ТАИНСТВА
ТАИНСТВА
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую сверхъестественную силу — божественную благодать. Католическая и православная церкви признают семь Т.: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священники). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Таинства
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу – «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь – крещение, причащение, церковный брак.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Таинства
С исторической точки зрения термин означает церковную службу или обряд, считавшиеся учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств, реформаторы, опираясь на собственное толкование Нового Завета, утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия) Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры: реформаторы не могли договориться между собой о том, какой же на самом деле была цель таинств.
ТАИНСТВА
богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Все они так или иначе связываются с текстом Св. Писания, хотя некоторые из них утвердились в церковном обиходе не сразу. В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция «Семь таинств».
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Таинства
(лат. sacramentum), общее обозначение церковных культовых действий в христианстве, которые восходят к магии и призваны содействовать нисхождению божеств, благодати Римско-католич. и православная церкви признают семь Т. крещение, конфирмация, причащение, исповедь (покаяние), соборование (елеосвящение), священство (посвящение в священнослужители), церковный брак. Протестантская церковь отрицает все Т., кроме двух крещения и причащения, которые рассматриваются как символич. обряды.
Источник: Словарь античности. 1989
Таинства
(лат. sacramentum) – обрядовые действия в христианстве, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья». В православии и католицизме признается 7 таинств: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение, которые рассматриваются просто как символические обряды, не отличающиеся от всех других. См. Православие, Католицизм, Брака таинство, Елеосвящение, Исповедь, Крещение, Миропомазание, Причащение, Священство.
Таинства
согласно учению Православной Церкви, богоучрежденные священные действия, под зримыми образами которых верующим сообщается незримая благодать Божия. Первым существенным признаком Т. является их божественное происхождение. Важнейшие Т. установлены Самим Иисусом Христом, учившим в Своей земной жизни о крещении, покаянии и причащении. Другие Т. упоминаются в посланиях апостолов, в Деяниях святых апостолов, в творениях отцов Церкви. Второй признак Т. – их ритуальный, традиционнообрядовый характер, дающий Церкви видимые средства стяжания незримых духовных энергий. Третий признак – проведение в духовнонравственную жизнь человека благодати Божией, способствующей усовершенствованию его природы и очищению от греха, ведущей его к обожению и спасению. Православное богословие считает важнейшими условиями Т. действительность и действенность. Действительность – объективная сторона Т., состоящая в том, чтобы они были правильно совершены, т. е. осуществлены духовным лицом, соблюдающим их каноническую форму согласно божественному установлению. В противном случае Т. недействительны. Чтобы они были действенны, т. е. чтобы верующий сподобился получить благодать, он должен приступать к Т. с особенным настроением, проявить искреннее желание и полную готовность принять Т., сознавая величие совершаемого. Иначе Т. послужат к осуждению человека. В православии семь Т.: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение Даров Святых), Исповедь (Покаяние), Рукоположение (Священство), Брак, Елеосвящение.
Источник: Краткий православный словарь.
Таинства
в христиан, церкви особые обряды, при совершении которых на верующих через посредничество священнослужителя нисходит Божья благодать. Первыми в ранг христиан, т. были возведены обряды причащения (евхаристии) и крещения — в конце II — нач. III в. Появление т. в христиан, культе связано с формированием в христианстве церк. организации. В общинах первых христиан все верующие считались обладающими в равной мере Божьей благодатью (отсюда название этих общин — харисматические; по-древнегречески «харисма» — «благодать»), и обладание благодатью выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение, рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание, брак, исповедь, елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с духовенством. Постулат «вне церкви нет спасения» означал в том числе, что без обретения Божьей благодати (которую верующий получал, участвуя в т., совершаемых священниками) человек не может рассчитывать на загробное спасение.
Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979.
Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ТАИНСТВА
в христианстве магич. культовые обряды, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохрист. мистериям. Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения (Послания апостолов, "Деяния апостолов"), в 3 в. - священство, у церк. авторов 4-5 вв. - прочие Т. Культ Т. вводился постепенно с созданием и укреплением христ. церк. орг-ции. Т., по учению церкви, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий якобы в роли посредника между богом и людьми. Т. о., учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-1445) католич., а затем православная церкви приняли 7 Т.: 1) крещение; 2) миропомазание; 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической - духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило, - лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние); 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь признает крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Совр. католич. церковь усиливает пропаганду Т. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения. В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры. Лит.: Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христ. таинств, М., 1956; James E. О., Christian myth and ritual, L., 1937. Б. Я. Рамм. Ленинград.