радикально-демократическое крыло гуситов. Основу общины, разместившейся на г. Табор в Южной Чехии (отсюда название) составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремесленники, низшее духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее революционной частью были так называемые пикарты, возглавляемые Мартином Гуской и другими вождями. Их политическая платформа включала требования ликвидации сословий, феодальной и церковной собственности, устранения «грешников и противников закона Божьего», господ, дворян, рыцарей. Толковали «тысячелетнее царство Божие на земле» как царство всеобщего равенства, отрицали церковные таинства, католический культ, а некоторые из них — все христианские святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи равенства. Это сталкивало их с более умеренной частью Т. Всех, однако, объединяла борьба против немецкого засилья, чужеземных и чешских дворян, католической церкви и папства. Противоречия с чашниками привели к открытой войне между ними, в которой Т. были разбиты. В 1421 г. умеренные Т. расправились с левыми. Т. создали боевое войско, разработали военную тактику. После поражения у Липан в 1434 г. отдельные отряды Т. вели борьбу с феодально-католическими силами до 1437 г. Идеология Т. оказала значительное влияние на подготовку Реформации.
ТАБОРИТЫ
ТАБОРИТЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТАБОРИТЫ
представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к "общине таборской" (как они себя называли, отсюда - Т.) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революц. антифеод, крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастич. учение о "царстве божьем на земле" - "царстве" всеобщего равенства и социальной справедливости. Т. проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при к-ром не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феод, платежей, ликвидации частной собственности (преим. крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Т. предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и др. городах Т. были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Т. отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение Т. выражало чаяния феод.-зависимых крестьян и гор. плебса о создании общества без угнетения и насилия. Т. не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из гл. идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных Т., выражавших интересы гл. обр. зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 умеренные Т. расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, Т. оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Т. создали полевое войско, к-рое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени воен. тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое воен. вождями Микулашем из Гуси (первый гетман Т. до кон. 1420), Я. Жижкой (до 1424), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феод.-католич. реакцией и имп. Сигизмундом I против гуситов. Т. вместе с "сиротами" совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У Т. существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - т. н. чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 войско Т. и "сирот" потерпело поражение от объединенных сил чашников и феод.-католич. лагеря при Липанах; отд. отряды Т. продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион. Б. Т. Рубцов. Москва.