ТАБАРИ
ТАБАРИ
ат-Табари), Абу-Джафар Мухаммед ибн-Джарир (838/839 — 923) — видный ср.-век. историк, по происхожд. перс. С кон. 70-х гг. 9 в. преподавал мусульм. пре-дание (сунну) и правоведение в г. Багдаде. Одноврем. в теч. 40 лет Т. составлял «Историю пророков и царей». Эта первая всеобщая история (в понимании мусульм. ученого) содержит мифы о библ. и др.-араб. пророках, историю Персии при Сасанидах, биографию Мухаммеда и историю халифата, доведен. у Т. до 302 хиджры (915 н.э.). Т. явл. также автором 30-томного соч. «Тафсир», посвящ. толкованию корана.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТАБАРИ
ат-Табари, Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838 или 839-923) - араб. историк и богослов, автор труда по всеобщей истории "История посланников и царей" ("Тарих ар-русул ва-ль-мулук"; др. название "История пророков и царей"), к-рый по обилию фактов и точности изложения является одним из важнейших источников по истории Араб. халифата до 915. 1-й том (деление на тома введено европ. издателями) содержит общее введение и изложение древней истории народов Бл. Востока, 2-й том - историю Сасанидского гос-ва, 3-6-й тома - подробную погодную историю периода Мухаммеда и первых четырех халифов, 6-9-й тома - историю халифата Омейядов, а последующие 4 тома - халифата Аббасидов. Т. использовал как устную традицию, так и сочинения ранних араб. авторов, непосредственно до нас не дошедшие. "История" Т. - гл. источник для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в араб, историографии. Изложение материала в труде Т. дается в форме анналов, в хронологической последовательности синхронно для разных народов. В нем приводятся различные и часто противоречивые версии одного и того же события без попытки комментировать или связать их между собой. Т. также принадлежит многотомный комментарий к Корану ("Китаб джами аль-байан фи тафсир аль-Курав", сокращенное назв. "Тафсир"), в к-ром Т., наряду с присущим ему широким охватом мат-ла, проявляет критич. к нему отношение. Т. основал самостоятельную богословскую школу джариритов. Помимо истории и теологии, Т. изучал поэзию, лексикографию, грамматику, математику и медицину. "Историю" Т. в 963 перевел и переработал на новоперс. яз. везир Саманидов аль-Балами. С новоперс. она переводилась на тур., урду, франц. и др. языки. Широкую известность в Европе Т. получил после опубликования нем. востоковедом И. Г. Л. Козегартеном (Kosegarten) части "Истории", охватывающей 632-636 ("Annales Regum atque Legatorum Dei", Gryphisvaldiae, 1831-53). Отрывки из "Истории" Т. на рус. язык перевели Н. А. Медников, А. Э. Шмидт. Изд. соч. Т.: Chronique de Abou-Djafar-Mohammed- ben-DJarir-ben-Yezid Tabarl, trad, sur la version persane d´Abou-Ali Mohammed Bel?mi, par H. Zotenberg, t. 1-4, P., 1867-74; Geschlchte der Perser und Araber zur Zelt der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabarl ?bersetzt von Th. N?ldeke, Leyden. 1879; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn DJarir at-Tabari cum aliis, ed. M. J. de Goeje, series 1-3, LB, 1879-98; Introductio, glossarium, addenda et emendanda, LB, 1901; Indices, LB, 1901; Китаб джами´аль-байан фи тафсир аль-Куран, Каир, 1321 л. г.х. (1903/1904); Тарих ар-русул ва-ль-мулук, изд. Мухаммед Абу-ль-Фазл Ибрахим, т. 1-3, Каир, 1960-62 (рец. П. А. Грязневича, "НАиА", 1964, No 3); Marin E., The reign of al-Mutasim (833-842), New Haven, 1951 (англ. пер. части "Истории"). Л. И. Надирадзе. Москва.