Тайная вечеря

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тайная вечеря
последний ужин Иисуса Христа с ученикамиапостолами накануне крестных страданий, на котором он установил таинство евхаристии.

Источник: Православная энциклопедия.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа и Его учеников, совершившаяся накануне распятия и крестной смерти Спасителя. На Тайной вечере Господь последний раз вкусил пасхального агнца и вина, умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил Таинство Евхаристии, предсказал предательство Иуды и отречение Петра и беседовал с апостолами – все это запечатлено в Евангелии от Иоанна (см. Ин. 13-14). См. Великий Четверток.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Тайная вечеря
последняя вечеря) - в Новом Завете последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время Тайной вечери Христос предрекает, что один из учеников предаст Его. Преломив хлеб, Иисус Христос дает вкусить от него ученикам со словами: сие есть Тело Мое, затем дает им испить из чаши с вином, говоря: сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая. Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о Нем, учреждая таким образом таинство евхаристии (причащения).

Источник: Исторический словарь

ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ
Ин 13:2-4, 1Кор 11:20) — вечеря совершенная Господом в Иерусалиме пред Своими страданиями, на которой Он установил св. таинство причащения. В Свящ. Писании называется вечерею Господнею (1Кор 9:20), трапезою Господнею (1Кор 10:21), приобщением Тела и Крови Господней (1Кор 10:16), преломлением хлеба (Деян 2:42). В первенствующей Церкви ей усвоено название евхаристии. Учреждению таинства причащения предшествовало омовение Господом ног Его ученикам (Ин 13:1-20), указание и удаление предателя (Ин 13:21-32), и затем уже самое установление таинства причащения (см. Причащение).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Тайная вечеря
трапеза Иисуса Христа с Его учениками, совершенная накануне крестных страданий по древнееврейскому обычаю в честь праздника Пасхи (Мф. 26, 17–35; Мк. 14, 12–31; Лк. 22, 7–38; Ин. 13, 1–38). На пасхальную трапезу в Иудее собирались члены семьи для вкушения жертвенного агнца (ягненка), а на Т. в. собралась духовная община апостолов, которой предстояло дать начало Христианской Церкви, а Самому Христу предстояло стать Агнцем Божиим, предназначенным для жертвы во спасение человечества. Во время Т. в. Христос установил таинство Евхаристии, умыл ноги своим ученикам, предсказал Иуде Искариоту предательство, а Петру – отречение.

Источник: Краткий православный словарь.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
1. Сюжет Нового Завета: последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня казни Христа. Во время Тайной вечери Самим Иисусом Христом впервые совершено и установлено для всех верных, т.е. преданных Христу, таинство Святого Причащения (Евхаристия). Слово «вечеря» образовано от славянского глагола «вечеряти», что означает «ужинать». Во время трапезы Христос омыл ноги Своим ученикам, дал им новую заповедь взаимной любви, установил таинство Евхаристии, предсказал предательство Иуды и троекратное отречение Петра. 2. Сюжет в иконописи, отражающий последнюю пасхальную трапезу Иисуса Христа и Его учеников.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35; Мк XIV, 12-31; Лк XXII, 7-38; Ин XIII, 1-17); происходила в первый день иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна — накануне Пасхи), который обычно сопровождался ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение — преломив хлеб и подав своим ученикам чашу с вином со словами «Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, ...за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф XXVI, 26-28; Мк XIV, 22-24; Лк XXII, 19-20). Таким образом было учреждено таинство Евхаристии (см.), представляющее собой центральный момент христианской литургии. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией «Евхаристия» («Причащение апостолов»), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (т.е. колосьев), когда по закону следовало закапать пасхального агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: “подите, приготовьте нам есть Пасху.” Они спросили Его: “где велишь нам приготовить Тебе Пасху?” Он отвечал: “когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; подите за ним; и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он вам укажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте нам.” Петр и Иоанн пошли, пришли в город, и нашли, как им было сказано, и приготовили Пасху. С наступлением вечера Иисус Христос приходит туда с двенадцатью Апостолами. Он возлег за трапезою и двенадцать Апостолов с Ним. И начал говорить: “очень желал Я есть с вами эту Пасху, прежде Моего страдания, потому что, сказываю вам уже не буду есть ее, пока она в совершеннейшем виде не откроется в царствии Божием.” Потом взял чашу, и, воздавши хвалу Богу, сказал: “возьмите ее, и разделите между собою. Сказываю же вам, что Я уже не буду отныне пить от сего виноградного плода до того дня, как буду пить с вами новое вино в царствии Отца Моего.” После умовения ног ученикам и обличения за трапезою Иуды Искариота в предательстве, после чего Иуда удалился с вечери, Господь Иисус Христос сказал: “Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если же Бог прославился в Нем: то Бог прославит и Его в Себе, и вскоре прославит Его.” Вечеря еще не прекращалась. Апостолы продолжали есть. И вот, Иисус Христос берет один хлеб, благословляет, преломляет его, и, раздавая ученикам, говорит: “приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне.” А по окончании вечери, берет чашу с вином, растворенным водою, и, возблагодаривши Бога, подает им пить. Пили все, Между тем говорит им: “пейте из нее все. Потому что в чаше сей кровь Моя, нового завета, которая за вас и за многих изливается, во оставление грехов. Так делайте, когда ни будете пить, в воспоминание обо Мне.” Совершилось и приобщение спасительным тайнам Тела и Крови Христовой. Господь продолжает говорить: Дети! уже не долго Мне быть с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям, что куда Я иду, туда вы не можете придти; так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Потому всякой и будет знать, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Мф 26:26-28, Мк 11:22-24, 1Кор 11:23-25, Лк 22:19,20, Ин 13:33-35).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
380.58 кб

Тайная вечеря в свете книги Даниила

Рысев Сергей Евгеньевич
В статье предлагается решение, которое устраняет противоречие между синоптическими и четвертым Евангелием, касающееся даты Тайной вечери. Решение основывается на данных, содержащихся в ветхозаветной книге Даниила.
Читать PDF
842.03 кб

Небо и событие: «Тайная вечеря» Осипа Мандельштама

Марков Александр Викторович, Файбышенко Виктория Юльевна
В статье предлагается прочтение стихотворения Осипа Мандельштама «Тайная вечеря» как текста о мученичестве человека и о мученичестве произведения искусства.
Читать PDF
621.59 кб

Повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда

Волков Андрей Алексеевич
В статье рассматривается повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда, единственного древнего не-римского латинского богослужения, практикующегося до настоящего времени.
Читать PDF
768.12 кб

"тайная вечеря" как начало Второго пришествия и формирование эсхатологических воззрений средневековь

Дадаян Тамара Артуровна
Поскольку нет существенной границы между тайной и реальным миром, небом и землей, а земная жизнь блеклое подобие Божественной, то пропорционально исчезает и радикальное различие, грань между жизнью и смертью.