Тамплиеры

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тамплиеры
храмовники) - члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме около 1118 г. или 1119 г. Название получили по местонахождению гроссмейстера ордена (в бывшем храме Соломона в Иерусалиме). Занимались торговлей, ростовщичеством (в 13 в. - крупнейшие в Западной Европе банкиры). В 1312 г. орден был упразднен папой Римским.

Источник: Исторический словарь

ТАМПЛИЕРЫ
храмовники, рыцари ордена Храма Соломонова. Духовно-рыцарский орден французских рыцарей, основанный в 1118 г. в Иерусалиме после I крестового похода. Устав с обетами бедности, безбрачия и послушания был утвержден папой Гонорием II (1124–1130) в 1128 г. Тамплиеры принимали участие во всех Крестовых походах XII–XIII вв. Орден был очень богатым, могущественным и влиятельным, особенно во Франции. Судебный процесс против ордена, инспирированный французским королем Филиппом IV Красивым (1285–1314) в 1307 г. изза материальных интересов, завершился осуждением тамплиеров в святотатстве и ереси, конфискацией имущества ордена и казнями Великого магистра и тамплиеров, арестованных во Франции. Вьеннский церковный собор (1311–1312) принял решение о роспуске ордена тамплиеров. До этого в 1309 г. орден был упразднен по требованию короля.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Тамплиеры
Тамплиеры (рыцари Храма) (Knights Templar), члены духовно-рыцарского ордена тамплиеров (полное назв. - Бедные рыцари Христа и Храма Соломона), основанного в 1118 г. Хуго де Пейнсом, дворянином из Шампани (Франция). Он и восемь друзей дали обет защищать христ. паломников, странствующих по Святой земле (Палестине). Собор в Труа (1128) одобрил их вариант устава ордена бенедиктинцев. Орден приобрел большое влияние, резко увеличилось число его членов из дворян, росло богатство, расширялась собственность. Когда в 1187 г. пал Иерусалим, Т., как и госпитальеры, перебрались в Акру, и между обоими орденами началось жестокое соперничество. С падением Акры в 1291 г. Т. обосновались на Кипре. Располагая большими ср-вами, они стали ссужать деньги знати со всей Европы. Их богатство вы-Зывало сильное недовольство, особенно франц. короля Филиппа IV. В 1307 г. Т. обвинили в ереси. И хотя, быть может, в этом была доля правды, гл. причина преследования крылась в зависти к их богатству. Орден упразднили, имущество конфисковали. Великий магистр и мн. его сподвижники были сожжены на костре.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ТАМПЛИЕРЫ
храмовники — военно-монашеский орден, основанный французскими рыцарями в 1119 г. в Иерусалиме вскоре после первого крестового похода и получивший свое название по местонахождению первоначальной резиденции — вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман, благодаря пожертвованиям верующий и земельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством, превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы. В XIII в. численность рыцарей достигла 15 тыс. Папство неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались в Европе, главным образом во Франции. Опасаясь роста могущества Т. и стремясь завладеть богатствами ордена, французский король Филипп IV Красивый в 1307 г. добился ареста Т. и возбуждения против них инквизиционного процесса. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 г. были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 г. папа Климент V упразднил орден Т.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТАМПЛИЕРЫ
франц. templiers, от temple - храм), храмовники, - члены ср.-век. католич. духовно-рыцарского ордена, организованного в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода (ок. 1118 или 1119) франц. рыцарями для защиты паломников и упрочения гос-в крестоносцев в Палестине и Сирии. Назв. получили по местоположению первоначальной резиденции основателей ордена - вблизи церкви, воздвигнутой, согласно преданию, на месте древнего храма Соломона. Т. носили белый плащ (накидку) с красным крестом. Деятельность Т. с самого начала получила поддержку папства. При содействии Бернара Клервоского в 1128 был выработан устав ордена, утвержденный папой Гонорием II и превративший орден в строго централизованную орг-цию. В 1139 папа Иннокентий II предоставил Т. большие привилегии: изъятие из-под юрисдикции местных светских и церк. феодалов, освобождение от уплаты церк. налогов, подсудность лишь папской курии и др. Эти привилегии впоследствии неоднократно подтверждались и дополнялись др. папами (Александром III в 1163 и др.), стремившимися поставить орден на службу своим политич. целям. Т. принимали активное участие в последующих крестовых походах. Со временем они стали наиболее организованной воен.-политич. силой Иерусалимского королевства. В 1187 Т. потерпели жестокое поражение в битве при Хаттине от Салах-ад-дина. В 13 в. численность Т. составляла ок. 15 тыс. рыцарей, священнослужителей, оруженосцев, слуг. Орден Т. благодаря пожалованиям и пожертвованиям превратился в крупнейшего феод, владетеля на Бл. Востоке и в Европе. Его "провинции" (местные подразделения) существовали в Англии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Чехии, Венгрии и др. гос-вах. В руках Т. оказались огромные зем., ден. и иные богатства. Крестьяне, жестоко эксплуатируемые в поместьях Т., не раз поднимали против них восстания; наиболее значит. произошло в кон. 12 в. на Кипре. Обогащению Т. содействовали торговля и гл. обр. ростовщичество. В 13 в. Т. - крупнейшие банкиры в Зап. Европе. Их дом в Париже - центр широких банковских операций. К услугам Т. прибегали феодалы, государи, рим. папы. После неудачи крестовых походов Т. в 1291 обосновались сначала на Кипре, затем в Европе, преим. во Франции. Опасаясь роста могущества Т., учитывая к тому же, что в конфликте франц. короны с папством в нач. 14 в. Т. поддерживали папскую курию, Филипп IV Красивый принял меры для ликвидации ордена; немалую роль сыграло и желание короля овладеть богатствами Т. Против Т. были выдвинуты обвинения в ереси, в служении сатане, в противоестеств. пороках и т. п. и начат инквизиционный процесс. 13 окт. 1307 почти все Т. были арестованы. После жестоких пыток Т., "уличенные" в ереси, включая великого магистра Жака де Моле, были сожжены (1310), а богатства ордена конфискованы королев, казной. Преследованиям подверглись также Т. и в др. гос-вах Зап. Европы. В 1312 авиньонский папа Климент V окончательно упразднил орден Т.

Лит.: Delisle L. V., Memoire sur les op?rations financieres des Templiers, P., 1889; Campbell G. A., The Knights Templars, L., 1937; Bride К. М., The Knights Templars, N. Y., 1938; Charpentier J., L´Ordre des Templiers, P., (1945); Melville M., La vie des Templiers, (P., 1951); Lobet M., La tragique histoire de l´ordre du Temple, Brux., 1954; Ollivier A., Les Templiers, (P., 1958).

M. А. Заборов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Тамплиеры
Храмовники
(от фр. temple — храм) — духовно-рыцарский орден, возникший во время крестовых походов в Палестине. Ведет свое начало от братства «Нищие рыцари Христа», основанного в 1118 г. в Иерусалимском королевстве группой фр. рыцарей, давших монашеские обеты. Поначалу члены братства выполняли в этом государстве крестоносцев полицейские функции: охраняли паломников, подавляли сопротивление покоренного населения. Под свою резиденцию они получили от иерусалимского короля часть его дворца рядом с местом, где в древности находился храм Соломона (отсюда и название ордена). Получив поддержку Бернара Клервоского, т. быстро добились статуса ордена. Устав т., написанный Бернаром, был утвержден папой римским в 1128 г. С агитационной целью вербовки в новый орден Бернар Клервоский написал «Похвалу новому рыцарству», где прославлял рыцарей-монахов и доказывал, что Евангелие не запрещает христианину брать в руки меч для «справедливой войны» с язычниками. Положения устава т. исходили из принципа, что главным их занятием должна быть война с иноверцами и еретиками. Т. обязаны были иметь качественное оружие, но без золотых или серебряных украшений. Если не было воен. действий, им полагалось заниматься подготовкой оружия и амуниции и совершенствованием воинского мастерства. В отличие от других монашеских орденов т. не разрешались длительные посты — рыцарь-монах должен был хорошо питаться, чтобы быть сильным воином. В ордене устанавливалась железная дисциплина, устав предусматривал многочисленные кары за ее нарушения — только так можно было обуздать анархич. амбиции младших сыновей феодалов, из которых состояла основная масса братьев-рыцарей. Формой одежды т. были белые плащи с изображением красного креста на спине.
Структура ордена была иерархичной. Т. делились на несколько разрядов: братья-рыцари (из родов феодалов), братья-оруженосцы (из богатых горожан), капелланы (священнослужители, отправлявшие обряды и богослужения). В боевых действиях участвовали братья-рыцари и братья-оруженосцы. Только братья-рыцари составляли генеральный капитул, где решались важнейшие вопросы жизни ордена, только они из своей среды избирали великого магистра и других должностных лиц ордена. Главой ордена т. был великий магистр, избиравшийся пожизненно. При нем действовал совет дигнитариев (своего рода «правительство» т.), в который входили сенешал (заместитель-дублер великого магистра), маршал (занимался оружием и воен. делами), великий командор Иерусалимского королевства (отвечал за хозяйственные дела) и др. Местные отделения т. в разных странах были разбиты на провинции (во главе с великими командорами) и на округа (во главе с прецепторами или приорами). Орден т. распоряжениями рим. пап был изъят из-под юрисдикции любой светской и церк. власти и подчинялся только папам. Никто, напр., кроме папы, не мог предать суду т. В ходе конфликтов между европ. монархами и рим. папами орден т. показал себя надежным орудием в руках папства.
В Иерусалимском королевстве автономный от его властей орден т. был одной из главных его сил в борьбе с мусульманами. Очень скоро т. были подарены набожной знатью огромные земельные владения, замки, золото. Немалые доходы приносили им воен. добыча и перевозка из Европы в Палестину паломников, крестоносцев. Владения и замки-монастыри т. находились во Франции, в пиренейских государствах, Англии, Италии, Германии, Венгрии, Польше и в других странах. После изгнания крестоносцев из Палестины т. сосредоточились на фин. операциях. Их замки в Париже и Лондоне стали фин. центрами Европы. Именно у них предпочитали хранить свои деньги и драгоценности короли, многие богатые люди. Т. выдавали ссуды под проценты. Любой человек мог внести свои деньги в ближайшую командорию т. и получить их в другой в конце своего пути.
Богатства ордена т. (элитарного поскольку он никогда не был многочисленным) у многих вызывали зависть. Фр. королю Филиппу IV Красивому удалось добиться от зависевшего от него авиньонского папы осуждения т. По приказу короля, остро нуждавшегося в деньгах и опасавшегося самостоятельности ордена, все т. на территории Франции 13 октября 1307 г. были арестованы. Судом инквизиции они были объявлены еретиками. Великий магистр и многие братья-рыцари были сожжены на костре, богатства ордена во Франции перешли к ее королю. В 1312 г. Вьеннский собор объявил орден т. ликвидированным. Последние т. и оставшееся имущество перешли к ордену иоаннитов.
Лит.: Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Potkowski Е. Rycerze w habitach. Warszawa, 1978.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Тамплиеры
фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) — первый по времени основания из религиозных военных орденов. Орден был основан в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода, чтобы поддержать новое Иерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов, направившихся в Иерусалим после его завоевания. Следует, конечно, различать реальное основание ордена и начало его деятельности с одной стороны и официальное признание Папой Римским в качестве самостоятельного монашеского братства — с другой.
Связь с Храмом Соломона
"Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня."[1] «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина II. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали Купол Скалы (Куббат-ас-Сахра) в Храм Соломона.[2] Отсюда и название самого ордена. В документах 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма».
«Подлинный Храм в Иерусалиме — Храм, в котором они живут вместе, не столь величественный, правда, как древний и знаменитый Храм Соломона, но не менее прославленный. Ибо все величие Соломонова Храма заключалось в бренных вещах, в золоте и серебре, в резном камне и во множестве сортов дерева; но красота Храма нынешнего заключена в преданности Господу его членов и их образцовой жизни. Тот вызывал восхищение своими внешними красотами, этот почитается из-за своих добродетелей и святых деяний, и так утверждается святость дома Господня, ибо гладкость мрамора не столь угодна Ему, как праведное поведение, и Он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен.»
— Exhortatio S. Bernardi ad Milites Templi, ed. Mabillon. Parisiis, 1839, torn. I, col. 1253-1278
«Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, все великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего — религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем — благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочеными филенками.
Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом седлами, упряжью и копьями.»
— Бернар Клервоский (1091-1153), «Похвала новому рыцарству»
«В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы — среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен — посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооруженные миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.
Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков.»
— Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), «История магии»
Деятельность в эпоху крестовых походов
По одной версии, в течение последующих девяти лет девять рыцарей не принимают в свое общество ни одного нового члена. Но следует отметить существование фактов, позволяющих либо усомниться в создании Ордена в 1118 году, либо в его девятилетней замкнутости. Известно, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский. К 1126 году было принято еще два человека.
Финансовая деятельность
Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счетными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать ее (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть ее трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с 489.5 г золота (время Каролингов) до 89.85 г в 1266 г. и до 72.76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г. (3.537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284 г. В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203 г.), Флоренции (ок. 1235 г.), Франции (ок. 1235 г.). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер — что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года — когда ливр колебался в пределах 367—498 г., а можно по уровню 1318 г. — ливр 72.76 г. Т.о. автор какой-либо работы может, оперируя данными, получить нужный ему результат — об огромной величине богатства тамплиеров, например.
Нужно заметить, что ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определенные лица и конгрегации. Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи. Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с нее». Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение оттуда. Величина кредита 2/3 суммы залога.
Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус — не только светской организации, но и духовной — следовательно нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (давать деньги в рост, евреям, например).
Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причем если сумма вклада исчерпывалась, то ее можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету! Т.о. денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.
У Ордена можно было взять ссуду под 10 % — для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40 %. Но со времен крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.
По мнению Стюварда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».
Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г. около 10500 мануариев. Мануарием в Средние Века называли земельный участок размером 100—200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.
Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», — пишет С. Г. Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, еще на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учет и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всем христианском мире не было более опытных и честных экономистов.
Орден вел активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе — дороги, церкви, соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.
За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше», — говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было, по мнению С. Г. Лозинского, отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрестках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина! Явление, исключительное для Средневековья.
Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.
В 1291 г. Акка пала, и ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Еще задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план.
Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырем разрядам — рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов, и рыцарей, и сервентов.
Благодаря прочной сети командорств — в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, — покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам.
Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество. Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др.) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.
Уничтожение ордена
Cекретные переговоры короля французского с папой римским
Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королем, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более что встревоженный орден не рискнул возражать против проведения следствия.
Тогда Филипп IV решил, что настало время нанести удар. 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелегкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Нечего было и думать о сопротивлении.
Король делал вид, что действует с полного согласия папы. Тот же узнал о мастерской «полицейской» акции, проведенной Филиппом, лишь после ее свершения. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения.
Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки и в результате, конечно, были добыты нужные показания. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом велся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же, о том, кто унаследует их богатства.
Обвинения
1. Отречение от Иисуса Христа и плевок на крест. Ч. Гекерторн видит здесь характерную для Средневековья театрализованность церковного обряда, параллель с отречением святого Петра. Орден принимал, таким образом, человека, отринувшего Христа и осквернившего Святое распятие — то есть совершившего святотатство. И из этого вероотступника Орден делал качественно нового христианина — Рыцаря Христа и Храма — навечно этим привязывая к себе.
Другой вариант предлагает Г. Ли. Он говорит, что отречение было испытанием на обет повиновения старшим, который возводился в Ордене в культ. Например, когда Жану д`Омону при посвящении в Орден приказали плюнуть на крест, он плюнул, потом пошел на исповедь к одному францисканцу, который его успокоил и в качестве искупления приказал поститься три пятницы. Рыцарь Пьер де Шеррю при посвящении по приказу произнес фразу: «Отрекаюсь от Бога», — на что приор пренебрежительно улыбнулся. Не все однако с легкостью соглашались отречься от Бога и плюнуть на крест — многих братьев приходилось потом успокаивать (как Эда де Бюра), говоря, что это была шутка.
2. Поцелуи в различные части тела. Генри Ли предполагает, что это могло быть либо испытанием на повиновение, либо издевательство рыцаря над служащим братом. Поцелуи обычно требовали только от служащих.
3. Содомия.
4. Освящение носимой поперек тела веревки вокруг идола. Согласно показанием одного священника тамплиеры доставали веревку любыми путями, причем если она рвалась, то использовали даже плетеный тростник.
5. Священники Ордена не освящали Святые Дары при причастии и искажали формулу мессы.
Вот список обвинений, выдвинутых Инквизицией против тамплиеров:
1. Рыцари поклонялись некому коту, который иногда являлся им на их собраниях
2. В каждой провинции у них были идолы, а именно головы (некоторые из них имели три лица, а некоторые только одно) и человеческие черепа;
3. Они поклонялись этим идолам, в особенности на своих собраниях;
4. Они почитали этих идолов, как представителей Бога и Спасителя;
5. Тамплиеры утвержали, что голова могла спасти их и сделать их богатыми;
6. Идолы дали все богатства ордену;
7. Идолы заставляли землю плодоносить, а деревья цвести;
8. Они обвязывали головы каждого из этих идолов или просто касались их короткими веревками, которые затем носили на теле под рубахой;
9. Во время принятия нового члена в ряды ордена ему выдавались вышеупомянутые короткие веревки (или одна длинная, которую можно было разрезать);
10. Все, что они делали, они делали из благоволения перед этими идолами.
Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах
Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. Именно на ее примере историки обычно рассматривают процесс. Складывается впечатление, что аналогичный вид — пытки, тюрьмы и костры — он имел и в других странах. Но так ли это? Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали обычно:
1. не внезапно, как во Франции;
2. могли брать слово чести и оставлять в своих замках — как в Англии и на Кипре;
3. могли вообще не арестовывать, а вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Впрочем, тамплиеры бывало являлись и сами.
И, конечно, жгли тамплиеров на кострах не везде. Были сожжены:
Франция:
* 54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее еще 4 тамплиеров;
* в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе
* 3 тамплиеров в Пон де Л`Арк;
* Жак де Моле(последний из магистров ордена) и Гийом де Шарне, командор Нормандии в 1314 году
Другие страны:
* в Лотарингии жгли многих, но заметим, что герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого;
* сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге;
* возможно сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не был сожжен ни один тамплиер.
Таким образом, утверждение о сотнях костров по всей Европе является полным абсурдом. В Англии и в Испании потребовались специальные королевские ордонансы для применения пыток к тамплиерам. По английским законам, например, пытка была запрещена. Церковь получила у Эдуарда Английского разрешение на пытки тамплиеров. Это разрешение называлось «церковным законом». Испорченность эпохи дала имя «церковного закона» позорнейшему злоупотреблению, перед которым отступал еще закон гражданский. В Арагоне дело обстояло лучше: закон также не признавал пыток и кортесы не дали разрешение на их применение.
В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена, то есть служащих братьев. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжелые и ценные с точки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний будучи осужден Великим Магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.
В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжег рыцарей из четырех монастырей — за что их родственники причинили ему потом большие неприятности. Архиепископы Трира и Кельна в 1310 году уступили свои полномочия по отношению к тамплиерам Бурхарду III Марбургскому за их земли. Архиепископ Майнца Петр навлек на себя недовольство Климента V за оправдание тамплиеров: а что было делать бедному архиепископу? У тамплиеров были неоспоримые доказательства своей правоты: на созванный 11 мая 1310 года собор командор Гуго Сальм явился сам и привел всех двадцать тамплиеров; их плащи бросили в костер и кресты на них не сгорели. Это чудо сильно повлияло на общественное мнение и их оправдали. В той же Германии Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров приведя случай, когда во время голода при увеличении цены на хлеб с 3 су до 33 тамплиеры из монастыря в Мостере кормили 1000 человек ежедневно. Тамплиеры оправданы. Узнав о таком исходе дела Клемент V приказал Бурхарду III Марбургскому взять дело в свои руки — результат известен.
Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. Большинство тамплиеров заперлось в семи замках, некоторые сбрили бороды и скрылись. Командором Арагона был тогда Рамон Са Гвардия. Он укрепился в Миравете. Также тамплиеры укрепились в замках Аскон, Монтсо, Кантавьеха, Вилель, Кастельот и Чаламера. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. В ноябре 1308 года сдалась крепость Кастельот, в январе 1309 — крепость Миравета, Монсо и Чаламера — в июле 1309 года. К ноябрю 1309 года тамплиерам из остальных крепостей было разрешено выйти группами по 2—3 с оружием в руках. Рамон Са Гвардия 17 октября обратился к вице-канцлеру папы Арнольду, указывая, что тамплиеры, находящиеся в плену по 20—30 лет не отрекаются от Бога, тогда как отречение дает им свободу и богатство и даже сейчас 70 тамплиеров томятся в плену. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий. Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе. Рамон Са Гвардия удалился на Майорку.
Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 — рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы на честное слово. Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) четко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: «На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы.» Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену — всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.
На Майорке все 25 тамплиеров с 22 ноября 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гвардия. На процессе 1313 года тамплиеры признаны не виновными.
Во Франции тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьмы с 6 часов утра 13 октября 1307. К ним сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов среди, тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер.
Каков же итог всего этого процесса? 3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу «Vox in excelso», в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях — это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом пользы он приносить не будет и должен быть расформирован.
Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.
Тамплиеров выпускали из тюрем даже во Франции, кроме руководства. Частью они влились в орден св. Иоанна. На Майорке тамплиеры жили в крепости Мас Де, каждый из них получал от 30 до 100 ливров пенсии. Рамону Са Гвардии была назначена пенсия в 350 ливров и доходы от сада и виноградника. Последний из тамплиеров Майорки умер в 1350 году — звали его Беранжель де Коль.
В Кастилии тамплиеры оправданы, многие из них стали отшельниками, причем после смерти их тела не тлели. В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами король Денис основал Орден Иисуса Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.
Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно. Во Франции на долю короля и его семьи приходилось: • 200000 ливров из Тампля плюс 60000 ливров за ведение процесса; • деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена; • драгоценности тамплиеров; • доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса; • 200000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле; • 500000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу Бланки; • 200000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами; • 2500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлен; • платежи по векселям тамплиеров; • долги королевской семьи. Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя — причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога».
С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на нее, если бы инквизиционное судопроизводство не дало в руки людей ловких и мало стеснительных, необходимые средства, чтобы облечь в законную форму простой грабеж.
Легенда о проклятии
Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V. Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.
Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове Великим Магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.
Так или иначе все трое вызванных умерли в течение года. По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии: от обычных физических до оккультных.
Теории различных исследователей об Ордене Тамплиеров
В западной историографии на протяжении уже многих лет наблюдается тенденция широкого развития в изучении истории Ордена Храма. Основной тезис этих работ вынесен в название главы. В Париже книжные магазины и издательства предлагают множество работ и трактатов, посвященных Ордену; некоторые из них приемлемы, другие — почти абсурдны. Впрочем, относительно французских ученых Умберто Эко писал: «Неаккуратность французских ученых в отношении библиографических сносок общеизвестна. Но данный случай превосходил самые дурные ожидания». Эти слова целиком и полностью относятся к исследованиям по истории Ордена. В самом деле, в течение последней четверти века по поводу тамплиеров были выдвинуты самые сумасбродные гипотезы, некоторые из них, однако, не лишенные основания.
1. Тамплиеры и готическая архитектура. Существует мнение, что тамплиеры либо были вдохновителями идеи готических соборов, либо строили готические соборы, либо давали деньги на их постройку. Жак де Майе утверждает, что менее чем за сто лет тамплиеры построили 80 соборов и 70 храмов поменьше. Инге Отт говорит о разработке идей готического собора архитекторами Ордена и описывает участие архитекторов Ордена в строительстве соборов. Основной вопрос ставится обычно так: откуда тамплиеры брали огромные суммы, необходимые для строительства готического собора? В строительстве собора принимало участие обычно около 150 человек, каждый из них получал 3—5 су в день. Особая плата шла архитектору. В соборе в среднем было около двух-трех тысяч витражей. Один витраж стоил в среднем от 15 до 23 ливров. Для сравнения: дом мясника в 1235 году на улице Саблон в Париже стоил 15 ливров; дом богача на Малом мосту в 1254 году — 900 ливров; строительство замка графа де Дре в 1224 году обошлось ему в 1175 парижских ливров и две пары платья.
Ничего удивительного в участии тамплиеров в строительстве готических соборов лично я не вижу[источник?]. Ведь у них в то время были самые лучшие архитекторы и опытные бригады строителей. Необходимость строительства комтурий, мощения дорог и т. д. сами собой повышали мастерство каменщиков. Относительно финансовой стороны строительства заметим, что не обязательно плата вносилась рабочим деньгами — речь идет, вероятно, о кормлении строителей тамплиерами — в чем нет для них ничего необычного или трудного.
2. Тамплиеры и Америка. Некоторые исследователи утверждают, что богатство тамплиеров имеет своим происхождением серебряные копи Южной Америки. О регулярных рейсах тамплиеров в Америку упоминают Байджент, Отт и особенно де Майе. Последний рьяно отстаивает эту точку зрения, но его аргументация построена на песке. Например, де Майе пишет о скульптурных изображениях индейцев (т. н. panotii) на фронтоне XII века храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони : якобы этих индейцев с большими ушами тамплиеры видели в Америке и скульптурно запечатлели. Факт, конечно, хороший, но де Майе приводит и фотографию этого фронтона. Я нашел этот фронтон: на фотографии показан фрагмент рельефа тимпана «Сошествие Святого Духа на апостолов» в церкви Сент-Мадлен в Везле (История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. — М., 1982. — Илл. 69). Эта церковь была построена в 1125—1135 годах. Орден тамплиеров тогда только набирал силу и строительства еще не вел, а даже если бы и вел, то все равно флота у тамплиеров тогда еще не было, и при всем желании добраться до Америки они тогда не могли. На печати с надписью «Secretum Templi» действительно есть изображение, на первый взгляд напоминающее индейца. Но любой знакомый хотя бы поверхностно с мистическими учениями сразу узнает в этом изображении Абраксаса. Остальные аргументы де Майе еще более слабы. Однако, стоит заметить, что хлынувшее в Европу во время Конкисты серебро и серебрянные монеты имели на оборотной стороне знаки тамплиеров, что держалось в тайне, но повергло в шок исследователей при обнаружении данного факта в XX веке.
3. Связь тамплиеров с гностицизмом, катаризмом, исламом и еретическими учениями. Это, пожалуй, наиболее обширное поле для исследователей. Что только тамплиерам здесь не приписывают: от катаризма в Ордене до идеи установления созидательного единства всех кровей, рас и религий — то есть создания государства нового типа с религией, впитавшей в себя лучшее из христианства, ислама и иудаизма. Генри Ли категоричен: «катаризма в Ордене не было» . Устав Ордена — составленный св. Бернаром — пронизан самым возвышенным духом католической веры. Тем не менее, Гекерторн пишет о наличии гностической символики в захоронениях тамплиеров (доказательств не приводит); печать с Абраксасом может свидетельствовать о наличии некоторых традиций гностицизма. Но категорически утверждать об этом невозможно. Бафомет, приписываемый тамплиерам, не имеет традиций и параллелей в религиозных традициях мира. Вероятнее всего[источник?] он есть порождение чудовищного над ними процесса. Наиболее вероятна[источник?] версия, что историки выдумали мнимую ересь тамплиеров.
4. Тамплиеры и Святой Грааль. Святой Грааль… Предполагаемое сокровище катаров, сохраненное рыцарями Ордена Храма, воспетое знаменитыми романами, родившимися при дворе графов Шампанских, тесно связанных с основанием Ордена Храма… Святой Грааль, облеченный таинственной властью; слывущий источником всякого богатства и плодородия на земле. Святой Грааль легендарен, но вместе с тем цикл легенд о нем носит отпечаток реальности: Годфруа Бульонский стал сыном Лоэнгрина, рыцаря с лебедем, а отцом Лоэнгрина был Парцифаль . Что он из себя представляет неясно, но Вольфрам фон Эшенбах восемь веков назад в романе «Парцифаль» (1195—1216) показал тамплиеров хранителями Святого Грааля, и они это не опровергали. Согласно легендам, гербовый щит одного из трех рыцарей Святого Грааля — Галахада — содержал красный восьмиконечный крест на белом фоне. Это отличительный знак тамплиеров. Очевидно, что образ хранителей Грааля уже в эпоху Средневековья соотносился с образом рыцарей Ордена Храма.
Итог
Мы видим, что Орден Храма закономерное дитя своего времени со всеми его достоинствами и недостатками. Его рыцари были профессиональными воинами, а финансисты — лучшими из лучших в то время. Вызывает некоторое удивление легкость ареста тамплиеров во Франции. Ворваться в замки и спокойно арестовать более пятисот рыцарей — профессиональных

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
361.91 кб

Даниил Галицкий и тамплиеры

Майоров Александр Вячеславович
В статье рассматривается уникальный в истории Древней Руси случай прямые контакты галицко-волынского князя Даниила Романовича с рыцарями Ордена тамплиеров. Автор реконструирует историю отвоевания князем Даниилом города Дрогичина.
Читать PDF
248.57 кб

Тамплиеры, или рыцари храма

Галинская И.Л.
Читать PDF
263.14 кб

2018.03.010. ТАМПЛИЕРЫ: ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ "ХРИСТИАНСКОГО ВОИНСТВА". I TEMPLARI. GRANDEZZA E CADUTA D

Эман И.Е.
Читать PDF
219.01 кб

2015. 04. 009. Коллан М. Б. Тамплиеры, ведьмы и «Дикие» ирландцы: месть и ересь в средневековой Ирла

Метлицкая З.Ю.
Читать PDF
257.21 кб

КАТАРЫ И ТАМПЛИЕРЫ: К ВОПРОСУ О МИСТИФИКАЦИИ ИХ СВЯЗИ И ИСТИННЫХ ПРИЧИНАХ УНИЧТОЖЕНИЯ

Шкаев Д.Г.
Настоящая статья написана автором во время одной из исследовательских поездок по территории Южной Франции, когда он не только сталкивался с непониманием туристами сущности событий, происходивших в среде тамплиеров и катаров порядк
Читать PDF
242.53 кб

Последний тамплиер

Гаджиев Н. А.
В статье рассматривается жизненный путь последнего великого магистра тамплиеров Жака де Моле, его карьера в ордене, заговор против него и последующая казнь
Читать PDF
200.96 кб

Загадки и тайны ордена тамплиеров

Гаджиев Н. А.
Тамплиеры, Орден Храма, Бедные рыцари Христа и Храма Соломона – под многими именами известен всем этот духовно-рыцарский орден со своей печальной судьбой. Много дискуссий о нем ведется историками и по сей день.
Читать PDF
333.19 кб

Зарождение ордена тамплиеров

Гаджиев Н. А.
В статье рассматривается история создания ордена тамплиеров, начало его деятельности. Особое внимание сосредоточено на первом десятилетии существования ордена.
Читать PDF
148.01 кб

Дело тамплиеров: от гроба Господня до скамьи подсудимых

Гончарова Елена Олеговна
Рассматриваются причины падения первого в истории христианства монашествующего ордена - Ордена Тамплиеров. Автор описывает историю возникновения Ордена, причины его взлета и краха.
Читать PDF
179.77 кб

2018.02.006. ДЕМЮРЖЕ А. ЖАК ДЕ МОЛЕ. СУМЕРКИ ТАМПЛИЕРОВ / ПЕР. С ФРАНЦ. НЕКРАСОВА М.Ю. - СПБ.: ЕВРАЗ

Бабенко О.В.
Читать PDF
2.44 мб

МЕСТО ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ XIII-XIV ВВ

Юрков И.А., Андаева Р.Г.
Читать PDF
794.68 кб

Этико-мистическое содержание концепции российского Ордена тамплиеров

Назарова Юлия Владимировна
В статье анализируется малоизвестная концепция мистического общества «Орден тамплиеров», существовавшего в Советском Союзе в 20-30 годы ХХ века. Проводится философский анализ мистических и этических элементов мировоззрения Ордена.
Читать PDF
1.16 мб

Толстовское движение и Орден российских тамплиеров: этика неприятия власти

Назарова Юлия Владимировна
В статье рассматривается отечественный опыт этического обоснования неприятия власти интерпретируется этика неприятия власти Л. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Тамплиерский тайный орден и интеллигенция в Нижнем Новгороде в 1924-1930 годах

Лушин Александр Николаевич, Чудецкая Ксения Александровна
В статье рассматривается деятельность тайного мистического (масонского) общества в Нижнем Новгороде в 1920-х годах на основе материалов уголовного дела по ордену русских рыцарей-тамплиеров.

Похожие термины:

  • ГДЕ ИСКАЛИ СОКРОВИЩА ТАМПЛИЕРОВ

    Хотя французский король Филипп Красивый и использовал момент внезапности, но главной своей цели он не добился, сокровища и документы Ордена тамплиеров ему не достались. Инквизиционное дознание Ф
  • Орден тамплиеров

    (франц. temple — храм) — католический духовно-рыцарский орден, основанный в Иерусалиме около 1119 г. Распространились во многих европейских государствах. Занимались торговлей, ростовщичеством, а в XIII в