фр. surrealisme, букв. – сверхреализм) – модернистское направление в искусстве ХХ в., провозглашавшее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями.
СЮРРЕАЛИЗМ
Сюрреализм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СЮРРЕАЛИЗМ
сверхреализм — модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания: инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сложился в 20-х гг. Представители: А. Бретон, Ф. Супо, Ж. Арп, М. Эрнст, С. Дали, X. Блум и др. Главной чертой С. стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СЮРРЕАЛИЗМ
(сверхреализм), одно из направлений АВАНГАРДИЗМА в искусстве XX в. В основе С. лежит теория ФРЕЙДА о подсознании. Идеи и образы подсознания и были источником вдохновения для сюрреалистов. Они использовали различные стили и методы: здесь и автоматические рисунки Андре Массона, когда художник вел перо по бумаге, подчиняясь подсознательному, и абстрактные формы, рожденные в подсознании, и изображение образов и снов в реалистической манере, присущей ДАЛИ. В кино С. представлен творчеством Луиса Бунюэля. В межвоенный период С. доминировал в западноевропейском искусстве.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
СЮРРЕАЛИЗМ
франц. surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Возник в 1910–20-х гг. Основатели сюрреализма в литературе – А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Т. Тцара; в живописи – М. Эрнст, Х. Миро, С. Дали; в кинематографии – Л. Бунюэль. Основная особенность произведений сюрреализма – разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей. Возникновение сюрреализма связано с протестом против рационального искусства и вниманием к сфере подсознания.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
СЮРРЕАЛИЗМ
(фр. surrealisme — сверхреа-лизм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в., основывающееся на методе «сво-бодных ассоциаций» З. Фрейда. Сложилось в 20-е гг. во Франции в кругу писателей и художников, близких к дадаизму. Программа направления была сформулирована в «Манифесте сюрреализма» А. Бретона, а также в журналах «Литература» (1919–1924) и «Сюрреалистическая революция» (1924–1929). Первая выставка состоя-лась в Париже в 1925 г. Среди основателей сюрреализма — Л. Арагон, П. Элюар, А. Арто, С. Дали, Л. Бунюэль. Некоторое время близки к нему были П. Пикассо и Ж. Кокто. Идейными основаниями сюр-реализма стали философия интуитивизма, восточные мистикорелигиозные учения, фрейдизм и дзен-буддизм. Главной особенностью сюрреализма является фрейдистский подход к творчеству, провозглашение подсознания основой художественного творчества, а его методом — психический автоматизм, разрыв логических связей, использование приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединения несоединимого. Сторонники сюрреализма хотели убрать разум из художественного творчества, освободить изпод власти интеллекта инстинкты из подсознания че-ловека. Так сюрреализм стал проявлением крайнего иррационализма. Они считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания и проявляет себя в гре-зах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях. Поэтому художнику предлагалось овладеть специ-альными приемами психического автоматизма, (они были сродни действиям медиума), а затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. Задача художника состоит в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть по ту сторону человеческо-го, достичь бесконечного и вечного. В живописи сюрреализм развивался по двум направлениям. Одни (М. Эрнст, А. Масон, Л. Миро) — вводили бессознательное начало в творческий процесс, в живо-писи преобладали свободно текущие образы. Другие (С. Дали, Р. Магритт, П. Дельво, И. Танги) — стремились с фотографической точностью воспроизвести те ирреальные образы, которые возникали в их подсознании. При этом твердые предметы могли растекаться, плотные становиться прозрачными, расслаиваться, несовместимые объекты сливались. Так сложились особенности искусства сюрреализма — фантастика абсурда, алогизм, пара-доксальность сочетания форм, изменчивость образов. В 30-е гг. сюрреализм распался (распалось его литератур-ное ядро). С начала 40-х гг. центр его перемещается в США. Новая волна интереса к сюрреализму поднялась с конца 60-х гг. с развитием новой волны авангардизма и постмодернизма.
СЮРРЕАЛИЗМ
фр. surre?alisme – сверхреализм), направление в культуре 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Теоретической основой сюрреализма послужил психоанализ З. Фрейда.
В 1919 г. в Париже появилась группировка, близкая по своим идеям к дадаизму, участники которой к 1922 г. перешли на позиции сюрреализма (поэты П. Элюар, Л. Арагон, художники М. Эрнст, А. Массон, Ж. Миро, Г. Арп, И. Танги, Р. Магритт, С. Дали). Программа нового направления разрабатывалась в журналах «Литература» (1919–24) и «Сюрреалистическая революция» (1924–29). В 1924 г. был издан «Манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном. Сюрреалисты считали высшей реальностью (сверхреальностью) не видимый мир, а человеческое подсознание, хранящее истинные человеческие ощущения, не искаженные вмешательством аналитического ума. Человек бывает подлинным только в тот момент, когда отсутствует контроль разума, то есть в состоянии транса, сна, гипноза, галлюцинации. По словам Бретона, главная задача поэта и художника – изображение «внутренней модели», высвобождение образов «бессознательного» и воплощение их в стихах, скульптуре, живописи с помощью «метода автоматического письма». В живописи стиль такого письма был самым разнообразным – от академической и натуралистической манеры до изобретения новейших техник коллажа, фроттажа (натирания карандашом или цветным материалом бумаги или ткани, положенных на фактурную основу), фюмажа (задымление поверхности копотью свечи с дальнейшей проработкой деталей), дриппинга (разливания краски по холсту) и иных изобретений, например случайного блуждания карандаша по бумаге.
При огромном разнообразии технических приемов сюрреалистов, их программа осуществлялась в основном по двум направлениям: Массон, Эрнст и Миро изобретали приемы «психического автоматизма», что отразилось в создании произвольных, часто абстрактных форм в живописи, которые представляли собой образы, всплывавшие из подсознания. Подход Дали, Магритта, Дельво, Танги был иным. Они стремились с иллюзорной точностью и правдоподобием воспроизвести знакомые образы: людей, животных, здания, пейзажи. Но в их полотнах твердое становилось жидким, плотное – прозрачным, формы сплетались, выворачивались, расслаивались на множество объектов, несовместимое соединялось.
В сер. 1930-х гг. сюрреализм распространился во многие страны мира, за исключением Германии, России и Италии, став символом творческой свободы.
В 1919 г. в Париже появилась группировка, близкая по своим идеям к дадаизму, участники которой к 1922 г. перешли на позиции сюрреализма (поэты П. Элюар, Л. Арагон, художники М. Эрнст, А. Массон, Ж. Миро, Г. Арп, И. Танги, Р. Магритт, С. Дали). Программа нового направления разрабатывалась в журналах «Литература» (1919–24) и «Сюрреалистическая революция» (1924–29). В 1924 г. был издан «Манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном. Сюрреалисты считали высшей реальностью (сверхреальностью) не видимый мир, а человеческое подсознание, хранящее истинные человеческие ощущения, не искаженные вмешательством аналитического ума. Человек бывает подлинным только в тот момент, когда отсутствует контроль разума, то есть в состоянии транса, сна, гипноза, галлюцинации. По словам Бретона, главная задача поэта и художника – изображение «внутренней модели», высвобождение образов «бессознательного» и воплощение их в стихах, скульптуре, живописи с помощью «метода автоматического письма». В живописи стиль такого письма был самым разнообразным – от академической и натуралистической манеры до изобретения новейших техник коллажа, фроттажа (натирания карандашом или цветным материалом бумаги или ткани, положенных на фактурную основу), фюмажа (задымление поверхности копотью свечи с дальнейшей проработкой деталей), дриппинга (разливания краски по холсту) и иных изобретений, например случайного блуждания карандаша по бумаге.
При огромном разнообразии технических приемов сюрреалистов, их программа осуществлялась в основном по двум направлениям: Массон, Эрнст и Миро изобретали приемы «психического автоматизма», что отразилось в создании произвольных, часто абстрактных форм в живописи, которые представляли собой образы, всплывавшие из подсознания. Подход Дали, Магритта, Дельво, Танги был иным. Они стремились с иллюзорной точностью и правдоподобием воспроизвести знакомые образы: людей, животных, здания, пейзажи. Но в их полотнах твердое становилось жидким, плотное – прозрачным, формы сплетались, выворачивались, расслаивались на множество объектов, несовместимое соединялось.
В сер. 1930-х гг. сюрреализм распространился во многие страны мира, за исключением Германии, России и Италии, став символом творческой свободы.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007