Священный союз
Священный союз
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814- 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция, а затем еще ряд других европейских государств.
Источник: Исторический словарь
Священный союз
союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновский империи в сентябре 1815 г. в Париже. Сначала в союз вошли Александр I, австрийский император Франц I, прусский король Фридрих Вильгельм III, а затем присоединились и другие европейские монархи (кроме папы римского, турецкого султана, английского короля). В основу был положен написанный Александром I "Трактат братского христианского союза". Лозунг союза: "Сохранение тронов и алтарей".
Священный союз
союз европейских монархов (российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III), заключенный в сентябре 1815 г. после победы над Наполеоном I. Главнейшими задачами союза являлись борьба с революционным движением в Европе, поддержание монархической формы правления и сохранение европейских границ, установленных Венским конгрессом. Позже состоялись еще четыре конгресса: Аахенский (1818 г.), Троппауский (1820 г.), Лайбахский (1821 г.) и Веронский (1822 г.). Священный союз распался в 1820-х гг.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Священный союз
договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.
Священный СОЮЗ
Священный СОЮЗ (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы европ. гос-в, за иск. папы римского и тур. султана. Одним из первых к союзу присоединился восстановленный на троне франц. король Людовик XVIII, за ним последовали др. (Англия не входила в их число). Как инструмент дипломатии С.с. оказался недолговечным и неэффективным; в истории он ассоциируется с политикой укрепления репрессивных автократических режимов.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815 г. после падения империи Наполеона I. Цели: обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814—1815 гг., подавление революционного и национально-освободительного движений. В 1815 г. к С. С. присоединились Франция и ряд других европейских государств. Санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французскими войсками в Испании (1820—1823). В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между державами и развитие революционного движения расшатывали С. С, и в конце 20-х—начале 30-х гг. он фактически распался.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Священный союз
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный после крушения наполеоновской империи в сентябре 1815 г. в Париже. Затем к нему присоединяется Франция и ряд других государств. В основу был положен написанный Александром I «Трактат братского христианского союза». Лозунг союза – «Сохранение тронов и алтарей». Священный союз становится оплотом реакции и абсолютизма, гонителем свободомыслия. Результатом деятельности союза стало подавление революции в Неаполе (1820 – 1821 гг.), Испании (1820 – 1823 гг.), попытки подавить восстание в Польше и других странах. В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между европейскими державами и развитие революционного движения привели в начале 30-х гг. 19 в. к распаду Священного союза.
Источник: Краткий исторический словарь
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
объединение европейских монархов, созданное 14 (26) сентября 1815 г. в Париже после падения империи Наполеона I. Текст так называемого Акта Священного союза составил российский император Александр I при непосредственном участии австрийского канцлера К. Меттерниха. От России Акт подписал Александр I, от Австрии — император Франц I, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III. Под религиозно-мистической оболочкой в Акте скрывались консервативные политические цели. Члены союза обязывались поддерживать старые монархические династии на основе принципа легитимизма, оказывать друг другу всемерную помощь в борьбе с революционными движениями в Европе и удерживать многие народы под своей властью в искусственных государственных границах, установленных Венским конгрессом. Великобритания формально не вошла в союз, но на практике поддерживала его международную политику. Франция (по настоянию Александра I) была принята в союз после Аахенского конгресса (1818) и вывода оккупационных войск с ее территории. На Троппауском (1820) и Веронском конгрессах (1822) принцип легитимизма был конкретизирован и дополнен принципом интервенции, давшим членам союза право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств. В результате деятельности Священного союза были подавлены испанская и итальянские революции 1820-х гг. Несмотря на общую (консервативную) политическую основу, между главными участниками союза постепенно нарастали острые противоречия по важнейшим международным проблемам (например, по отношению к Греческому восстанию 1821 г.). В 1833 г. монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить разрушавшийся союз (см. Мюнхенгрецкие конвенции 1833 г. и Берлинский договор 1833 г.). Революция 1848 г. во Франции и усиление противоречий между державами привели к окончательному распаду союза.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей. В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии. В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964. Л. А. Зак. Москва.