
Читать PDF
237.96 кб

Сельский священник в праздничной культуре русской деревни XIX — начала XX в.

Розов Александр Николаевич
В статье приводится оценка иереями крестьянского понимания назначения праздника и должного характера его проведения, показано, как сельские пастыри внушали прихожанам мысль о надлежащем проведении досуга.
Читать PDF
83.19 кб

Розов А. Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб. : Алетейя, 2003. 255 с.

Вероника Макарова
Читать PDF
1,004.79 кб

Церковно-приходская деятельность священника Воскресенского храма в деревне Журавлево Суглицкого пого

Вадим Сергеевич Грачев
В статье впервые на основании архивных данных восстановлены некоторые черты биографии священника Николая Дормидонтовича Ивонинского, расстрелянного в Ленинграде в 1938 г.