(р. 26.02.1947) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук. Род. в дер.Кармалы Янтиковского р-на Чувашской АССР. Окончил филос. ф-т Ленингр. гос. ун-та (1974), филос. асп. (заочн.) при Горьковском гос. ун-те (1984). В 1975—1998 работал в Горьк. с.-х. академии (асс., ст. преп., доц.). С 1999 — доц. каф. филос. и политол. Нижегородского гос. архитектурно-строит, ун-та. Канд. дисс. — "Философский анализ человечности" (1989). Докт. дисс. — "Социализм: анализ теории и опыта реализации" (1999). Согласно развиваемой Т. концепции, история представляет собой закономерное развертывание сущности человека (как вида) и очеловечивание человеч. об-ва, а человечность — отношение людей друг к другу не по их статуальностным (как в экономике, политике, идеологии), а по их индивидуальностным (как в товариществе, дружбе, любви) потребностям и способностям, что является свободным осуществлением людьми своих сущностных сил и, в этом смысле, выступает отношением, адекватным сущности человека, заключающейся в его принципиальной универсальности, делающей его ист. (самотворящим) существом (как Видом). В этом процессе очеловечивания социализм, как самостоятельный обществ. строй, есть переходная ист. формация от об-ва порабощенной индивидуальности к об-ву свободной индивидуальности. Социализм возможен только как всеобщее отчуждение всего (любого) дивиденда об-вом, превращение его в условия и средства производства и потребления всеми и каждым дух. ценностей по индивидуальностным потребностям и способностям, при одновременном присвоении материальных ценностей по статуальностным потребностям и способностям, т. е. строго по закону стоимости (по стоимости рабочей или любой др. силы). В 30—50-е гг. в нашей стране, по мнению Т., существовал не социализм, а всего лишь об-во, вынужденное строить адекватную технол. основу социализма, представляющую собой фронтальный переход от машин к роботам, освобождающим людей не только от нетворч. физ. труда, но и от нетворч. умственного труда и ликвидирующим тем самым различие между свободным и рабочим временем, а значит — стоимостные отношения вообще. С середины 50-х гг. происходило вырождение этого об-ва в др. (переставшее быть средством строительства социализма) об-во, закономерно переродившееся в конце 80-х — начале 90-х гг. в криминальный компрадорский капитализм.
Соч.
: Человечность как главная ценность духовного мира человека // Формирование духовного мира человека. Горький, 1989; Человечность и ее осуществление в истории. Н. Новг., 1995; Сущность стоимостных отношений и социализм // Великий Октябрь и современная Россия. Н. Новг., 1997; Предыстория человечества как становление всеобщей человечности // Мир человека. Н. Новг., 1998; По какой же теории, что и насколько правильно строили большевики? // СОЦИС. 1999. № 12.