Святость

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СВЯТОСТЬ
Явление не земного, а иного, духовного, Божественного мира. Главное понятие православия. Отрицание всякого зла этого мира. Активная сила, имеющая глубокое преображающее воздействие на человека и мир в целом.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Святость
1) Свет, сияние, чистота как духовные свойства Бога, Его энергии, Его Славы. 2) Высшее, благодатное состояние бытия православного христианина, который стяжал дары Духа Святого, достиг спасения, прославился праведностью в служении Богу и людям. По выражению Григория Паламы, святые – орудия Святого Духа, принявшие одинаковую с Ним энергию. Получив от Бога дар исцелений, чудотворную силу и премудрость, святые служат передаче Духа, который от святых и через святых даруется тем, кто освящается через них. См. Жития святых и Православие.

Источник: Краткий православный словарь.

Святость
В религиозном сознании С. — это всякая (по ощущению религиозных людей) господствующая и направляющая сила, причем безразлично, получает ли она четко обозначенное оформление в образе божества (как антропоморфные боги греч. и рим. пантеона или бог иудейской и христианской религии) или нет (как в примитивных религиозных формах). Сверх того священным считалось все то, в чем эта сила проявлялась в мире природы, следовательно, святыми считались места, предметы, личности (исходный пункт для почитания святых в различных религиях). Проявляющееся таким путем могущество в явлениях С, с одной стороны, может ощущаться в виде любви и очарования, с другой стороны — в виде робости, ужаса и пр. Граница между обеими областями почитания в ходе историч. развития не остается постоянной, а определяется соответствующей позицией верующих по отношению к святыням.

Источник: Словарь античности. 1989

Святость
гр. agioths, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности (см.: обожение), в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как "чада Божиего". Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми. В Первом Соборном послании апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел... Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные" (I Петра 2. 9-10). Вхождение в святость совершается через Христа: "Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят" (I Петра 1. 15-16). Это понимание христиан как народа Божиего основывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас" (Иоан. 14. 20); Христос "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1. 12). Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: "Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым" (Рим. 1. 7); "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах" (Фил. 1. 1); "находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе" (Ефес. 1. 1); "церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии" (II Кор. 1. 1).
Понимание христианской общины как общины друзей Божиих, "святого народа" с наибольшей полнотой выразилось в литургической жизни древней церкви, поскольку именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой культа и основой учения. Как писал св. Ириней Лионский (ум. ок. 200 г.), "наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свой черед, подтверждает наше учение" (PG, 7, 1028А). В древнейших дошедших до нас евхаристических молитвах говорится о "народе святом", который стяжал для Отца Христос, Сын Божий (например, в евхаристической молитве, приведенной в "Апостольском предании" св. Ипполита Римского, описывающем римскую литургическую практику III в.). Этот "святой народ" отождествляется с общиной, участвующей в богослужении и причащающейся Телу и Крови Христовым. Евхаристическая молитва, приводимая в "Учении двенадцати апостолов" ("Дидахе", не позднее II в.), завершается словами: "Кто свят (agios estin), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается. Маран-афа (Господь грядет). Аминь" (гл.Х). Представление о святости причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чтения "Отче Наш" и перед причащением возглашает: "Святая святым (Ta agia tois agiois)", на что община (хор) отвечает словами: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь", - Святые Дары ("Святая") даются святым, и их святость есть святость Христа, с Которым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе "Святая святым" имеется в катехитических сочинениях св. Кирилла Иерусалимского 348 г.).
Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Божия в историческом бытии, движущемся к этому Царствию. Во время причастия вечность преображенного бытия (Царствия Небесного, пакибытия) реально присутствует во временном бытии, в земной жизни церковной общины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными силами и таинственно изображают херувимов ("Иже херувимы тайно образующе..."). Причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, подготовленное их очищением, и образует их святость. Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.
Из того же понимания исходила древняя церковь и в почитании в качестве святых отдельных лиц. В качестве святых почитаются те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам относились первоначально апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос (Ин. 17. 21-24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи, о святости которых свидетельствовало Св. Писание. Таков же был взгляд и на мучеников, поскольку, согласно представлениям древней церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небесное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудотворения, который получал почивший святой. Канонизация (см.) святых, развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.
Таким образом, святой - это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. В Актах мученичества Перпетуи, Фелицитаты и других, с ними пострадавших (Passio Perpetuae et Felicitatis cum sociis), претерпевших мучения в Карфагене в 202 или 203 г., рассказывается, как Фелицитата незадолго до казни, уже находясь в темнице, разрешилась от беремени. Роды были настолько трудны, что солдаты, охранявшие ее, спрашивали: "Если теперь ты так страдаешь, то что же будет с тобой, когда тебя отдадут зверям?" Фелицитата отвечала: "Сейчас я страдаю потому, что терплю за себя, а тогда я буду страдать за другого [т.е. Христа] и этот другой будет во мне и будет страдать за меня". Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, таким образом, не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла. В Декрете Геласия (Decretum Gelasianum), латинском церковно-каноническом памятнике начала VI в., утверждается необходимость публичного чтения актов мученичества, в которых "победа мучеников и их удивительное исповедничество блистают через многоразличные перенесенные ими пытки. Ибо какой верующий может сомневаться, что их страдания превосходили меру человека и они смогли перенести их не благодаря собственной силе, а благодаря благодати и помощи Божией?" (PL, 59, 171). Итак, святые - это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути.
Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом к людьми. Развитие культа святых накладывается здесь на мощный пласт религиозных и социо-культурных представлений позднеантичного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления других народов, переживающих христианизацию). Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в языческом мировосприятии приписывалась демонам (или другим мифологическим существам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между человеком и высшими силами. Соответственно, культ святых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно укоренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обращались с молитвой в тех же случаях, когда ранее приносили жертвы богам и просили о помощи у героев. Именно это перенесение функций обусловливало в конечном итоге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь характерно как для западного, так и для восточного средневековья и обычно относится на счет так наз. "народной" религиозности.
С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются определенные моменты, принципиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному страданиями и крестной смертью Христа. Поэтому все раннехристианские авторы настаивают на том, что мученики сделались причастными Богу именно благодаря своим вполне человеческим страданиям и мученической кончине. Близость к Богу в соединении с человечностью и обеспечивает святым возможность быть посредниками между Богом и людьми. Для языческих верований характерно, напротив, представление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в частности, и от обожствляемых героев.
Вместе с тем, языческие верования приписывали посредничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим духам (гениям, демонам или - в других системах - иным "низшим" духам). В христианстве аналогом этих верований является представление об ангелах-хранителях. Призывание святых в качестве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ангелами, посредниками становились люди, сделавшиеся благодаря своему подвигу причастниками Божества. Заступничество святого и близость к нему (которая в силу почитания мощей выражалась во вполне конкретных и осязаемых формах) вводили верующего в близость к Богу и создавали религиозные переживания, практически не известные язычеству. Бл. Августин ("О граде Божием", VIII, 27) прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые богами не являются, но получили милость Божию своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми, - ложному спиритуализму язычества противостоит здесь антропологизм христианства, основанный на вере в воплощение Бога-Слова.
Учение о заступничестве святых основано на представлении о единой церкви живых и мертвых, составляющей Тело Христово. Физическая смерть не отсекает верующего от церковной общины, и поэтому с древнейших времен в церкви установлены молитвы об усопших. Эти молитвы, согласно церковному учению, благотворны для усопших, содействуют их спасению. Как писал Св. Иоанн Златоуст, "ненапрасно бывают приношения за усопших, ненапрасно моления, ненапрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга". Равным образом и святые, родившись через свое успение к вечной жизни, продолжают пребывать в церковной общине и могут выступать молитвенниками за нее и за отдельных верующих, обращающихся к ним за заступничеством.
В учении о святости, таким образом, содержится преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, т.е. основных оппозиций, которые в дохристианских представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и человеческое, смертное и бессмертное. Святые, оказываясь "друзьями Божиими" и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с ангелами, т.е. бесплотными, невещественными силами; тем самым преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и духовного и вещественность перестает быть препятствием для соединения с Божеством. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т.е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости формируются в последовательную богословскую систему, в полном объеме сформулированную в VII-VIII вв. преп. Максимом Исповедником и св. Иоанном Дамаскиным. Развивая учение о Божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате такого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противостояние духовного и вещественного, святые спасаются "телесно" (swmatikws), т.е. Божественными энергиями оказывается пронизана как их плоть, так и их образы (иконы). Это учение обосновывает почитание святых (см.) вообще, равно как и такие его формы, как поклонение мощам и иконам святых.
Русская церковь усваивает себе те представления о святости, которые сложились в святоотеческой традиции. Учение о святости и обоснование почитания святых не раз излагались русскими духовными авторами, обличавшими еретические движения протестантского типа. К такого рода обличительным сочинениям относится "Просветитель" преп. Иосифа Волоцкого, "Камень веры" Стефана Яворского. Развитие православного богословия святости можно видеть в учении преп. Серафима Саровского о стяжании Св. Духа.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.68 кб

Святость в православии XX В. : персонификация и канонизационная практика православных церквей

Каиль Максим Владимирович
В статье в контексте современных тенденций развития историографии истории Русской православной церкви ХХ в. анализируется монография И.В.
Читать PDF
0.00 байт

Святость в Древней Руси, или популяризация идеологических мифов

Костромин Константин
Рецензия на: Князев Е.А. Власть и святость в Древней Руси. М.: Посев, 2011.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 006. Ханска Ю. Святость и выживание: религиозный отклик на стихийные бедствия в средние ве

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
724.82 кб

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова: человечская природа и святость

Шустров Андрей Григорьевич
Жизнь и деятельность Великой княгини Романовой Елизаветы Фёдоровны были широко известны в России. Великая княгиня посвятила себя служению престолу и народу российскому.
Читать PDF
0.00 байт

Женская царственная святость как Церковно-исторический феномен

Ефимов Владимир Федорович, Никольский Евгений Владимирович
В статье в рамках темы царственной святости рассматривается ее специфический подтип праведность царственных женщин. Авторы выделяют среди канонизированных королев, цариц и княгинь самостоятельных правительниц, вдов и жен монархов.
Читать PDF
153.08 кб

Жития русских святых: святость как свет

Солдатенкова Ольга Вячеславовна
Читать PDF
0.00 байт

Пророчества женщин, их святость, а также роль женщины в исламском тасаввуфе

Мустафа Абдуразик-паша
Читать PDF
263.72 кб

\ живая Россия \ святость в наши дни

Симонов Дмитрий , Каменева Ольга , Лукьянова Инна
Читать PDF
1.54 мб

Психологический тип лжемессии: святость во грехе

А. В. Азов
Читать PDF
0.00 байт

Святость и соблазн (образ Марии Египетской в русской литературе)

Климова Маргарита Николаевна
Житие раскаявшейся блудницы Марии Египетской относится к числу самых известных и художественно совершенных образцов христианской агиографии, оставивших глубокий след в мировой и отечественной культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Святость как иное повседневной культуры (на примере рассказов "Несвятые святые" арх. Тихона (Шевкуно

Поповкин Андрей Владимирович, Поповкина Галина Сергеевна
Святость одна из базовых ценностей религиозной жизни христианина, однако представления о ней у разных групп верующих могут сильно различаться. Это понятие не полу-чило однозначного определения и в трудах богословов.
Читать PDF
277.40 кб

СВЯТОСТЬ И ПОЭЗИЯ. ОСНОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ "РУССКОГО РЕНЕССАНСА"

Мусеев Николай Александрович
В статье рассматривается связь категорий святости и творчества в искусстве «серебряного века».
Читать PDF
97.10 кб

Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до Синодального периода

Малкова Наталья Алексеевна
Основная идея жития Иулиании Лазаревской спасение в миру, раскрывается через ряд тем: семья как малая церковь, аскетическое подвижничество в миру, содержание и способы женского образования.
Читать PDF
219.93 кб

2013.03.016. САНТО Э. САЙЙИДА ЗАЙНАБ В «СОСТОЯНИИ ИЗЪЯТИЯ»: ШИИТСКАЯ СВЯТОСТЬ КАК «ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ Ж

Демидов К. Б.
Читать PDF
166.35 кб

ЗАБЫТОЕ ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: Святость как главный признак церкви в радикальной Реформации

Сергей Санников
лесиологических подходов, представляющих различные модели и взгляды на природу церкви,а также на ее существование, с точки зрения святости как ключевогоизмерения церковности.

Похожие термины:

  • ОСКВЕРНЕНИЕ СВЯТОСТИ

    Смысл слова "хилул" — лишение святости, превращение святого в будничное. Отсюда понятие О.С: еврей, не соблюдающий Субботу, этим самым лишает ее святости, превращает ее в будний день — оскверняет ее
  • ЧИНЫ (РАЗРЯДЫ) СВЯТОСТИ

    . Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православной традиции сложилось несколько основных форм с
  • ЧИНЫ СВЯТОСТИ

    . Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православной традиции сложилось несколько основных форм с