ТацитТАЦИТ, Марк Клавдий

Тацит Публий Корнелий

Найдено 4 определения термина Тацит Публий Корнелий

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское]

Тацит Публий Корнелий

Тацит Публий Корнелий (Tacitus, Publius Cornelius) (ок. 55-120 н.э.), рим. историк и консул. В 112 г. был наместником в Азии. Составил первое из дошедших описание герм, племен и биографию отчима Агрико, наместника в Британии. Его "Анналы", история Рима от Августа до Нерона, сохранились частично, от "Истории", излагавшей события от Гальбы до Домициана, осталось лишь неск. книг. Т. был одним из первых нехрист. авторов, упомянувшем о распятии Иисуса Христа, когда описывал гонения на христиан в 64 г. Как историк он всегда вызывал восхищение своей скрупулезной точностью и афористичным стилем

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

Тацит Публий Корнелий

около 56 - около 117 гг.) - римский историк. Занимал ряд государственных должностей. С 80-х гг. приобрел известность как оратор. Тацит принадлежал к новой, вышедшей из провинций знати, на которую опирались императоры Флавии. Однако события 90-х гг. (террористические эксцессы последних лет правления Домициана, военные мятежи 97 г.) заставляют Тацита по-новому осмыслить характер императорской власти. Решению этой проблемы и посвящены сочинения Тацита: Германия (98 г.) - очерк общественного устройства, религии и быта германцев; История и Анналы (с этими двумя сочинениями связана мировая слава историка). История (около 105- 111 гг.) освещает жизнь Рима и всей империи 69- 96 гг. (из 14 книг дошли 1- 4-я и начало 5-й). Анналы (над ними Тацит работал до самой смерти) посвящены событиям 14- 68 гг. (сохранились 1- 4-я и 12- 16-я книги, 5-я, 6-я и 11-я - в отрывках).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

Тацит, Публий Корнелий

ок. 55 – ок. 120 гг. н. э., величайший римский историк. Происходил, по-видимому, из Галлии. Его учителем риторики был Квинтиллиан. Позднее он учился у ораторов Марка Апера и Юлия Секунда, которым Т. отвел роль спорящих в Диалоге об ораторах. Плиний Младший свидетельствует, что Т. уже в юности был хорошим оратором. Переживания детских лет, такие как пожар Рима при Нероне (64 г.), выступления императора в роли актера, возрождение города, первые дни после освобождения от власти Нерона, год трех цезарей (69 г.): Гальбы, Отона и Вителлия, пожар Капитола — эхом отзываются в произведениях римского историка. В период большей свободы слова при Веспасиане (69–79 гг.) и Тита (79–81 гг.), Т. выступал публично и получил известность как адвокат. В 77 г. он женился на дочери консула Агриколы, который завоевал Британию и стал ее наместником (77–84 гг.). В качестве homo novus он первым в своем роду занял высокие должности и вошел в Сенат. В 91–92 гг. стал квестором, а в 88 г. — претором и членом коллегии жрецов. Последние годы тиранического правления Домициана оставили болезненный след на историческом творчестве Т. Писатель вздохнул свободно лишь в правление Нервы (96–98 гг.), при котором в 97 г. стал консулом. В том же году он проводил прощальной речью Виргиния Руфа, победителя Виндекса. Остались свидетельства еще об одной речи, которую Т. произнес в 100 г. на процессе против Мария Приска по поводу злоупотреблений в провинции Африка. Но Т. окончательно порвал с риторикой и занялся историографией. С 98 г. при Траяне (98–117 гг.) он начал публиковать свои произведения. Должность проконсула провинции Азия (ок. 112/113 г.) еще раз оторвала его от последнего исторического труда, который он закончил примерно в 117 г. Т. умер в царствование императора Адриана (117–138 гг.). Среди мелких произведений Т. можно назвать Диалог об ораторах (Dialogus de oratoribus; ок. 98 г. н.э.). Примерно на 43 году жизни Т. порвал с професиией оратора, поскольку убедился, что красноречие в период Империи клонится к упадку и не имеет шансов развиваться дальше. Поэтому он посвятил себя историографии, но изложил причины упадка ораторского искусства в Диалоге об ораторах. С точки зрения истории, Т. признал этот упадок совершившимся фактом, который невозможно отменить. Свое мнение он изложил в форме диалога. В качестве причин упадка он назвал: безнравственность молодежи, беспечность родителей, недостаток образования в области грамматики, права, философии, пустячную тематику речей, декламаторский стиль, забвение старой традиции. К тому же повлияла смена политических условий: уменьшение влияния народа на политику и упадок судебной практики вытеснили свободу слова и прекратили развитие риторики. Образцом для Т. был Цицерон, от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык, которые отличают Диалог от всех других произведений Т. Поскольку Диалог вышел анонимно, а стиль и язык напоминали Цицерона, некоторые ученые хотели приписать авторство этого произведения Квинтиллиану, Светонию или Плинию Младшему. Диалог оценивается как один из наиболее ценных памятников римской литературы. Почти одновременно с диалогом появилась на свет Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita et moribus Iulii Agricolae; 98 г.). После прощания с риторикой в Диалоге, Т. утверждал в Жизнеописании, что он намерен написать историю минувшего рабства и нынешней свободы. Он начал биографию, которую назвал , ибо он почтил в ней память и заслуги своего тестя Юлия Агриколы, умершего в 93 г. Автор не придерживается строго рамок биографии, он обогащает ее географическими и этнографическими вставками. После описания страны, ее населения и исторического очерка истории покорения Британии, Т. набрасывает образ своего тестя, который прославился там как способный наместник и вождь, завоевав расположение даже жителей покоренного края. В 84 г. Домициан отозвал Агриколу в Рим, где он пал жертвой немилости императора. Т. закончил биографию хвалой умершему, которая должна была увековечить память о нем. Источником для произведения стали воспоминания самого Агриколы и его отчеты из Британии. В этой биографии, вторгающейся уже в область истории, Т. отступил от стиля Цицерона. Он взял за образец Саллюстия, у которого заимствовал композицию произведения, способ характеристики героев, лаконичную манеру выражения и речевые обороты. Здесь также видно влияние стиля Сенеки Философа. О местонахождении и происхождении германцев (De origine et situ Germanorum; 98 г.) было первой самостоятельной этнографической монографией о жизни чужих племен в истории латинской литературы. В общем очерке (разд. 1-27) Т. обозначил границы страны германцев, упомянул об их происхождении, а также описал их общественную и частную жизнь. Во следующей части разд. 28–46) Т. охарактеризовал отдельные народы. В оценке германцев Т. довольно объективен. Он перечисляет их недостатки, но указывает и положительные черты. Сравнивая римлян с германцами, Т. приписал последним достоинства, которых не хватало римлянам. Однако некоторые полагали, что произведение это должно было указать манерным римлянам образец для подражания, рассказать об энергии германских племен, которые стали угрозой Риму. Другие же считали это произведение чисто политическим, поскольку оно появилось в тот самый год, когда Траян поехал в Колоний, чтобы урегулировать отношения с германцами. Но представляется наиболее правдоподобным, что Т. скорее руководило желание написать отдельную монографию о германцах. В качестве источников Т. использовал произведение греческого историка Посидония, а из латинских авторов: Цезаря, Саллюстия, Ливия, Веллия Патеркула, а в особенности – произведение Плиния Старшего Германская война. Современную ему Германию Т. мог знать по сообщениям купцов и воинов. Это произведение Т. является чрезвычайно ценным источником для изучения Центральной Европы в античную эпоху. Т. описывал не только германцев, но и другие народы, населяющие те края. Главными историческими трудами Т. являются История и Анналы. История (Historiae) появилась в период между 104 и 109 гг. Произведение состоит из 14 книг, которые охватывают время 69–96 гг., то есть правление императоров Гальбы, Отона, Вителлия, а из династии Флавиев — Веспасиана (69–79 гг.), Тита (79–81 гг.) и Домициана (91–96 гг.). Т. описал период, в который жил он сам. Сохранились книги I–IV и часть кн. V, посвященные 69–70 гг. После начла правления Веспасиана не хватает описания правления Тита и Домициана. Анналы (Annales или Ab excessu divi Augusti) Т. писал при Траяне, со 109 по 116 гг. Возможно, они состояли из 16 книг, которые охватывали период 14–68 гг., то есть правление императоров из династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия (14–37 гг.), Калигулы (37–41 гг.), Клавдия (41–54 гг.), Нерона (54–68 гг.). Сохранились книги I–IV, часть V и VI, XI без начала, XVI без конца. Из них мы узнаем о правлении Тиберия, последнем периоде правления Клавдия и о правлении Нерона без последних двух лет. Не хватает сведений о правлении Калигулы, Клавдия (от начала до 47 г.) и Нерона в 64–68 гг. Оценивая предшествующую историографию, Т. находит, что знаменитые историки весьма красноречиво рассказали, а значит — и увековечили былые победы и неудачи римского народа. С момента битвы при Акции (31 г. до н. э.), когда власть оказалась в одних руках, правду начали фальсифицировать, ибо одни писатели льстили власть имущим, другие же их ненавидели. Т. старается, как он сам говорит, писать (sine ira et studio). Невозможно отрицать его точности в изложении фактов, но он все же приводил собственную трактовку и не всегда был объективен. Т. писал с явной морализаторской тенденцией. Мерой человека для него является добродетель (virtus), отсутствие которой он считал вырождением и упадком. Задачу Анналов он определил так: (Анналы, III, 65; в пер. Г.С. Кнабе). В изложении истории Т. не принимал во внимание всю империю, но ограничился историей города-государства. Об Италии, провинциях и людях, делавших там политику Т. говорит мимоходом. Зато он выдвинул на первый план фигуры императоров и придворных. В оценке их деяний историк оказался также хорошим психологом. Однако вследствие личных переживаний, особенно при Домициане, подозрительности и пессимизма, предпочитал подчеркивать их проступки. Риторику Т. применял очень сдержанно, но прибегал к ней в потрясающих зрителя описаниях, рассчитанных на эффект. Вопрос об источниках Т. довольно запутан. В Истории он ссылается на Плиния Старшего и записки Мессалы. В Анналах цитирует Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки Юлии Агриппины Младшей, Домиция Корбулона, протоколы Сената и римские хроники. Вначале Т. писал под влиянием стиля Саллюстия и на этой основе развил собственный оригинальный стиль, который отличают сдержанность, суровость и лаконичность манеры выражения. Читатель должен понять больше, чем написано. В синтаксисе, в подборе выражений Т. избегает всего привычного. Он употребляет поэтические слова и обороты. Произведения Т. были забыты в античности и в средние века. В IV. в. к ним обращается Аммиан Марцеллин. Только в IX в. Рудольф Фулдский демонстрирует знакомство с некоторыми произведениями Т. В XVI в. Т. заинтересовались в Италии, в XVIII в. во Франции его критикует Вольтер, а позднее Наполеон I. В Германии к нему обращался Т. Моммзен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античные писатели. Словарь

Тацит, Публий Корнелий

лат. Publius Cornelius Tacitus)

(ок. 55 - после 120 н.э.)

   римский историк, выходец из Южной Галлии. Как сын прокуратора, был введен в сенатское сословие и стал членом почетной жреческой коллегии квиндецемвиров, а вскоре - и претором. В годы правления Траяна Т. был консулом и наместником провинции Африка.

   Сохранились следующие сочинения Т.: «Анналы», «История», «Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии», «Диалог об ораторах». Свои основные труды - «История» и «Анналы» Т. посвятил истории Римской империи, начиная со смерти Августа и кончая смертью Домициана в 96 г. н.э. «История», из 14 книг которой сохранились кн. I - IV и частично кн. V, излагает события, очевидцем которых был сам Т. «Анналы» дополняют «Историю», правда, из 16 книг сохранились только кн. I-VI и XI-XVI, причем кн. V, VI и XVI - не полностью. Одной из характерных особенностей исторической точки зрения Т. является оценка роли личности в истории. Говоря об исторической роли Римской империи, Т. считал ее неизбежным этапом во всей римской истории.

   Одной из причин создания Т. этнографического произведения о Германии стал интерес к германским землям, проявленный в римском обществе. Труд состоит из двух частей - общей (гл. 1 - 27) и специальной (гл. 28 - 46). В общей части Т. дал подробные сведения о географическом положении Германии и происхождении германцев, об их оружии и способах ведения войны, о представителях их власти и религиозного культа, о женщинах и уважении к ним, об одежде, о быте, нравственности, воспитании детей, о занятиях населения и земледелии. Вторая часть сочинения повествует о каждом племени в отдельности.

   В «Диалоге об ораторах» Т. воспроизводит беседу лучших ораторов времени Веспасиана о причинах, повлекших упадок ораторского искусства.

   «Жизнеописание Юлия Агриколы» - это биография тестя Тацита; более половины ее содержания посвящено истории войн, которые Агрикола вел в Британии в должности легата императора Домициана.

   Корнелий Тацит. Соч. Т.1-2 / Пер. и отв. ред. С.Л. Утченко. Л., 1969; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 242-288; Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги. М., 1981; Модестов В.И. Тацит и его сочинения. Спб., 1864; Немировский А.И. Рождение Клио. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Историк императорского Рима, выдающийся оратор, был сенатором и консулом. В круг его друзей входил и Плиний Младший, написавший свои свидетельства извержения Везувия специально для включения в "Историю" Тацита. Самая ранняя работа Тацита "Диалог об ораторах", в которой обсуждаются причины упадка риторики (ораторского искусства) со времени Республики. Труды Тацита "Агрикола" и "Германия" - исторические монографии об его тесте Юлии Агриколе и древних германцах, чьи обычаи и мораль контрастировали с * * *поправшим нравственные нормы Римом. "История" и "Анналы" охватывают период с конца правления Августа до смерти Домициана. Предполагалось охватить продолжением и правление Траяна. Оба главнейших труда Тацита дошли не полностью. Латинский стиль Тацита уникален по своей интенсивности и тяготению к эпиграммности, хотя в нем и видно влияние Саллюстия. В развитии же повествования Тацит ушел вперед по сравнению с прозой времен Цицерона. Он разделял убеждения древних, что индивидуализм правит миром, что сильная личность определяет ход истории, поэтому императоры и составляли основной фон его историографических трудов, хотя он был далек от восхищения ими. Его концепция строилась на убеждении, что безвозвратно обесцениваются старые, демократические ценности, попираются свободы, поэтому показ упадка Рима и рассуждения о причинах этого занимали в его работах значительное место. Гиббон ценил Тацита больше других античных историков и взял его труды за образец, когда создавал свой "Распад и падение Римской империи".

   В средние века Тацита практически не знали, и только в конце 14 в. растет интерес к его произведениям. Так, "Анналы" и "История" пережили второе рождение во времена Ренессанса. Им восхищался Монтень и критиковал Мильтон за потерю веры в Республику. В образе мыслей Макиавелли усматривали влияние Тацита. Тем не менее всемирное признание состоялось.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   рим. историк. Род. в Нарбоннской (по др. версии, в Бельгийской) Галлии. Ритор, иск-ву учился в Риме и уже в молодые годы стал известным оратором. Рано началась полит, карьера Т.; его быстрому продвижению по служебной лестнице способствовала, вер., женитьба в 78 на дочери Юлия Агриколы, полководца, покорителя Британии. В 78 - 79 (или 80 - 81) Т. был квестором, затем эдилом, а в 88 - претором, что определило его деятельное участие в организации «вековых игр», устроенных ими. Домицианом (81 - 96). Вскоре после претуры Т. по делам службы уехал из Рима и вернулся только в 93. В 97 Т. был консулом, в 110-111 (или 111 - 112) - наместником в провинции Азия. О дальнейш. жизни Т. нет никаких свидетельств. Речи Т. не сохран. 1-е произв. Т. «Агрикола» («О жизни и характере Юлия Агриколы») было опубликовано в 98 как бы взамен непроизнесенной надгробной речи. Хотя в целом это соч. принадлежит к биогр. жанру, большая его часть содержит описание войн, к-рые Агрикола вел в Британии с целью подчинения ее рим. владычеству. «Агрикола» был издан уже после убийства Домициана (96), в период правления имп. Нервы (96 - 98), к-рый, по словам Т., сумел «совокупить дотоле несовокупимое - принципат и свободу». Это дало возможность Т. резко осудить кровавый режим Домициана и использовать для восхваления Агриколы прием контраста: честность и строгое исполнение долга Агриколой, с од*, ст., произвол и злодейство Домициана - с др. В том же 98 Т. издал монографию «Германия» («О происхождении, положении и нравах народов Германии»). Общая часть этого соч. посвящена описанию геогр. положения Германии и ее жителей, их быта, нравов и обычаев, обществ, строя, судопроизводства, воен. дела и религии. В спец. части дается характеристика каждого племени в отдельности. Совершенно иной характер имеет 3-е соч. Т. - «Диалог об ораторах» (102 или позже), завершающее цикл т. н. «Малых произведений» и принадлежащее к очень распростр. в древности лит. жанру диалога. Соч. Т. воспроизводит, по его словам, реал, беседу, к-рую вели его учителя риторики - тогдашние светила в судебном мире Марк Апр и Юлий Секунд - с оратором и поэтом Куриацием Матерном, отказавшимся от судеб, красноречия ради поэзии. Защищая поэзию, он утверждал, что она приносит славу и влияние и доставляет истинное наслаждение, уводя поэта от треволнений суетливой жизни в уединение и тишину. Затем обсуждался вопрос о том, когда оратор, иск-во было более почетным: во вр. Республики или в эпоху Империи. При этом выяснялось, что причина упадка красноречия коренится, отчасти, в системе образования и воспитания в ритор, школах, но гл. обр. - в изменившейся полит, обстановке, требующей «беспрекословного повиновения» императору. Два самых знаменитых труда Т. - «История» и «Анналы» (полн. назв.: «От кончины божественного Августа»), составляющие единое целое: историю Рима от 14 до 96. «История» начала публиковаться примерно в 105 и была закончена в ПО или позже. Она посвящ. периоду правления Флавиев (69 - 96): от гражд. войны, приведшей к власти Веспасиана (69 - 79), до убийства Домициана. Т. был свидетелем и участником этих событий, одн. он обещает «неколебимо держаться истины» и писать историю, «не поддаваясь любви и не зная ненависти». Из 14 кн. «Истории» сохран. только I - IV и часть V, охватывающие неполн. 2 года (69 - 70). Т.о., осталось неизвестным отношение Т. к деятельности Веспасиана и Тита; утрачено описание 15-летнего правления Домициана, к-рое составляло осн. содержание «Истории». «Анналы», написанные позже, ретроспективно дополняют «Историю» описанием предшествующих событий. Они состояли из 16 кн; до нас дошли: I - IV, XII - XV полностью, V, VI, XI и XVI - не в полн. объеме. Во вступлении Т. сообщает о своем намерении рассказать об имп. Тиберии (14 -37) и его преемниках, о к-рых предшественники писали лживо: при их жизни из страха, а после смерти - из-за «еще свежей ненависти». Сам же Т. обещает писать «без гнева и пристрастия», для к-рых у него нет причин. Беспристрастность, одн., не означает для Т. безразличия к добру и злу; напротив, он считает «главнейшей обязанностью анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве»; иначе говоря, обличение зла и восхваление добра для него неотъемлемое право историка, пользуясь к-рым он выносит суровый приговор бесчелов. правлению Тиберия. Во 2-й сохранившейся части «Анналов» описывается правление Клавдия (41 - 54) и Нерона (54 - 68). Придавая огромное значение роли личности в истории, Т. уделяет наибол. внимание личности и правлению Нерона, показывая, как неогран, власть, угодничество и раболепие окружающих усиливали дурные качества принцепса, развивали в нем самые низменные инстинкты. Из рассказа о наиб, значит, событиях этого периода выделяется красочное описание пожара Рима в 64 и последовавших за ним казней христиан; повествов. о заговоре Писона и гибели мн. выдающихся людей - подлинных или мнимых его участников: знаменитого философа Сенеки и его племянника поэта Лукана, писателя Петрония и др. Резко отрицательная позиция Т. по отношению к имп. режиму сочетается с пониманием того, что становление его явилось ист. необходимостью, т. к. возврат к республиканской форме правления был невозможен. Т. возлагал надежды на «хорошего» императора, при к-ром его главенствующая роль не отстраняла бы от власти сенат. В конце века, в «Агриколе»,он еще верил в возможность этого и обещал написать «о былом нашем рабстве и нынешнем благоденствии», но выполнил только первую часть обещания, рассказав о рабстве. Очевидно, он понял, что принципат и свобода несовместимы даже при «хороших» императорах. Отсюда пессимизм в мировоззрении Т., к-рый роднит его с Саллюстием, Т. - выдающийся историк и незаурядный писатель. Как историка его отличает стремление выявить и проанализировать причины описываемых событий, их внутреннюю логику. Как правило, он находит их в характере и настроении тех лиц, к-рые в данный момент оказались на авансцене истории. Это не только императоры, их приспешники и противники - эти целые обществ, группы: сенат, войско, простой народ Рима, жители провинций. Установка на анализ и осмысление, заложенная в антич. историографии Фукидидом, продолженная Полибием и Саллюстием, в трудах Т. завершилась. Как писатель Т. является выдающимся мастером захватывающего драматического повеств. С т. зр. стиля он прошел известную эволюцию. В «Малых произведениях» ощущается влияние Цицерона (особ, в «Диалоге») и Саллюстия (особ, в «Агриколе»); в больших ист., трудах, более всего в «Анналах», стиль уже чисто «тацитовский» - сжатый, спокойный, рассчитанный на вдумчивого читателя.

   Т. опередил свое время, поэтому ближайшие потомки не оценили его. Только в XVI в. Т. был признан крупнейшим историком и писателем.

   Н.К.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Найдено схем по теме Тацит Публий Корнелий — 0

Найдено научныех статей по теме Тацит Публий Корнелий — 0

Найдено книг по теме Тацит Публий Корнелий — 0

Найдено презентаций по теме Тацит Публий Корнелий — 0

Найдено рефератов по теме Тацит Публий Корнелий — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!