ТАНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАНА
древний город на левом берегу Дона, в районе г. Азов (Ростовская область). Известен с конца 12 в. как торговое поселение венецианских и генуэзских купцов. В 13-14 вв. под властью Золотой Орды. В 1475 захвачен турками и вскоре прекратил существование.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Тана

Тана - имя богатыря сибирских инородцев и китайцев, вроде русского Ивана Царевича. Имя Т. значит "ездящий на буром коне" (ср. Сивка-бурка русских сказок). Т. - мальчик богатырь, чудесный отрок, быстро растет, убивает змея, ездит на чудесном коне и т. д. См. Вербицкий "Алтайские инородцы" (139, 141, 142, 145).

Источник: Биографический словарь. 2008

ТАНА
город, торговый центр в районе современного Азова, на лев. берегу Дона. Впервые упоминается в кон. 12 в. В городе преобладали и соперничали друг с другом венецианцы и генуэзцы. Управлял Т. совет богатейших итал. купцов, тогда как местное население (аланы, русские, тюрки и др.) находилось в подчиненном положении. Из Т. шли торг. пути на Волгу, в Ср. Азию и Китай, на Сев. Кавказ и через Грузию и Дербент в Иран и араб. страны. Из продуктов местного происхождения первое место в торговле занимали рыба и икра. В 13-14 вв. Т. находилась под контролем золотоордынских ханов, с к-рыми итал. купцы заключали договоры. В кон. 14 в. Т. пострадала от нашествия Тимура. После 1475 попала под власть турок и вскоре перестала существовать, уступив место Азову (Азаку).

Лит.: История Дона с древнейших времен до Великой Окт. социалистич. революции, Ростов н/Д., 1965; Heyd W., Histoire du commerce du Levant au moyen ?ge, v. 1-2, Lpz., 1936.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТАНА
1) название реки Дона в древнегреческом произношении. 2) торговый город, основанный Греками в VI в. по Р. Хр. на южной стороне донской дельты. Раньше здесь находилась фактория, принадлежавшая Танаису и разрушенная Гуннами. Скандинавские предания связывают это место с древним городом, носившим название Азгард. А.И. Ригель-ман (" Повествование о Донских Казаках") считает, что в 637 г. в Тане уже была христианская церковь. Судя по этому году можно предполагать, что возрождение на Дону христианства после гуннского разгрома началось со времени добрых отношений между византийским императором Ираклием и болгарским царем Кувратом, владевшим берегами Нижнего Дона. Но соборные церкви в Тане должны были существовать и раньше, т.к. митрополиты и епископы Томи и Таны известны уже с половины IV века (Ульфила ок. 350 г., Геронтий - 385 г.).
Во второй половине VII века Приазовье оказалось во власти Казара, но и после этого Т. долго еще оставалось второстепенным торговым городом, т.к. главные торговые пути Казара в то время шли от Волги через северокавказскую степь к Таматархе или через Волго-Донскую Переволоку к Донцу, всегда минуя Тану. Потому ее и не вспоминают историки того времени. Значение Таны возросло после падения Казара и появления в наших степях азиатских кочевников. Привлеченные выгодами ее положения при торговле с Половцами и Монголами, купцы из Италии, в лице венецианцев и генуэзцев, постепенно вытеснили из города Греков и заняли их место. К ним на ярмарки стали съезжаться жители страны Дешт и Кыпчак, Половцы и Монголы, Персы, Армяне, Русь и др. В 1395 году Т. была основательно ограблена войсками Тамерлана, но вскоре снова оправилась и до падения Константинополя (1453 г.) оставалась центром широкой торговли не только с жителями нашей степи или ближайшими их соседями, но и далеким Китаем. До XV века в Европе город называли его прежним греческим именем - Т., а на Востоке к этому времени вошло в обиход его новое название - Казак и Азак; с приходом Турок, завоевавших Приазовье (1475-1480), Т. обращается в турецкую пограничную крепость, за которой навсегда закрепляется имя - Азов.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Похожие термины:

  • ТАНА, ТАНАИМ

    Слово "тана" заимствовано из арамейского языка, и означает оно "изучающий", то есть изучающий Устную Тору*. Но не все Т. упомянуты в Мишне, и не все те, кто упомянут в Мишне — Т. В узком смысле слова, Т. -