СВЯТИТЕЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Святитель
человек, причисленный к лику святых за труды в сане архиерея.

Источник: Православная энциклопедия.

СВЯТИТЕЛЬ
общее наименование, относящееся к святым епископам.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

СВЯТИТЕЛЬ
архиерей; это именование также применяется к иерарху, просиявшему в лике святых.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СВЯТИТЕЛЬ
1. Человек, проявивший самые лучшие черты в монашеском, или в мирском, или в церковном служении. 2. Священноначальник, архиерей, епископ. 3. Так допустимо определять изображение на иконе или в настенной живописи духовного лица, имя которого неизвестно. Святить, гл – освящать, делать святым по церковному правилу. Святить воду.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Святитель
разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, - апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), "епископ в Церкви, и Церковь в епископе". Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами (см.) служит апостольское преемство - рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов.
Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи (см.) и регулярно вспоминались по время богослужения. Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников (см.), память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315-325 гг. правления) и до Евстафия (1019-1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь. В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность). Существует новелла императора Льва Мудрого (886-911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.
В русской церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский.
В честь святителей вынимается четвертая частица из "девятичинной" просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: "Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей". Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Святитель филарет Московский и святитель григорий Палама

Хондзинский Павел Владимирович
Протопресвитер Иоанн Мейендорф одну из своих работ, посвященных свт.
Читать PDF
0.00 байт

Международная научная конференция «Святитель николай Мирликийский в византийской, славянской и русск

Крутова М. С.
1-3 апреля 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Епископское служение это завидная и опасная высота. Букова О. В. Святитель земли Нижегородской. Митр

Корнилов Александр Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава гефсиманский

Яковлев Александр Иванович
Предлагаемые вниманию читателя газетные материалы о старце Варнаве Гефсиманском (Василий Ильич Меркулов, 1831–1906) позволяют расширить рамки наших филаретовских изысканий.
Читать PDF
0.00 байт

Выбор вех: идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра i и святитель Фила

Яковлев Александр Иванович
Свт. Филарет вступил на поприще своего служения в то время, когда духовные искания русского общества создали особую атмосферу поиска отказа от старых и обретения новых вех развития.
Читать PDF
0.00 байт

«Воспитание юношества, Церкви посвященного» : духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. И святитель фила

Сухова Наталья Юрьевна
Автор продолжает исследование проблем формирования русской духовной школы в период Александровского царствования и показывает влияние идейной борьбы эпохи на этот процесс.
Читать PDF
0.00 байт

Святитель филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I

Бежанидзе Георгий Вениаминович
В настоящей статье автор рассматривает духовное значение деятельности молодого архимандрита Филарета по преодолению таких сложных явлений Александровской эпохи, как внецерковный мистицизм и движение «ревнителей старины».
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет в годы Крымской войны (по неизданным материалам архива Аксаковых-Карташевских)

Дмитриев Андрей Петрович
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Димитрий Ростовский первый русский хронолог

Цыб Сергей Васильевич
В статье описываются биография и научные достижения ростовского митрополита Димитрия (1651-1709). Он явился основателем научного хронологического знания в России и создателем современной хронологической схемы русской истории.
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет и манифест от 19 февраля 1861 года

Лебедев Андрей
Публикуемый текст является частью диссертации французского исследователя Андрея Лебедева «Слово святителя в России XIX в.». Автор рассматривает деятельность свт.
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет Московский и В. Д. Олсуфьев: взаимоотношения и переписка

Петров Алексей Анатольевич
Эпистолярное наследие святителя Филарета огромно. Только одно перечисление публикаций его переписки занимает в недавно вышедшем биобиблиографическом указателе, подготовленном в ПСТГУ, почти 20 страниц убористого текста.
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы

Фирсов А. Г.
А.Г. Фирсов в своей статье освещает богослужебную практику святителя Филарета.
Читать PDF
0.00 байт

Наш современник святитель Филарет (Дроздов)

Яковлев Александр Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет (Дроздов) и духовно-академическое богословие XIX века: новации и традиция

Сухова Наталия Юрьевна
Святитель Филарет (Дроздов) выдающийся иерарх, богослов, церковный деятель имеет уникальное значение для истории российской духовной школы и научного богословия. Чем определена и в чем заключается эта уникальность?
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет, митрополит московский, и основание Гефсиманского скита

Николс Роберт Л.

Похожие термины: