историко-художественный заповедник (с 1946) в Смоленской обл., в с. Талашкино, в 18 км от Смоленска. Бывшее имение меценатки и художницы княгини М.К. Тенишевой. Один из значительных художественных центров России к. XIX - н. XX вв. Здесь работали художники И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, С.В. Малютин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин и др., скульптор П.П. Трубецкой, композиторы И.Ф. Стравинский, А.А. Андреев и др. По инициативе Тенишевой были организованы учебные и художественно-промышленные мастерские (гончарные, столярные, вышивки и др.). Сохранились: здание художественной мастерской Тенишевой, парк; близ Талашкино, на хуторе Фленово, построены по проектам Малютина "Теремок" (1901-02, экспозиция посвящена художественной жизни Тенишевой) и церковь Св. Духа (1902-05, мозаика Рериха, 1910-14). В "Теремке" представлена часть коллекции музея "Русская старина", созданного Тенишевой в Смоленске в 1905.
ТАЛАШКИНО
ТАЛАШКИНО
ТАЛАШКИНО
село в 18 км от Смоленска, бывшее имение мецената, коллекционера и художницы княгини М. К. Тенишевой, один из крупных центров художественной жизни рубежа 19–20 вв. С 1946 г. – историко-художественный заповедник «Талашкино». В 1893 г. князь В. Н. Тенишев приобрел усадьбу и соседний хутор Фленово для своей жены Марии Клавдиевны, которая пригласила сюда известных живописцев, скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства (С. В. Малютина, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, А. Н. Бенуа, М. В. Нестерова, Д. С. Стеллецкого, И. Ф. Барщевского и др.). Профессиональные художники, многие из которых входили также в Абрамцевский художественный кружок, работали в Талашкино рядом с народными мастерами из соседних деревень, стремясь возродить традиции народного искусства. В 1900 г. в Талашкино были организованы резчицкая, столярная, керамическая и вышивальная мастерские. Продукция мастерских неоднократно экспонировалась на художественных выставках в России и за рубежом.
Постоянным увлечением хозяев и гостей Талашкина было собирание предметов «русской старины» – от уникальных древнерусских ювелирных изделий и икон до современной им крестьянской бытовой утвари, народной вышивки, росписи и резьбы по дереву. Образы и мотивы народного искусства питали творчество мастеров, представлявших неорусское направление в рамках стиля модерн.
Яркими образцами неорусского направления в архитектуре стали Теремок (1900–01; автор проекта С. В. Малютин) и церковь Св. Духа (1900–05; авторы проекта И. Ф. Барщевский, М. К. Тенишева и С. В. Малютин; оба – во Фленове). Фасад Теремка был украшен Малютиным нарядными, ярко раскрашенными резными деталями в духе народного искусства. Росписи церкви Св. Духа и украшавшее ее портал мозаичное панно «Спас Нерукотворный» были выполнены Н. К. Рерихом (первая пол. 1910-х гг.).
Постоянным увлечением хозяев и гостей Талашкина было собирание предметов «русской старины» – от уникальных древнерусских ювелирных изделий и икон до современной им крестьянской бытовой утвари, народной вышивки, росписи и резьбы по дереву. Образы и мотивы народного искусства питали творчество мастеров, представлявших неорусское направление в рамках стиля модерн.
Яркими образцами неорусского направления в архитектуре стали Теремок (1900–01; автор проекта С. В. Малютин) и церковь Св. Духа (1900–05; авторы проекта И. Ф. Барщевский, М. К. Тенишева и С. В. Малютин; оба – во Фленове). Фасад Теремка был украшен Малютиным нарядными, ярко раскрашенными резными деталями в духе народного искусства. Росписи церкви Св. Духа и украшавшее ее портал мозаичное панно «Спас Нерукотворный» были выполнены Н. К. Рерихом (первая пол. 1910-х гг.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007