святая вода

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

святая вода
Чис 5.17)-вода, которую священник брал для приготовления горькой воды (см. след. стихи). Являлась освященной своим предназначением.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СВЯТАЯ ВОДА
в Греции воду, использов. для тушения жертв. огня и собранную после этого в таз, считали свящ. С. в. употребл. при омовении рук перед культовыми церемон. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представл. о том, что перед вступл. в храм необход. посредством омовения приобр. культовую чистоту, было еще более древ., чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматр. омовение, однако недостаток воды приводил к замене реальн. омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производ. жрецами за плату и была механизир. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе имеется чертеж, сконструир. Героном Александрийским, автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открыв. под действием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Святая вода
В Греции воду, использованную для тушения жертв, огня и собранную после этого в таз. считали священной. С. в. употреблялась при омовении рук перед культовыми церемониями. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представление о том, что перед вступлением в храм необходимо посредством омовения приобрести культовую чистоту, было еще более древним, чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматривали омовение, однако недостаток воды приводил к замене реального омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производилась жрецами за плату и была механизирована. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе «Marcianus 516» имеется чертеж сконструированного Героном Александрийским автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открывалось под дейстием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды. Аналогичный принцип используется в изобрет. лондонским инженером П. Ивриттом в 1885 торговых автоматах.
        
        рис. Автомат с освещенной водой.

Источник: Словарь античности. 1989

Святая вода
греч. ???????? — святыня)— освященная в церкви вода. Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция ее использования связана как с крещением Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис.5:17).
Освящение воды
Обязательным требованием к святой воде является ее освящение священником или епископом.
В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословление воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освященной». Благословление воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:
* Благословление воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлимым элементом таинства. Благословление совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого, обычно, происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечей (пасхалом).
* Благословление воды в определенные праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
* Благословление воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан. Освященная вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освященную воду и совершают крестное знамение.
* Благословление воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освященной воды для благословления домов известно по крайней мере с VI века. При благословлении воды принято добавлять в нее соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.
Ритуальное употребление
Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом церкви. Также святая вода используется при освящении храмов и всех богослужебных предметов, при освящении жилых домов и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов.
Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение то, делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».
В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома и употреблятся в случае нужды: выпивается (иногда вместе с просфорой) натощак или ею окропляется жилище и предметы.
В католичестве освященная вода также используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освященную воду обмакивается рука при совершении крестного знамения при входе и выходе из храма. Верующие могут хранить освященную воду дома и использовать для окропления жилища, пить ее не принято.
Свойства святой воды
Вода освящается с целью возвращаения водной стихии первобытной чистоты и святостости, утраченной после грехопадения человека, и нисхождения на нее силой молитвы благословения и благодати Святого Духа. Через это священнодействие, по учения церкви, вода приобретает ряд чудесных свойств: она очищает верующих людей от духовной и телесной скверны, освящает предметы и укрепляет верующих в их духовных трудах.
Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Саровский приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.
Известны случаи сохранения святой водой свежести в течении длительного времени. Церковь относит это к видимому проявлению наличия в ней благодати Святого Духа, а атеисты рассматривают такие случаи как случайность либо результат использования при освящении воды серебряных крестов и чаш[5], которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие сильным бактерицидным действием. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
827.18 кб

Живая вода, святое дело

Корепанов Максим Геннадьевич
Читать PDF
305.90 кб

"святая вода" в старообрядческих традициях Пермского Прикамья

Черных Александр Васильеви