СВЯТИЛИЩЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Святилище
место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СВЯТИЛИЩЕ
место отправления культа в первобытной религии — пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

святилище
в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности (Исх 25.8-9, ср. Исх 38.27; Лев 12.4; Чис 4.15), а также и храм вообще (2Пар 26.18; 29.21), но в некоторых местах-только Святое-святых (Лев 4.6; 16.2; 3Ц 8.8; Евр 9.25) или святое-помещение перед ним (Исх 26.33). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения (Лев 26.31). (См. скиния, храм)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Святилище
или святое святых — отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась иногда вся скиния или весь храм (И. Нав. 24:26; 2 Пар. 20:8). В противоположность «земному святилищу» Ветхого Завета (Евр. 9:1) с его внешними обрядами, существует небесное святилище, куда вошел Христос (Евр. 9:24).
Слово «святилище» иногда употребляется в значении прибежища и охраны (Иез. 11:16).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Святилище
место совершения религиозных обрядов; обычно считается местопребыванием божества. Древнейшими святилищами служили, видимо, тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (См. Палеолит) многочисленные изображения животных и следы магических обрядов. Подобные святилища есть и у некоторых современных отсталых народов, например тайники – хранилища тотемных эмблем у австралийских абориге нов (См. Австралийцы). Искусственно сооружаемые святилища – особые постройки или огороженные участки земли с разными постройками – известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из мужских домов (Меланезия), из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых «хижинфетишей» (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. В развитых религиях святилища представляют собой внушительные архитектурные сооружения, называемые храмами. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СВЯТИЛИЩЕ
место совершения религ. обрядов; обычно считалось местопребыванием божества. Древнейшими С. служили, видимо, естеств. тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (см. Каменный век), особенно в Юж. Франции и Сев. Испании (в СССР - Каповая пещера), многочисл. рисунки животных и следы магич. обрядов. Естеств. С. есть и у нек-рых совр. отсталых народов, напр. у австрал. аборигенов (тайники - хранилища тотемич. эмблем). Искусственно сооружаемые С. - особые постройки или целые огороженные участки земли с разными постройками известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из "мужских домов", или "общественных домов" (Меланезия), местами из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых "хижин фетишей" (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. Известны и домашние С. - отд. части жилища с культовыми предметами и изображениями, где совершаются семейные обряды. В развитых религиях клас. общества С. нередко представляют внушительные архитектурные сооружения, называемые храмами.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1-2 (кн. 1-2), М., 1956-61; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, М. - Л., 1935-37; Сарианиди В. И., Культовые здания поселения анауской культуры, "CA", 1962, No 1.

С. А. Токарев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Святилище
культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.    Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.    Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.    Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.    В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.    На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.    В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.    Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.    Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.    Викторова В.Д., Чаиркин С.Е.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Новый памятник тесинской культуры (Святилище Оргинек в междуречье Июсов)

Рыбаков Н. И.
Читать PDF

Святилище Адыр-Тыт: обряд защиты жизни и культ предков у алтайцев-бурханистов (конец XIX - XX В. )

Клешев В. А.
The author of the paper speaks about the revival of the Buddhist cult of ancestors in Adyr-Tyt (a sacred place in Altai).
Читать PDF

Святилище Суруктах-Хая на р. Мархе

Макаров Е. П.
Читать PDF

Редневековое святилище на горе уклакай на Южном Урале

Г Арустович Г. Н., Овсянников В. В.
В статье анализируются археологические материалы с горы Уклыкая (Гафурийский р-н Республики Башкортостан), расположенной в долине р. Зилим, в отрогах Южного Урала. На склоне горы найдено более 100 наконечников стрел.
Читать PDF

Святилище Аполлона в Дельфах

Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна
Статья посвящена наиболее известному культовому комплексу Древней Греции – святилищу (прорицалищу) Аполлона в Дельфах (Фокида). Рассмотрены важнейшие этапы его истории до IV в.
Читать PDF

Святилище в Лабрандах и династия Гекатомнидов

Кишбали Тамаш
В статье рассматриваются вопросы культа в Лабрандах, одном из главных святилищ Карии в IV в. до н. э., а также визуальный язык, использовавшийся Гекатомнидами. В качестве примера берется новая культовая статуя Зевса.
Читать PDF

Библейские цари на хантыйском святилище

Бауло Аркадий Викторович
В 1938 г. на Урале в верховьях Лозьвы выдающийся исследователь древних культур Сибири В.Н. Чернецов записал легенду о серебряном блюде, которое выловили на Оби при неводьбе рыбы и доставили на одно из мансийских святилищ.
Читать PDF

Организация ритуалов и жертвоприношений в эллинском святилище

Кузьмина Юлия Николаевна
Статья посвящена важнейшему аспекту древнегреческой религии – организации ритуальных действий и жертвоприношений божествам.
Читать PDF

Церемония «Освобождения живых существ» в святилище Ивасимидзу

Дулина Анна Михайловна
В публикации представлен перевод со старояпонского на русский язык главы из «Наставления глупым детям о Хатиман» («Хатиман гудо:кин», XIV в.) — «О церемонии освобождения живых существ».
Читать PDF

Керносы в святилище Деметры и Коры на азиатском Боспоре («Береговой 4»)

Завойкин А.А.
Изучаются специфические культовые предметы, керносы, фрагменты которых были найдены в святилище Деметры и Коры на азиатском берегу Киммерийского Боспора, на поселении «Береговой 4».
Читать PDF

Позднеананьинское святилище на Зуевоключевском i городище (нижнее Прикамье)

Черных Елизавета Михайловна
В статье анализируются археологические объекты и находки в южной части Зуево-ключевского I городища, одного из крупнейших в Прикамье.
Читать PDF

Анетовка 2 — позднепалеолитическое поселение и святилище охотников на бизонов в Северном Причерномор

Станко В.Н.
Анализ схем распространения археологических находок на позднепалеолитической стоянке Анетовка-2 позволяет условно разделить весь комплекс на 2 части.

Похожие термины:

  • Туманское I селище, святилище, костище, туманский тип археологических памятников

    археол. пам. Свердл. обл., Гаринской р-н, пос. Туман, устье р. Тыни и Кульмы при впадении в оз. Большой Вагильский Туман. Пам. находится в 500 м к С. от пос. Туман. Он занимает вост. оконечность песчаной гри
  • ДОМАШНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ

       • Sacrarium,          часовня, домашняя церковь (называется также lararium) и в обширном смысле вообще святилище.
  • Канинская пещера-святилище

    от мансийского "кан" - жертвенное место, святилище), функционировавшая с эпохи бронзы до XIII в. Расположена в Троицко-Печорском р-не респ. Коми, в верховьях Печоры недалеко от устья р. Б.Шайтановки. К.П.
  • САМОФРАКИЙСКИХ БОЖЕСТВ СВЯТИЛИЩА

    святилища божеств, именуемых также кабирами (известно 4 имени: Аксерий, Аксиокерса, Аксиокерс, Кадмия) и просто "великие божества" (отец и сын). С. б. с. существовали на о-вах Самофракия (архитектурные