СЮРВАЖ Леопольд
СЮРВАЖ Леопольд
(собств. ШТЮРЦВАГЕ Леопольд-Фридерик Леопольдович) 31.07.1879 (Москва)-31.10.1968 (Париж). Живописец, график. Сын финна Леопольда Штюрцваге, хозяина фабрики роялей в Москве; мать датчанка Эмма-Мария-Каролина Эгхольм. В 1887-96 учился в московской гимназии свв. Петра и Павла, затем по настоянию отца работал на его фабрике. В 1901 порвал отношения с семьей, поступил в МУЖВЗ, учился у К. А. Коровина и Л. О. Пастернака. В годы учебы подружился с М. Ф. Ларионовым, Д. Д. Бурдюком, С. Ю. Судейкиным и Н. Н. Сапуновым. Участвовал (рисунки и этюды маслом) в выставках МУЖВЗ (1904, 1908), в первых авангардистских выставках: «Стефанос» (1907/08) и «Бубновый валет» (1910/11). В 1909, после смерти отца, выехал во Францию и поселился в Париже. Несколько лет работал настройщиком роялей в Доме Плейель, по вечерам занимался живописью. Посещал академии А. Матисса и Ф. Коларосси. Вошел в круг баронессы Е. Эттинген и С. Фера; познакомился с Г. Аполлинером, А. Сальмоном, Робером и Соней Делоне, П. Пикассо, Дж. Северини и др. В 1911 впервые участвовал в Осеннем салоне. В 1914 показал в салоне Независимых цикл работ «Три формы действия ритма в цвете», в которых опирался на музыкальные ассоциации. Представил в Академию наук в Париже техническую разработку «Ритм в цвете», в основе которой лежала идея движущихся абстрактных цветовых форм. Предполагал воплотить идею в кинематографе. Опубликовал статью «Le rythme colore» в журнале «Les Soirees de Paris» (1914. № 26/27), который издавался Г. Аполлинером и С. Фера. Во время I мировой войны жил на юге Франции, у баронессы Эттинген. В Ницце входил в кружок, группировавшийся вокруг Б. В. Савинкова (А. П. Архипенко, А. Модильяни, Зина Озанфан, поэт Ф. Хелленс и др.). В 1917 Аполлинер организовал его первую персональную выставку в Париже (галерея Bongard) и в предисловии к каталогу превратил его фамилию в «Survage». В 1919 вернулся в Париж. Участвовал в Выставке современной французской живописи в галерее Mansard в Лондоне. В 1920 вместе с А. Архипенко и А. Глезом стал учредителем общества «Золотое сечение» («Section d ’or»), участвовал в его выставках в Роттердаме, Гааге, Амстердаме, Женеве, Риме и Милане. Выставлялся в парижских салонах: Независимых (1920-23, 1925-28), Тюильри (1926-29) и Сверхнезависимых (1929, 1930). Участвовал в выставке «Мастера кубизма» в галерее L’Effort modeme (1921). Провел персональные выставки в парижских галереях: L’Effort modeme (1922), Percier (1925, 1927), К. Granoff (1927), Quatre Chemins (1931), Billet— Worms (1933); в Чикаго (Арт-клуб, 1925, и галерея Chester Johns, 1927), в Нью-Йорке (галереи Krauchar, 1927, и Knoedler, 1929). В 1928 прислал работы на Выставку современного французского искусства в Москве; получил золотую медаль на Международном триеннале в Милане. В 1930 был представлен на выставке «Живопись Парижа из американских коллекций» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1934 - на Международной выставке театрального искусства в Нью-Йорке. В 1922 исполнил проект декораций и костюмов к опере-буфф «Мавра» И. Ф. Стравинского в постановке Б. Ф. Нижинской для Русского балета С. П. Дягилева. Создал декорации и костюмы к опере «Маленькая продавщица спичек» А. Варетти для театра Кальяри в Париже (1925). Вместе с П. Пикассо, О. Цадкиным, М. Ларионовым и Н. Гончаровой участвовал в оформлении зала для бала «Bullier» (1923). Исполнил пять настенных панно для интерьера Католического театрального союза в Париже (1929). Написал распятие для собора в Турку, Финляндия (1930). Создал несколько рисунков для тканей по заказу Дома моды Шанель (1933). В 1937 по заказу Р. Делоне и архитектора Ф. Олбе написал для Международной выставки в Париже монументальные панно (15,5 * 4 м): «Почта и телекоммуникации », «Оптика и часовое дело» и «Техника и точность»; вместе с А. Глезом и Ф. Леже написал большие панно для павильона Союза современных художников и павильона «Солидарность» (получил золотую медаль). Создал макеты декораций к спектаклю «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для Опера-Комик (1939; постановка не осуществлена). В 1939 участвовал в ретроспективной выставке «Русский балет Дягилева. 1909— 1929», организованной С. М. Лифарем. Показал на выставке «Искусство нашего времени» в Музее современного искусства в Нью-Йорке серию акварельных рисунков «Ритм в цвете» для рисованного абстрактного фильма (приобретены музеем). Во время II мировой войны оставался в Париже. Продолжал участвовать в выставках. стал членом Осеннего салона (1943). В 1946 работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов. В 1950—60-е продолжал заниматься живописью. Исполнял картоны для ковровой мануфактуры Gobelins. Написал фреску для Дворца Конгрессов в Льеже (1959). Создал гравюры к книгам «Пегас» Ж. Кокто и «Шуаны» О. Бальзака (1965), участвовал в изданиях И. Зданевича и других издательских проектах. Выставлялся в салонах, участвовал во многих групповых и международных выставках, проводил персональные выставки в Париже, Милане, Риме, Брюсселе, Лондоне, Неаполе, Лозанне, Турине и Нью-Йорке. Ретроспективные выставки состоялись в Кельне (1960), Хельсинки (музей Атенеум, 1961), Париже (Музей Galliera, 1966) и Лионе (Музей изящных искусств, 1968). Работы были показаны на выставках: «В честь Г. Аполлинера» в рамках Осеннего салона (1963), «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Вклад русских в искусство авангарда» в Риме и Милане (1964) и др. Получил 1-й приз на Международном биеннале в Генуе (1951), золотую медаль Международной выставки в Брюсселе (1958), Национальный приз Франции (1960), Медаль города Парижа (1967), звание кавалера (1954) и офицера (1963) ордена Почетного легиона. В 1966 на французском телевидении был создан фильм «В честь Л. Сюрважа». В 1968 в Майском салоне показал последнюю картину «Космическое появление и исчезновение». После смерти Л. Сюрважа выставки устраиваются в разных галереях Европы и США. Представлен в Национальном музее современного искусства в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, ГМИИ.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999