ТАМБЕРГ Эйно Мартинович

Найдено 1 определение
ТАМБЕРГ Эйно Мартинович
(р. 27 V 1930, Таллинн)
Э. Тамберг - один из ведущих современных эстонских композиторов. По складу своего дарования он прежде всего - композитор-симфонист. Симфоническим дыханием пронизаны не только его оркестровые сочинения, но также и музыкально-театральные и ораториальные.
В 1953 г. Тамберг окончил Таллиннскую консерваторию по классу композиции Э. Каппа. Его дипломной работой стала оратория «За свободу народа», посвященная эстонскому революционеру-большевику В. Кингисеппу, возглавлявшему национальное революционное движение. Оратория была признана в те годы одним из лучших сочинений этого жанра в советской музыке. Следующим крупным произведением в творчестве Тамберга стала программная симфоническая сюита «Князь Габриэль» (1955), написанная по историко-романтической повести эстонского писателя XIX в. Э. Борнхеэ «Князь Габриэль, или Последние дни монастыря Пирита». В ней изображены события эпохи русско-ливонской войны второй половины XVI столетия, на фоне которых разворачивается история любви Габриэля - сына эстонской крестьянки и русского князя Загорского - и Агнес, дочери немецкого барона.
Творческой удачей Тамберга стало Concerto grosso (1956). Композитор обратился к старинной музыкальной форме, которая, как он сам отмечает, «в советской музыке... почти не использовалась. Меня заинтересовала эта форма произведения потому, что в ней можно с наибольшей выразительностью показать богатейшие возможности каждого инструмента». Стихию народного танца воспевают «Симфонические танцы» (1957), пронизанные интонациями и ритмами эстонского фольклора, который композитор впервые в своем творчестве использует так широко.
Балетный театр Тамберга представлен тремя произведениями: «Балет-симфония» (1959), «Мальчик и бабочка» (1963), «Иоанна одержимая» («Иоанна тентата», 1970). Балет-симфония был поставлен в 1960 г. в театре Ванемуйне (Тарту) и в Шверине (ГДР). После премьеры в Шверине, состоявшейся под руководством известного дирижера К. Мазура, последний поздравил Тамберга телеграммой: «Успех премьеры "Балет-симфонии" грандиозен. Занавес поднимался 44 раза. Сердечно поздравляем. Популярность обеспечена. Привет от всего коллектива театра». А после премьеры в театре Ванемуйне эстонский композитор В. Оякяэр написал: ...»"Балет-симфония" Эйно Тамберга представляет собой нечто новое в развитии нашего балета». Каждая из трех частей произведения имеет название: «Прелюдия, Скерцо, Ноктюрн». Они, как писал В. Оякяэр, ...»представлены как бы одним днем жизни молодой девушки, с открытой душой взирающей на мир».
Балет «Иоанна одержимая» принадлежит к жанру психологического балета, характерного для искусства XX в. «Главное в моем балете - психология людей. Как они поступают в обстоятельствах, не соответствующих их натуре. Как они их преодолевают или им поддаются». Балет рассказывает, по словам композитора, «о душах, раздавленных догмой религии, о человеческой психике, обостренной до безумия». В этом сочинении Тамберг обращается к новелле польского писателя Я. Ивашкевича, а непосредственным импульсом к созданию балета послужил фильм известного польского кинорежиссера Е. Кавалеровича. Сюжет повествует о настоятельнице французского монастыря Люден матери Иоанне, душой которой (согласно материалам церковных архивов) овладел дьявол. В современных произведениях этот сюжет получает подчеркнуто экспрессивно-психологическое толкование. Протест Иоанны против религиозных догм, хотя и проявляющийся в болезненно-уродливых формах, становится самовыражением личности. Балет Тамберга отличается высоким уровнем эмоционального напряжения. Как и 2 предыдущих балета композитора, «Иоанна одержимая» симфонична. Тамберг широка пользуется лейттембрами, лейтмотивной техникой, вводит колокольный звон, магнитофонную запись католической молитвы...
Столь же интересен и оперный театр Тамберга. В нем также 3 произведения: «Железный дом» (пост. 1965), «Сирано де Бержерак» (пост. 1976), «Парение» (пост. 1983). Опера «Железный дом» написана по одноименной революционно-романтической драме из времен гражданской войны в Испании эстонского писателя-антифашиста Э. Таммлаана (либр. У. Лахта). «Сирано де Бержерак» - по пьесе Э. Ростана (либр. Я. Кросса). Опера пронизана поэтичным лиризмом, особенно выделяется партия Сирано де Бержерака. В этом сочинении Тамберг, по его словам, «смог удовлетворить свою тогдашнюю потребность в мелодической, насыщенной романтикой музыке». Сравнивая «Сирано де Бержерака» со своей оперой «Железный дом», композитор пишет: «Если в "Железном доме" я ставил на первый план принципы музыкальной драмы... то в "Сирано" я стремился к оперности в ее классическом значении - как по музыкальному языку, так и по построению формы».
Опера «Парение» написана по повести болгарского писателя П. Вежинова «Барьер» (либр. А. Валтона). «Опера - в каком-то самом общем, духовном смысле - моя собственная история, история моих мечтаний и страстей, уступок самому себе, непреодоления своего внутреннего барьера». Главная героиня оперы - Девушка, которая, по ее словам, может летать только тогда, когда любит. По составу исполнителей оперу можно отнести к камерной разновидности жанра. Большую роль играют балетные сцены, 2 из которых - «Полет» и «Любовь» - являются кульминационными. В них выступают танцоры, они заменяют певцов, исполняющих партии Девушки и Композитора. Этот принцип замены распространяется и на другие сцены, сообщая опере черты синтетического жанра. Вокальные эпизоды и балетные сцены дифференцированы Тамбергом: средствами вокала он воплощает события реальные, средствами балета - ирреальные.
Композитор работает во многих жанрах: его перу принадлежат 2 симфонии (1978, 1986), инструментальные концерты (для трубы - 1972, скрипичный - 1981, для саксофона - 1987), Концерт для голоса с оркестром (1985), оратория («Amores» - 1981, в основе - любовная лирика поэтов различных эпох), камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. «Вдохновение появляется только в процессе работы. Получаемая от работы радость тем больше, чем с большей интенсивностью человек трудится. Одолеть, превзойти себя - всегда радость» (Э. Тамберг). /Н. Алексенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.