ТАИНСТВА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАИНСТВА
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую сверхъестественную силу — божественную благодать. Католическая и православная церкви признают семь Т.: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священники). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Таинства
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу – «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь – крещение, причащение, церковный брак.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Таинства

С исторической точки зрения термин означает церковную службу или обряд, считавшиеся учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств, реформаторы, опираясь на собственное толкование Нового Завета, утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия) Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры: реформаторы не могли договориться между собой о том, какой же на самом деле была цель таинств.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

        ТАИНСТВА
богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Все они так или иначе связываются с текстом Св. Писания, хотя некоторые из них утвердились в церковном обиходе не сразу. В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция «Семь таинств».
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Таинства
(лат. sacramentum), общее обозначение церковных культовых действий в христианстве, которые восходят к магии и призваны содействовать нисхождению божеств, благодати Римско-католич. и православная церкви признают семь Т. крещение, конфирмация, причащение, исповедь (покаяние), соборование (елеосвящение), священство (посвящение в священнослужители), церковный брак. Протестантская церковь отрицает все Т., кроме двух крещения и причащения, которые рассматриваются как символич. обряды.

Источник: Словарь античности. 1989

Таинства
(лат. sacramentum) – обрядовые действия в христианстве, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья». В православии и католицизме признается 7 таинств: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение, которые рассматриваются просто как символические обряды, не отличающиеся от всех других. См. Православие, Католицизм, Брака таинство, Елеосвящение, Исповедь, Крещение, Миропомазание, Причащение, Священство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Таинства
согласно учению Православной Церкви, богоучрежденные священные действия, под зримыми образами которых верующим сообщается незримая благодать Божия. Первым существенным признаком Т. является их божественное происхождение. Важнейшие Т. установлены Самим Иисусом Христом, учившим в Своей земной жизни о крещении, покаянии и причащении. Другие Т. упоминаются в посланиях апостолов, в Деяниях святых апостолов, в творениях отцов Церкви. Второй признак Т. – их ритуальный, традиционнообрядовый характер, дающий Церкви видимые средства стяжания незримых духовных энергий. Третий признак – проведение в духовнонравственную жизнь человека благодати Божией, способствующей усовершенствованию его природы и очищению от греха, ведущей его к обожению и спасению. Православное богословие считает важнейшими условиями Т. действительность и действенность. Действительность – объективная сторона Т., состоящая в том, чтобы они были правильно совершены, т. е. осуществлены духовным лицом, соблюдающим их каноническую форму согласно божественному установлению. В противном случае Т. недействительны. Чтобы они были действенны, т. е. чтобы верующий сподобился получить благодать, он должен приступать к Т. с особенным настроением, проявить искреннее желание и полную готовность принять Т., сознавая величие совершаемого. Иначе Т. послужат к осуждению человека. В православии семь Т.: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение Даров Святых), Исповедь (Покаяние), Рукоположение (Священство), Брак, Елеосвящение.

Источник: Краткий православный словарь.

Таинства
в христиан, церкви особые обряды, при совершении которых на верующих через посредничество священнослужителя нисходит Божья благодать. Первыми в ранг христиан, т. были возведены обряды причащения (евхаристии) и крещения — в конце II — нач. III в. Появление т. в христиан, культе связано с формированием в христианстве церк. организации. В общинах первых христиан все верующие считались обладающими в равной мере Божьей благодатью (отсюда название этих общин — харисматические; по-древнегречески «харисма» — «благодать»), и обладание благодатью выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение, рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание, брак, исповедь, елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с духовенством. Постулат «вне церкви нет спасения» означал в том числе, что без обретения Божьей благодати (которую верующий получал, участвуя в т., совершаемых священниками) человек не может рассчитывать на загробное спасение.
Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ТАИНСТВА
в христианстве магич. культовые обряды, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохрист. мистериям. Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения (Послания апостолов, "Деяния апостолов"), в 3 в. - священство, у церк. авторов 4-5 вв. - прочие Т. Культ Т. вводился постепенно с созданием и укреплением христ. церк. орг-ции. Т., по учению церкви, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий якобы в роли посредника между богом и людьми. Т. о., учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-1445) католич., а затем православная церкви приняли 7 Т.: 1) крещение; 2) миропомазание; 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической - духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило, - лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние); 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь признает крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Совр. католич. церковь усиливает пропаганду Т. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения. В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры.

Лит.: Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христ. таинств, М., 1956; James E. О., Christian myth and ritual, L., 1937.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Исполнение таинства исповеди в крестьянской среде Европейского Севера России в XVIII—XIX вв. : побуд

Алексеева Надежда Викторовна
Изучение покаянной практики крестьян обязывает, прежде всего, обратиться к максимально возможному выявлению норм поведения, обрядов и ритуалов, сопровождавших таинство церковного покаяния и выработанных многовековым народным опыто
Читать PDF
0.00 байт

К истории последования таинства елеосвящения

А. В. Петровский
Читать PDF
0.00 байт

Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование проскомидии

А. В. Петровский
Читать PDF
0.00 байт

Детская психология и «Таинства игры» в русской литературе

Пинаев Сергей Михайлович
В статье рассматриваются произведения И.С. Шмелёва, А.К. Герцык и М.А. Волошина, в которых авторы обращаются к вопросам детской психологии, проявляющейся в игровой практике.
Читать PDF
0.00 байт

«Драгоценные тайны и таинства человеческой души» (И. А. Гончаров в этических спорах своей эпохи)

Мельник Владимир Иванович
Определение нравственно-этических представлений И. А. Гончарова в контексте его споров с современным позитивизмом и вульгарным материализмом.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности изображения таинства исповеди в современной православной художественной литературе

Леонов Иван Сергеевич
В статье на материале современной приходской прозы раскрывается нравственно-этический, мировоззренческий и богослужебно-обрядовый комплекс мотивов, среди которых особую роль играет мотив исповеди.
Читать PDF
0.00 байт

Церковные Таинства в богословии и жизни архимандрита Киприана (Керна)

Сухова Наталья Юрьевна
Статья посвящена архимандриту Киприану (Константину Эдуардовичу Керну) (1899-1960) православному богослову, выпускнику Белградского университета (1925), преподавателю Битольской духовной семинарии (1925-1928, 1931-1936), профессор
Читать PDF
0.00 байт

Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота

Легеев Михаил Викторович, Зинковский Мефодий, Зинковский Кирилл
Отождествление экклезиологического бытия и таинств, предложенное рядом богословов XX века, не может дать удовлетворительные ответы на поставленные современностью вопросы экклезиологии.
Читать PDF
0.00 байт

Богословские аспекты Таинства Евхаристии

Архиепископ Константин (Горянов)
Читать PDF
0.00 байт

Библейские основания Таинства покаяния

Юревич Дмитрий Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Церковно-практические аспекты Таинства Евхаристии

Игорь Мазур
Читать PDF
0.00 байт

Лексика таинства исповеди во французском языке (выдержки из систематического французскорусского слов

Жуковская Надежда Петровна
Данная публикация представляет собой часть «Тематического французско русского словаря религиозной лексики», посвященного языку католицизма и православия (в меньшей мере протестантизма).
Читать PDF
0.00 байт

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИХОЖАН В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТ

Белоус Павел Владимирович
Первая мировая война привела к значительным изменениям не только в политической, экономической и военной сферах, но и в социальнорелигиозном сознании российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Святоотеческая герменевтика Таинства Евхаристии

Михайлов Петр Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Материя и таинства

Копейкин К.В.

Похожие термины:

  • Орфические таинства

    Орфические таинства (Orphic mysteries), религ. культ в Др. Греции, получивший распространение в 6 в. до н.э. По преданию, основан героем греч. мифологии Орфеем, к-рый своим чудесным пением очаровывал богов и л
  • ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРKВИ

    богоустановленные видимые священнодействия, которые производят существенное изменение предметов и сообщают человеку таинственную благодать (спасительную силу Божию). В каждом Таинстве имеется
  • Мазер, Дэйв Таинственный

    Родился в 1845 г. в шт. Коннектикут. В 1873 г. воровал лошадей в графстве Шарп, шт. Арканзас. В 1874 г. охотился на бизонов. В драке в Додж?Сити ему порезали ножом живот, после чего он уехал в Нью?Мексико,
  • ТАИНСТВЕННАЯ СМЕРТЬ РУДОЛЬФА ДИЗЕЛЯ

    (Материал Виктора Рошаховского)   Последний сентябрьский день 1913 года клонился к вечеру. До начала очередного регулярного рейса парохода «Дрезден» из Антверпена в Англию оставались считанные мин
  • ТАИНСТВЕННАЯ ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА СИДНЕЙ

    19 ноября 1941 года на закате дня возле берегов Западной Австралии в коротком, но кровопролитном сражении погибли овеянный славой австралийский крейсер «Сидней» и немецкий рейдер «Корморан». Но есл
  • ГОЛОВА ТАИНСТВЕННОГО МОНГОЛА

    В Петербурге, в знаменитой Кунсткамере, основанной еще Петром, в аквариуме, наполненном формалином, хранится экспонат № 3394, который никогда не выставлялся и вряд ли когда-нибудь будет выставлен. В
  • ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

    Церковный обряд исповеди, когда православный христианин получает видимое прощение грехов от священника, а невидимое – от Самого Иисуса Христа.
  • ТАИНСТВО, ТАЙНА

    Еф. 5:31-32) — есть священнодействие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, С
  • Таинство

    термин из обихода православной церкви, здесь не подходящий) (1Тим 3.9)-тайна, глубина, чистота (но не обряд или священнодействие).
  • Брака таинство

    одно из 7 таинств в католической и православной церквах, которое совершается при заключении церковного брака. Ритуал таинства брака сложился лишь в 16 в. Будущие супруги, давая перед алтарем обещан
  • KРЕЩЕНИЕ (ТАИНСТВО KРЕЩЕНИЯ)

    Таинство Православной Церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3, 5) и приобщается к Церкви – рождается в новую, духовную жизнь. По аналогии с естественным