СВЯТИЛИЩЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Святилище
место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СВЯТИЛИЩЕ
место отправления культа в первобытной религии — пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

святилище
в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности (Исх 25.8-9, ср. Исх 38.27; Лев 12.4; Чис 4.15), а также и храм вообще (2Пар 26.18; 29.21), но в некоторых местах-только Святое-святых (Лев 4.6; 16.2; 3Ц 8.8; Евр 9.25) или святое-помещение перед ним (Исх 26.33). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения (Лев 26.31). (См. скиния, храм)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Святилище
или святое святых — отделенное место (Пс. 19:3). Так называлось самое внутреннее отделение скинии или храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев. 4: 6; 3 Цар. 8:8). Святилищем называлась иногда вся скиния или весь храм (И. Нав. 24:26; 2 Пар. 20:8). В противоположность «земному святилищу» Ветхого Завета (Евр. 9:1) с его внешними обрядами, существует небесное святилище, куда вошел Христос (Евр. 9:24).
Слово «святилище» иногда употребляется в значении прибежища и охраны (Иез. 11:16).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Святилище
место совершения религиозных обрядов; обычно считается местопребыванием божества. Древнейшими святилищами служили, видимо, тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (См. Палеолит) многочисленные изображения животных и следы магических обрядов. Подобные святилища есть и у некоторых современных отсталых народов, например тайники – хранилища тотемных эмблем у австралийских абориге нов (См. Австралийцы). Искусственно сооружаемые святилища – особые постройки или огороженные участки земли с разными постройками – известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из мужских домов (Меланезия), из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых «хижинфетишей» (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. В развитых религиях святилища представляют собой внушительные архитектурные сооружения, называемые храмами. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СВЯТИЛИЩЕ
место совершения религ. обрядов; обычно считалось местопребыванием божества. Древнейшими С. служили, видимо, естеств. тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (см. Каменный век), особенно в Юж. Франции и Сев. Испании (в СССР - Каповая пещера), многочисл. рисунки животных и следы магич. обрядов. Естеств. С. есть и у нек-рых совр. отсталых народов, напр. у австрал. аборигенов (тайники - хранилища тотемич. эмблем). Искусственно сооружаемые С. - особые постройки или целые огороженные участки земли с разными постройками известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из "мужских домов", или "общественных домов" (Меланезия), местами из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых "хижин фетишей" (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. Известны и домашние С. - отд. части жилища с культовыми предметами и изображениями, где совершаются семейные обряды. В развитых религиях клас. общества С. нередко представляют внушительные архитектурные сооружения, называемые храмами.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1-2 (кн. 1-2), М., 1956-61; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, М. - Л., 1935-37; Сарианиди В. И., Культовые здания поселения анауской культуры, "CA", 1962, No 1.

С. А. Токарев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Святилище
культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.    Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.    Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.    Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.    В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.    На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.    В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.    Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.    Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.    Викторова В.Д., Чаиркин С.Е.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.93 мб

Новый памятник тесинской культуры (Святилище Оргинек в междуречье Июсов)

Рыбаков Н. И.
Читать PDF
326.23 кб

Святилище Адыр-Тыт: обряд защиты жизни и культ предков у алтайцев-бурханистов (конец XIX - XX В. )

Клешев В. А.
The author of the paper speaks about the revival of the Buddhist cult of ancestors in Adyr-Tyt (a sacred place in Altai).
Читать PDF
1.30 мб

Святилище Суруктах-Хая на р. Мархе

Макаров Е. П.
Читать PDF
286.66 кб

Редневековое святилище на горе уклакай на Южном Урале

Г Арустович Г. Н., Овсянников В. В.
В статье анализируются археологические материалы с горы Уклыкая (Гафурийский р-н Республики Башкортостан), расположенной в долине р. Зилим, в отрогах Южного Урала. На склоне горы найдено более 100 наконечников стрел.
Читать PDF
4.90 мб

Святилище Аполлона в Дельфах

Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна
Статья посвящена наиболее известному культовому комплексу Древней Греции – святилищу (прорицалищу) Аполлона в Дельфах (Фокида). Рассмотрены важнейшие этапы его истории до IV в.
Читать PDF
258.91 кб

Святилище в Лабрандах и династия Гекатомнидов

Кишбали Тамаш
В статье рассматриваются вопросы культа в Лабрандах, одном из главных святилищ Карии в IV в. до н. э., а также визуальный язык, использовавшийся Гекатомнидами. В качестве примера берется новая культовая статуя Зевса.
Читать PDF
3.58 мб

Библейские цари на хантыйском святилище

Бауло Аркадий Викторович
В 1938 г. на Урале в верховьях Лозьвы выдающийся исследователь древних культур Сибири В.Н. Чернецов записал легенду о серебряном блюде, которое выловили на Оби при неводьбе рыбы и доставили на одно из мансийских святилищ.
Читать PDF
342.61 кб

Организация ритуалов и жертвоприношений в эллинском святилище

Кузьмина Юлия Николаевна
Статья посвящена важнейшему аспекту древнегреческой религии – организации ритуальных действий и жертвоприношений божествам.
Читать PDF
537.54 кб

Церемония «Освобождения живых существ» в святилище Ивасимидзу

Дулина Анна Михайловна
В публикации представлен перевод со старояпонского на русский язык главы из «Наставления глупым детям о Хатиман» («Хатиман гудо:кин», XIV в.) — «О церемонии освобождения живых существ».
Читать PDF
1.21 мб

Керносы в святилище Деметры и Коры на азиатском Боспоре («Береговой 4»)

Завойкин А.А.
Изучаются специфические культовые предметы, керносы, фрагменты которых были найдены в святилище Деметры и Коры на азиатском берегу Киммерийского Боспора, на поселении «Береговой 4».
Читать PDF
1.40 мб

Позднеананьинское святилище на Зуевоключевском i городище (нижнее Прикамье)

Черных Елизавета Михайловна
В статье анализируются археологические объекты и находки в южной части Зуево-ключевского I городища, одного из крупнейших в Прикамье.
Читать PDF
377.99 кб

Анетовка 2 — позднепалеолитическое поселение и святилище охотников на бизонов в Северном Причерномор

Станко В.Н.
Анализ схем распространения археологических находок на позднепалеолитической стоянке Анетовка-2 позволяет условно разделить весь комплекс на 2 части.
Читать PDF
0.00 байт

Скальное святилище на озере Травакуль

Васина Юлия Валерьевна, Таиров Александр Дмитриевич
Приводятся первые результаты исследования ранее неизвестного в Южном Зауралье типа археологических памятников святилище на шихане или скальное святилище.
Читать PDF
1.57 мб

Древнейшее городище-святилище на побережье озера Байкал

Емельянова Ю.А., Харинский А.В.
Settlement Baikal'skoe 3 is situated on Northwestern coast of Bake Baikal. There are discovered pithouses most ancient for the Cisbaikalia. The beginning of they building may be addressed to V millennia ВС.
Читать PDF
5.70 мб

Краниологическая находка на святилище кулайского городища Большой Лог в Омске

Багашев Анатолий Николаевич, Слепченко Сергей Михайлович, Алексеева Елена Алексеева, Слепцова Анастасия Викторовна
Обнаруженный на святилище кулайского городища Большой Лог палеоантропологический материал представляет большой интерес при рассмотрении вопросов формирования морфологического типа населения кулайской историко-культурной общности.

Похожие термины:

  • Туманское I селище, святилище, костище, туманский тип археологических памятников

    археол. пам. Свердл. обл., Гаринской р-н, пос. Туман, устье р. Тыни и Кульмы при впадении в оз. Большой Вагильский Туман. Пам. находится в 500 м к С. от пос. Туман. Он занимает вост. оконечность песчаной гри
  • ДОМАШНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ

       • Sacrarium,          часовня, домашняя церковь (называется также lararium) и в обширном смысле вообще святилище.
  • Канинская пещера-святилище

    от мансийского "кан" - жертвенное место, святилище), функционировавшая с эпохи бронзы до XIII в. Расположена в Троицко-Печорском р-не респ. Коми, в верховьях Печоры недалеко от устья р. Б.Шайтановки. К.П.
  • САМОФРАКИЙСКИХ БОЖЕСТВ СВЯТИЛИЩА

    святилища божеств, именуемых также кабирами (известно 4 имени: Аксерий, Аксиокерса, Аксиокерс, Кадмия) и просто "великие божества" (отец и сын). С. б. с. существовали на о-вах Самофракия (архитектурные