СЮРРЕАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сюрреализм
фр. surrealisme, букв. – сверхреализм) – модернистское направление в искусстве ХХ в., провозглашавшее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СЮРРЕАЛИЗМ
сверхреализм — модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания: инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сложился в 20-х гг. Представители: А. Бретон, Ф. Супо, Ж. Арп, М. Эрнст, С. Дали, X. Блум и др. Главной чертой С. стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СЮРРЕАЛИЗМ
(сверхреализм), одно из направлений АВАНГАРДИЗМА в искусстве XX в. В основе С. лежит теория ФРЕЙДА о подсознании. Идеи и образы подсознания и были источником вдохновения для сюрреалистов. Они использовали различные стили и методы: здесь и автоматические рисунки Андре Массона, когда художник вел перо по бумаге, подчиняясь подсознательному, и абстрактные формы, рожденные в подсознании, и изображение образов и снов в реалистической манере, присущей ДАЛИ. В кино С. представлен творчеством Луиса Бунюэля. В межвоенный период С. доминировал в западноевропейском искусстве.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

СЮРРЕАЛИЗМ
франц. surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Возник в 1910–20-х гг. Основатели сюрреализма в литературе – А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Т. Тцара; в живописи – М. Эрнст, Х. Миро, С. Дали; в кинематографии – Л. Бунюэль. Основная особенность произведений сюрреализма – разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей. Возникновение сюрреализма связано с протестом против рационального искусства и вниманием к сфере подсознания.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

СЮРРЕАЛИЗМ
(фр. surrealisme — сверхреа-лизм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в., основывающееся на методе «сво-бодных ассоциаций» З. Фрейда. Сложилось в 20-е гг. во Франции в кругу писателей и художников, близких к дадаизму. Программа направления была сформулирована в «Манифесте сюрреализма» А. Бретона, а также в журналах «Литература» (1919–1924) и «Сюрреалистическая революция» (1924–1929). Первая выставка состоя-лась в Париже в 1925 г. Среди основателей сюрреализма — Л. Арагон, П. Элюар, А. Арто, С. Дали, Л. Бунюэль. Некоторое время близки к нему были П. Пикассо и Ж. Кокто. Идейными основаниями сюр-реализма стали философия интуитивизма, восточные мистикорелигиозные учения, фрейдизм и дзен-буддизм. Главной особенностью сюрреализма является фрейдистский подход к творчеству, провозглашение подсознания основой художественного творчества, а его методом — психический автоматизм, разрыв логических связей, использование приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединения несоединимого. Сторонники сюрреализма хотели убрать разум из художественного творчества, освободить изпод власти интеллекта инстинкты из подсознания че-ловека. Так сюрреализм стал проявлением крайнего иррационализма. Они считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания и проявляет себя в гре-зах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях. Поэтому художнику предлагалось овладеть специ-альными приемами психического автоматизма, (они были сродни действиям медиума), а затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. Задача художника состоит в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть по ту сторону человеческо-го, достичь бесконечного и вечного. В живописи сюрреализм развивался по двум направлениям. Одни (М. Эрнст, А. Масон, Л. Миро) — вводили бессознательное начало в творческий процесс, в живо-писи преобладали свободно текущие образы. Другие (С. Дали, Р. Магритт, П. Дельво, И. Танги) — стремились с фотографической точностью воспроизвести те ирреальные образы, которые возникали в их подсознании. При этом твердые предметы могли растекаться, плотные становиться прозрачными, расслаиваться, несовместимые объекты сливались. Так сложились особенности искусства сюрреализма — фантастика абсурда, алогизм, пара-доксальность сочетания форм, изменчивость образов. В 30-е гг. сюрреализм распался (распалось его литератур-ное ядро). С начала 40-х гг. центр его перемещается в США. Новая волна интереса к сюрреализму поднялась с конца 60-х гг. с развитием новой волны авангардизма и постмодернизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СЮРРЕАЛИЗМ
фр. surre?alisme – сверхреализм), направление в культуре 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Теоретической основой сюрреализма послужил психоанализ З. Фрейда.
В 1919 г. в Париже появилась группировка, близкая по своим идеям к дадаизму, участники которой к 1922 г. перешли на позиции сюрреализма (поэты П. Элюар, Л. Арагон, художники М. Эрнст, А. Массон, Ж. Миро, Г. Арп, И. Танги, Р. Магритт, С. Дали). Программа нового направления разрабатывалась в журналах «Литература» (1919–24) и «Сюрреалистическая революция» (1924–29). В 1924 г. был издан «Манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном. Сюрреалисты считали высшей реальностью (сверхреальностью) не видимый мир, а человеческое подсознание, хранящее истинные человеческие ощущения, не искаженные вмешательством аналитического ума. Человек бывает подлинным только в тот момент, когда отсутствует контроль разума, то есть в состоянии транса, сна, гипноза, галлюцинации. По словам Бретона, главная задача поэта и художника – изображение «внутренней модели», высвобождение образов «бессознательного» и воплощение их в стихах, скульптуре, живописи с помощью «метода автоматического письма». В живописи стиль такого письма был самым разнообразным – от академической и натуралистической манеры до изобретения новейших техник коллажа, фроттажа (натирания карандашом или цветным материалом бумаги или ткани, положенных на фактурную основу), фюмажа (задымление поверхности копотью свечи с дальнейшей проработкой деталей), дриппинга (разливания краски по холсту) и иных изобретений, например случайного блуждания карандаша по бумаге.
При огромном разнообразии технических приемов сюрреалистов, их программа осуществлялась в основном по двум направлениям: Массон, Эрнст и Миро изобретали приемы «психического автоматизма», что отразилось в создании произвольных, часто абстрактных форм в живописи, которые представляли собой образы, всплывавшие из подсознания. Подход Дали, Магритта, Дельво, Танги был иным. Они стремились с иллюзорной точностью и правдоподобием воспроизвести знакомые образы: людей, животных, здания, пейзажи. Но в их полотнах твердое становилось жидким, плотное – прозрачным, формы сплетались, выворачивались, расслаивались на множество объектов, несовместимое соединялось.
В сер. 1930-х гг. сюрреализм распространился во многие страны мира, за исключением Германии, России и Италии, став символом творческой свободы.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Фрида Кало. Сюрреализм глазами сильной женщины

Котляр Елена Романовна, Салата Дарья Владимировна
В статье прослеживаются этапы жизни и творческого пути известной мексиканской художницы Фриды Кало.
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм во французской художественной культуре

Луков Владимир Андреевич, Луков Михаил Владимирович, Луков Андрей Владимирович
Сюрреализм это прежде всего попытка найти первоэлементы искусства и проанализировать их именно поэлементно.
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм

Пинковский Виталий Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения

Пинковский Виталий Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм

Якимович А. К.
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм в контексте изучения искусства ХХ века в школе

Олешко С. А.
В статье раскрываются предпосылки возникновения и особенности сюрреализма.
Читать PDF
0.00 байт

Мистическая антропология авангарда-2: ОБЭРИУ и французский (пара)сюрреализм (предварительные заметки

Григорьева Надежда Яковлевна
Читать PDF
0.00 байт

Мистическая антропология авангарда-2: Обэриу и французский (пара) сюрреализм (предварительные заметк

Григорьева Надежда Яковлевна
Читать PDF
0.00 байт

Лингвистический сюрреализм Робера Десноса

Румянцев Дмитрий Витальевич
Раннее поэтическое творчество Робера Десноса, в 1922 г. ставшего членом парижской группы сюрреалистов, было в целом посвящено языковым экспериментам и внешне походило на автоматическое письмо.
Читать PDF
0.00 байт

Ономастический сюрреализм в рассказе Д. Глуховского «Перед штилем»

Шебалов Роман Юрьевич
Анализируется ономастическая система художественного текста, основанная на переплетении аллюзивных и травестийных интенций, на игровом взаимодействии реалистичных и вымышленных имен собственных.
Читать PDF
0.00 байт

Словацкий поэтический сюрреализм

Шведова Наталия Васильевна
В статье анализируются особенности поэтического мировосприятия и выразительных средств в творчестве словацких поэтов-надреалистов, в частности особое внимание уделяется творчеству Штефана Жари, творца и летописца словацкого надреа
Читать PDF
0.00 байт

2013. 03. 012. Гальцова Е. Д. Сюрреализм и театр: к вопросу о театральной эстетике французского сюрр

Соколова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Расшифровывая сюрреализм

Ревина Дарья Владимировна
Статья посвящена проблеме распознавания образов и их взаимодействия друг с другом в движении исторического авангарда, сюрреализме.
Читать PDF
0.00 байт

Сюрреализм в современной татарской поэзии: Булат Ибрагим

Загидуллина Д.Ф.
Статья посвящена новым явлениям в татарской поэзии рубежа XX-XXI веков.
Читать PDF
0.00 байт

«я заблудился навеки. . . »: «Сюрреализм» Н. Гумилева и А. Рембо

Куликова Елена Юрьевна
Рассматривается влияние А. Рембо, для творчества которого характерны свойства сюрреалистической поэтики, на Н. Гумилева. Выделяется реминисцентный слой лирики французского поэта в ранних и поздних стихотворениях Гумилева.