Табу

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Табу
полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Табу
система запретов, регулирующих наиболее важные стороны общественной и личной жизни. Характерны для доклассового общества.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ТАБУ
религиозно-магический запрет, за нарушение которого по суеверным представлениям неминуемо следует кара — болезнь или смерть, насылаемая сверхъестественной силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала а Полинезии. Объекты Т. — вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека, обеспечивали соблюдение брачных норм. Пережитки Т. сохранились во всех религиях.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Табу
(полинез. tabu — запрещать), система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которые имели отрицательные последствия для общества в целом и для культа в частности: запрещались кровосмешение и браки между родственниками, запрещалось прикасаться к предметам культа, входить в святая святых храма; жрецы и священнослужители обязаны были носить определ. одежду и соблюдать необходимые требования. Существовали табуирострованные дни (лат. dies nefasti). Тотемисгич. корни Т. периода античности сейчас установить невозможно.

Источник: Словарь античности. 1989

Табу
религиозно-магический запрет, за нарушение которого неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая духами или богами. Наиболее развитая система табу существовала в Полинезии. Объекты табу – вещи, слова, действия, животные, люди и т.д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития общества и его классического расслоения, табу стали освящать общественное неравенство. Часть табу была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисленная, вошла в религии в виде запретов, нарушение которых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божественного воздаяния. См. Воздаяние.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТАБУ
полинез.) - широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов о. Тонга, У полинезийцев табуированным было все то, что относилось к богам, духам, все принадлежавшее вождям и жрецам, к-рые могли налагать Т. на любой предмет или действие. Последующие этнографич. исследования показали, что у полинезийцев Т. существовало в своей вторичной, преобразованной форме и что запреты Т. возникли в более древние времена. Возникновение Т. связано, по-видимому, с потребностями формирующегося человеческого общества обуздать естеств. инстинкты индивидуума, подчинить его поведение интересам коллектива. В родовом обществе Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспечивали соблюдение им брачных экзогамных норм. У многих отсталых народов Т. связано с тотемизмом. По мере разложения первобытного строя Т. начинают использоваться возникавшим эксплуататорским классом для укрепления своего господствующего положения. Пережитки Т. сохраняются во всех религиях (напр., в христианстве понятие греха вполне аналогично Т.).

Лит.: Анисимов А. Ф., Духовная жизнь первобытного общества, М.-Л., 1966; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Рейнак С., Несколько замечаний о табу, "Атеист", 1926, No 5; Фрейд З., Тотем и табу, М., 1923; Lehmann F. R., Die polynesischen Ta-busltten, Lpz., 1930; Steiner F., Taboo, L., 1956; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942.

M. В. Крюков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТАБУ
термин этот ввел известный мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии. Т. - строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны общественной деятельности, общественного быта и личной жизни людей. Т. охраняет важных лиц - властителей и священников, слабых - детей и женщин, охраняет от опасности, связанной с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. Т. охраняет и важные жизненные события - роды, посвящение во взрослые, сексуальную деятельность, личную и общественную собственность и т.д. Герман Мелвилл, в 1842 г. бежавший с китобойной шхуны и несколько месяцев проживший среди племени людоедов тайпи на о. Нукузива (Маркизовы о.), рассказывает: "Нередко, гуляя по рощам, я замечал на каком-нибудь хлебном дереве или на кокосовой пальме особый венок из листьев, обхватывающий ствол. Это был знак табу. Само дерево, его плоды и даже тень, им отбрасываемая, объявлялись неприкосновенными... Хитрые необъяснимые запреты - одно из примечательных черт табу. Перечислить их все было бы просто немыслимо. Черные кабаны, младенцы до определенного возраста, женщины в интересном положении, молодые люди во время татуировки их лица, а также некоторые участки долины, пока идет дождь, равно ограждены запретительной силой табу". Мелвилл рассказывает, как один из подвыпивших капитанов в ответ на предостережения товарищей ответил: "Пошли вы со своим табу!" И стал стрелять священных птиц, рвать плоды запретного дерева и т.
Индейцы с ужасом ждали, когда небо поразит осквернителя смертью, но этого не случилось... Но когда уставший от буйствования капитан попытался напиться в ручье - путь ему был прегражден, не пустили его и под навес, где он намеревался укрыться от солнца... А бывали случаи, когда чужеземцев, нарушивших Т., просто убивали. 3. Фрейд приводит пример силы Т. Однажды на Новой Зеландии племенной вождь в пути бросил остатки своего обеда.
Оказавшийся тут же голодный парень подобрал обед и съел его. Увидевший это другой человек с ужасом сказал ему, что он съел табуированный обед вождя.
Услышав это, здоровый и сильный человек упал в мучительных судорогах и к вечеру следующего дня умер. Или вождь племени маори потерял зажигалку.
Соплеменники нашли ее и попользовались ею. Но когда они узнали, что на зажигалку было табу, умерли от страха. Женщина собирала плоды в месте, объявленном Т. Когда она узнала, что нарушила Т., то через сутки умерла от страха.
Ничего невероятного в этом нет. Современной медицине известно много случаев смерти от страха. Один из таких случаев недавно описан в печати.
больницу легла на операцию 43-летняя женщина. Операция была легкой и совершенно неопасной. Но женщина испытывала ужасный страх, и пришлось применить легкий общий наркоз. Женщина проснулась еще в операционной в прекрасном состоянии, если не считать томившего ее страха и уверенности, что с операционного стола ей не встать. Час спустя наступил конец. Вскрытие тела показало, что все внутренние органы в полном порядке и лишь надпочечники сильно кровоточат от чрезмерной перегрузки. А усиленная работа надпочечников нужна в часы величайшего физического и нервного напряжения. Оказывается, когда умершей было 6 лет, гадалка напророчила, что она умрет в возрасте 43 лет. Суеверная женщина помнила это, ждала смерти, и, когда ей исполнилось 43 года, но появилась нужда в операции, решила, что с операционного стола она не встанет. А страх перед смертью, перед потусторонним был, рос и вызвал нервное напряжение, приведшее к смерти.

Источник: Археологический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.14 кб

Табу

Латушко Юрий Викторович
В статье Ю.В. Латушко идет речь о табу, специфической системе религиозно-обрядовых установлений океанийцев.
Читать PDF
24.99 мб

Грех и табу в архаичных культурах

Пикалов Дмитрий Владимирович, Пикалова Ольга Николаевна
В статье анализируются причины жесткого противостояния мировоззрений оседлого и кочевого населения.
Читать PDF
274.32 кб

Саввина О. В. Деторождение. От прежних табу до технологии улучшения человека. Прошлое, настоящее и б

Цвык В.А.
Читать PDF
228.81 кб

Осима Нагиса: наперекор всем табу

Катасонова Елена Леонидовна
Читать PDF
252.15 кб

ГИБСОН И НОВЫЕ ТАБУ

Джозеф Собран
Читать PDF
156.85 кб

Экологические табу в развитии регионального социума

Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна
В статье рассматривается влияние экологических запретов на развитие отношений социума и природы на примере становления культуры мордвы и отмечается, что именно экологические табу способны стать регулятором взаимоотношений человека
Читать PDF
421.88 кб

Марийские табу в контексте свадебного обряда

Абукаева Любовь Алексеевна
Читать PDF
114.03 кб

Политическое табу: постановка проблемы

Торопова А. В.
Читать PDF
359.27 кб

Проблема табу в британской социальной антропологии Ф. Штейнера

Фолиева Т. А., Шинкарь О. А.
Читать PDF
231.54 кб

НОВЫЕ ТАБУ

Джозеф Собран
Читать PDF
125.30 кб

Табу народа мари в системе формирования культуры повседневности

Четкарева Роза Платоновна
В статье автор размышляет о табу народа мари и традициях в образе жизни, способствующих сохранению окружающей среды, углубленному изучению экологических знаний и формированию мировоззрения.
Читать PDF
133.33 кб

2002. 02. 032. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу: пер. С анг

Маркова М.
Читать PDF
3.18 мб

Женские табу в культуре эвенков

Иванова Сайина Семеновна
В работе рассматривается женская тематика в системе табу эвенков, являющихся составной частью эвенкийских одё запретов-оберегов.
Читать PDF
366.85 кб

Роль табу в художественной культуре конца XX - начала XXI века

Яныкина Алла Николаевна
В статье предпринимается попытка раскрыть противоречивое, но объективное влияние системы запретов на формирование художественной культуры, подходя к этому историко-компаративистски. Табу и запреты, конечно, не синонимы.
Читать PDF
248.46 кб

Роль пищевых и сексуальных табу в жизни глуповского общества («История одного города» М. Е. Салтыков

Постникова Е. Г.
Автор статьи утверждает, что главным объектом сатирического изображения в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина является русская власть с ее мифологией и архаическими принципами организации властных отношений.