Тагильский поднос

Найдено 1 определение
Тагильский поднос
изв. с 1747. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. Т.П. были свойственны прямоугольная, восьмигранная, круглая, овальная формы, приклепанные борта ("стоячие решетки"); изобр. сцен из Библии, отечественной истории, романтических пейзажей, по краям - рамы трафаретного "золотого узора". С сер. XIX в. подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками, более изысканных форм и дифференцировались на "скатертные", "чайные", "закусочные" и др. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком - "тагильской розой" на фоне, имитировавшем малахит или дерево. Еще в сер. XVIII в. появились семейные мастерские Худояровых, Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Кайгородовых. Расцвету промысла Т.П. способствовала Нижне-Тагильская школа живописи (1806-20). С 1925 вып. Т.П. осуществляли артели "Красная заря", "Пролетарий", "Смычка", "Металлист", с 1958 - Нижне-Тагильский з-д эмалированной посуды, в 1990-е - "Метальная лавка", "Бриг", "Смена" и др. произв. предприятия. Ведущие мастера промысла А.В. Афанасьева, Е.Н.Отмахова, В.П.Подева, И.Н.Смычкова, Т.В.Юдина развивают декоративную роспись, сюжетное письмо, зол. узор. Т.П. экспонировался на выставках в С.-Петерб. (1829,1902), Екат. (1887), Нижнем Новгороде (1896), Москве (1923,1977), Париже (1900), Софии (1985) и др. Коллекции Т.П. хранятся в Муз. нар. искусства (Москва), ГИМ, Всесоюз. муз. декоративно-прикладного иск-ва, ГЭ, ГРМ, ПГХГ, ПОКМ, ЕМИИ, СОКМ и др.    Лит.: Уханова И.Н. Русские художественные лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964; Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Барадулин В.А. Уральский букет: Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск, 1987.    Барадулин В.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000