ТАЛМУД

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Талмуд
т. е. учение). См. «Книжники».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ТАЛМУД
древнееврейское - "изучение"), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положении иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э.- 5 в. н. э.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Талмуд
(др. евр., букв. — изучение) — собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н. э. — V в. н. э., главный памятник еврейской раввинской письменности (поучения, легенды, притчи, сведения по истории, географии, археологии, астрономии, математике, медицине, естествознанию, промышленности, торговле и др.).

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Талмуд
Талмуд (Talmud), буквально "учение", назв. кодифицированной устной евр. традиции и комментариев к ней. Разрушение Храма в Иерусалиме (70 н.э.) и разрастание диаспоры дали толчок энергичным попыткам сохранить традиционные учения. Ок. 200 г. н.э. Иегу-да Га-Наси составил Мишну, систематизированный свод устной традиции права, к-рый в сочетании с более поздними комментариями, наз. Гемарой, и составляет Т. Имеются два варианта Т., неполный Иерусалимский, или Палестинский, относящийся прибл. к 450 г., и Вавилонский (500 г.), - взятый за основу в кач-ве офиц. текста. Краткие изложения Т. впоследствии составили такие ученые, как Маймонид в 12 в. и Иосиф Каро в 16 в. Написанный Каро "Шульхан Арух" ("Накрытый стол") получил широкую известность. Изучение Т. остается гл. содержанием религ. жизни евреев.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ТАЛМУД
свод положений иудаизма, основан на казуистич. толковании Ветхого завета; состоит из Мишны (собранные и отредактир. устные толкования библ. по-ложений; законч. во 2 в. н.э., на др.-евр. яз.) и Гемары (объясн. Мишны, на арамейском яз.). Существуют два Т.: Палестинский или Иерусалимский, к-рый содержит ва-риант толкования Мишны в Палестине (сформир. в нач. 5 в. н.э.) и Вавилонский, к-рый содержит толкование Мишны в Вавилонии (сформир. примерно в 6 в.). Под Т. обычно подразум. Вавилонский вариант. Он состоит из 63 трактатов, объед. в 6 разделов. В Т. различ. Галаха («Законоположение») и Агада (сопутств. «Законоположению» комментарии и повествования в форме легенд, мифов, рассказов, существов. в Др. Греции и Др. Риме). На Т. оказала влияние др.-греч. философия, доказательством чему служат часто встречающ. в нем слова из др.-греч. яз.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Талмуд
(евр.), свод положений иудаизма, основан на казуистическом толковании Ветхого завета; состоит из Мишны (собранные и отредактированные устные толкования библейских положений; закончена во 2 в. н. э., на др.-евр. яз.) и Гемары (объяснение Мишны, на арамейском яз.). Существуют два Т.: Палестинский, или Иерусалимский, который содержит вариант толкования Мишны в Палестине (сформировался в начале 5 в. н. э.) и Вавилонский, который содержит толкование Мишны в Вавилонии (сформировался примерно в 6 в.). Под Т. обычно подразумевается Вавилонский вариант. Он состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов. В Т. различаются Галаха («Законоположение») и Агада (сопутствующие «Законоположению» комментарии и повествования в форме легенд, мифов, рассказов, существовавших в Др. Греции и Др. Риме). На Т. оказала влияние др.-греч. философия, доказательством чему служат часто встречающиеся в нем слова из др.-греч. яз.

Источник: Словарь античности. 1989

ТАЛМУД
изучение — свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. Письменное оформление Т. длилось три века (ill—V вв.), как устная традиция возник значительно раньше. В Т. отразился комплекс эсхатологических идей: представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние, неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условиях жизни в так называемой диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению средневековых еврейских общин в закрытые религиозные корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религиозного законодательства, составившие кодекс талмудистского уголовного, гражданского и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), которые возглавили синагоги, возникшие первоначально в III в. до н. э. в Египте, позднее -в других странах. Соферим положили начало толкованию Торы, которая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 г. н. э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна, эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в котором в весьма несистематизированном виде отразились феодальные условия жизни евреев, религиозные влияния разных эпох и народов, главным образом Востока. Существуют два варианта текста Т., составленные в Вавилоне (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Наибольшим авторитетом иудейская традиция наделяет вавилонский Т.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Талмуд
свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. Письменное оформление Талмуда длилось 3 века (3 – 5 в.в.); как устная традиция возник значительно раньше (2 – 1 в.в. до н.э.). В Талмуде отразился комплекс эсхатологических идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана система обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. Условия жизни в диаспоре (См. Диаспора), культовые предписания Талмуда закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению средневековых еврейских общин в закрытые религиозные корпорации во главе с раввинами (См. Раввин). Этим же целям были подчинены и нормы религиозного законодательства, составившие кодекс талмудистского уголовного, гражданского и семейного права. Талмуд связан с деятельностью соферим (книжников), которые возглавили синагоги (См. Синагога,, возникшие первоначально в Египте (3 в. до н.э.), а позднее в других странах. Соферим положили начало толкованию Торы, которая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 г. н.э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подвергалась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд, в котором отразились условия жизни евреев, религиозные влияния различных эпох и народов, противоположные взгляды религиозных школ и отдельных богословов в самом иудаизме. Существует 2 варианта текста Талмуда, составленные в Вавилонии (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом иудейская традиция наделяет вавилонский Талмуд. Эсхатологические доктрины в Талмуде тесно связаны с утверждением о никчемности земной жизни человека. См. Иудаизм, Таннаи, Эсхатология.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТАЛМУД
древнеевр., букв. - учение, изучение) - собрание догматич., религ.-этич. и правовых законоположений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э. - 5 в. н. э. и составленных частью на др.-евр. языке, частью на диалектах арамейского. Содержит поучения по вопросам морали, права, рассуждения о догматике и культе иудаизма, мифы и легенды о мироздании и человеке, элементарные сведения по медицине, астрономии, географии. Самая древняя часть Т. - Мишна - повторяет и обновляет толкование "Моисеева закона" (Торы, см. Пятикнижие), к-рый в его первоначальном виде перестал соответствовать изменившимся со времени его создания условиям. Мишна включает в себя толкования Торы, собранные и отредактированные "законоучителем" Иегудой Ганаси в 210 н. э. Она состоит из 6 отделов (63 трактата). В Мишне содержатся сведения о земледелии, регламентируется поведение верующих, излагается семейное, гражд. и уголовное право и т. д. Впоследствии Мишна стала предметом толкования иудейских богословов Палестины и Вавилонии. Собрание толкований Мишны наз. Гемарой, к-рая вместе с Мишной и составляет Т.

По своей структуре Т. состоит из Галахи и Агады, переплетающихся друг с другом. Галаха - правовые положения, регламентирующие религ., семейную и гражд. жизнь иудеев; складывалась с 4 в. до н. э., когда т. н. книжники (соферим) занялись комментированием Ветхого завета; развитие получила в 1-2 вв. н. э. (после разрушения (в 70 н. э.) Иерусалимского храма). Агада - мифы, легенды, притчи, рассказы, сопутствующие Галахе; значит, влияние на Агаду оказали переднеазиат. эллинистич. и рим., а также иран. культуры.

Различают Палестинский и Вавилонский Т. (по месту составления Гемары). Т. обязан своим происхождением мн. лицам, к-рые жили в разное время и в различных местах.

Т. пронизан идеей зависимости человека от бога, неизменяемости социальных порядков, проповедью смирения и терпения. Лит.: Беленький М. С., Что такое Талмуд, 2 изд., М., 1970; Neusner J., A history of the Jews in Babylonia, v. 1-5, Leiden, 1966-70.

См. также лит. при ст. Иудаизм.

М. С. Беленький. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТАЛМУД
«учение» или «наставление», свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Лейтмотив этого писания есть побуждение еврейских народностей абсолютно всех поколений к обучению и совершенствованию своего духовного мира. Книги Талмуда содержат не только тексты законодательного содержания, но и множество интереснейших историй медицинского и исторического характера. Талмуд – это в первую очередь труд великих еврейских мыслителей. В его составе есть комментарии и суждения великих людей. При этом еврейский народ является интерпретатором и толкователем положений, имеющихся в Талмуде, то есть Талмуд развивает способности к обучению и дальнейшему развитию своих способностей.
До начала нашей эры евреи, несмотря на то, что они обучались в религиозных учебных заведениях – иешивах, – не имели единого письменного свода законов. Религиозное обучение, в основном, было устным, разные школы толковали и комментировали одни и те же законы по-разному. Законы пятикнижия в те годы передавались устно от учителей ученикам, которые учились в учебных заведениях, называвшихся академиями. Учителя законов назывались таннаями. На рубеже III века стало ясно, что устные законы необходимо систематизировать и записать. За несколько десятков лет на рубеже II и III веков был записан свод законов, их толкований и комментариев, который известен в настоящее время как Мишна. В течение времени Мишна различно объяснялась и истолковывалась.
С течением времени наступил момент, когда чтение, не говоря уже об изучении Талмуда, стало проблематичным, поскольку он был написан, во-первых, без знаков пунктуации и абзацев; во-вторых, на двух языках: иврите и арамейском. Талмудическая учёность до сих пор остаётся живой, а текст Талмуда адаптируется согласно велению времени. Время от времени выпускаются также издания, где приводятся новые редакции из рукописей. С 1965 по 2010 годы израильский учёный Адин Штейнзальц проделал титаническую работу по переводу и комментированию Талмуда на современные иврит, английский, русский и другие языки, чтобы сделать его изучение более доступным и понятным. В Талмуде, выполненном под его редакцией, введена пунктуация текста, переведён и объяснен смысл многих устаревших слов и понятий.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ТАЛМУД
Устная Тора*, включающая Мишну*, Барайту или Тосефту ("мишнайот", не вошедшие в канон Мишны), Гемару (собственно Талмуд) и Агаду*. Буквально:"учеба". Во всей мировой литературе нет произведения, которое могло бы сравниться с Т., этим великим свидетельством еврейского гения, в котором заключен духовный труд более трех тысяч еврейских мудрецов разных стран и эпох. Т. — гигантская энциклопедия иудаизма после-библейского периода, охватывающая его законы и правила, этику, религиозные идеи и фольклор. Нет такой области жизни, которую не рассматривал бы Т. Поэтому неверно называть Т. книгой законов в обычном смысле слова; кроме законов и комментариев к ним, в нем содержится масса сведений по юриспруденции, медицине, врачебной профилактике, земледелию и пр. и пр. Причем правовые вопросы Т. представлены не в виде постановлений или раз и навсегда решенных проблем, а в форме диспута между мудрецами. Таким образом, произведение предстает перед нами во всей живости и остроте ученых споров, ибо Т., как явствует из смысла этого слова, был вначале не книгой законов, а книгой-учебником, в которой собраны вся мудрость Израиля и мудрость народов, известная евреям того времени. В каждой отдельной части Т., называемой "трактат", собраны мнения мудрецов по одному или многим вопросам. На первый взгляд, Т. представляет собою Мишну и комментарий к ней. На самом же деле, амораим* использовали сказанное в Мишне как основу для дальнейших исследований, зачастую уходя далеко от исходной темы. По окончании диспута на определенную тему часто переходят к другой, чтобы позднее вернуться к первой. Этот переход от темы к теме смягчает разногласия и выводы спорящих мудрецов и является одним из отличительных признаков Т. Другой отличительный признак - анализ каждого слова и каждой заповеди в Торе* и в Мишне и способ рассуждений, который иногда очень сложен и запутан. Но время от времени прерывается логический анализ, и один из мудрецов повествует о чем-то из своей жизни, из жизни своего учителя или одного из царей или праотцев. Мы чувствуем душевное облегчение, внимая рассказу, полному веры в Единого Творца. Это — Агада! В ней много воображения, но много исторической правды, воспоминания древних дней, которые канули в забытье, и мудрец сумел извлечь из них зерно истины, а исследователь души человека - таинство еврейской души. Велик и объем Т. Он занимает от пятнадцати до двадцати томов. Эта великая книга стала постоянным спутником нации во всех ее скитаниях. Изучение Т. стало обязанностью каждого еврея; и ребенка, которого лишь недавно начали обучать Торе, сразу приучали изучать Т. До нас дошли два сборника Т.: Иерусалимский и Вавилонский. Иерусалимский Талмуд И.Т. не сохранился в полном объеме. Вероятно, многие главы его и целые трактаты затерялись. Тяжкие антиеврейские преследования, которые начались в Эрец Исраэль в начале IV века, не позволили тщательно проверить весь собранный материал, что было возможно только при участии многих мудрецов. Величайшие мудрецы покинули тогда Эрец Исраэль, а оставшиеся не были в состоянии выполнить эту задачу; поэтому большинство поздних мудрецов не приняли И.Т. Они считались с ним лишь постольку, поскольку он не противоречил Вавилонскому Т. На деле же был принят только В.Т., ибо он был отредактирован при участии множества мудрецов под руководством р. Аши и Равины. Однако, если в Галахе* ощущается преобладание В. Т., в Агаде особое значение приобретает именно И.Т. Преследования, которым подвергались евреи, вызвали расцвет Агады. Потребность мучеников в утешении, униженных — в ободрении и отчаявшихся — в надежде побудила людей создать некий фантастический мир, который давал им то, в чем отказывала горькая действительность. И.Т. написан на диалекте арамейского языка, который был разговорным языком в Галилее. И.Т. — подлинная сокровищница данных о земледелии в Эрец Исраэль того времени. Кроме того, он служит важным источником сведений о политическом положении в Эрец Исраэль и о взаимоотношениях между народом и властью. Вавилонский Талмуд Над составлением В. Т. трудились семь поколений амораим. Сравнительно спокойная политическая ситуация в Вавилонии позволила мудрецам тщательно и беспрепятственно обработать материалы, собранные в ешивах*. Вторую и последнюю редакцию Т. подготовил рав Аши. В юности он еще успел учить Тору в ешиве Рава* в Мехозе, а позднее много лет учился почти во всех ешивах Вавилонии. Ученый и состоятельный человек, приближенный ко двору персидского царя, уважаемый и почитаемый всем еврейским народом, он как нельзя лучше подходил для этой гигантской работы - редактирования Т. Его современники говорили о нем: "Со времен Рабби и до Аши не концентрировалось столько учености и величия в одном человеке". Успешному выполнению задачи способствовали его долголетие и то, что он возглавлял ешиву в течение шестидесяти лет. Он собрал вокруг себя всех молодых мудрецов, и они распространяли Т. по всей Вавилонии и сохранили его для грядущих поколений. Работу р. Аши завершил младший из его учеников, Равина, который добавил к труду своего учителя суждения мудрецов своего поколения. Со смертью Равины редактирование Т. было окончено, хотя в последующий период, период савораим*, в него были внесены небольшие дополнения. По общепринятому мнению, тогда же, в конце V века, Т. был впервые записан. Первые его копии вышли, несомненно, из ешив Суры и Пумбедиты. То важнейшее место, которое занимал Т. в жизни евреев, сделало его объектом нападок со стороны юдофобов. Ни одно произведение человеческого духа не подвергалось таким преследованиям и гонениям, как Т.: его текст цензурировался и урезался, его сжигали на кострах, запрещали его изучение и распространение. Т. еще не вышел в свет, а император Юстиниан, владыка Восточной Римской Империи, уже издал враждебный ему и полный злобы декрет, который положил начало истории беспрестанных многовековых преследований и запретов Т. Во 2-й половине XVI века шесть раз выносился европейскими судами приговор о сожжении Т. Антисемиты извлекают из него отрывки, места, вырванные из контекста, и используют их как свидетельство для обвинения евреев в самых невероятных грехах.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Классификация талмудического материала христианским автором XIII века в "извлечениях из Талмуда" (Ms

Долгополов Василий Геннадьевич
В данной работе автор попытался проанализировать три категории талмудических высказываний: заблуждения (errores), глупости (stultitiae) и побасенки (fabulae), которые в своем сочинении «Извлечения из Талмуда» выделяет Теобальд из
Читать PDF
0.00 байт

О Талмуде

И. Г. Троицкий
Читать PDF
0.00 байт

О Талмуде

И. Г. Троицкий
Читать PDF
0.00 байт

О Талмуде

И. Г. Троицкий
Читать PDF
175.31 кб

Сознание иудеев от Библии к Талмуду

Кирсберг Игорь Викторович

Похожие термины:

  • ТАЛМУД-ТОРА

    религиозная школа для еврейских мальчиков — сирот и детей бедняков, изучавших Тору (Пятикнижие) и Талмуд. Окончившие ее могли поступить в ешибот. Возникла в XVI в. и использовалась раввинами как сре
  • ТАЛМУДИЗМ

    термин, обозначающий традицию иудейского казуистического толкования Библии. В широком смысле Т. — синоним начетничества, схоластики.