ТАНЕЦ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАНЕЦ
вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тепа танцовщика. Танцевальное искусство — одно из древнейших проявлений народного творчества.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Танец
нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Танец
В древности Т. выполнял прежде всего культовую функцию. В Др. Греции были Т., прославлявшие Диониса, во время исполнения которых танцоры зачастую впадали в экстаз. Известны и военные пляски, и хороводы. В Др. Риме Т. были необходимым атрибутом ритуалов салиев и арвальских братьев. Как в Др. Греции, так и в Др. Риме танцоры выступали на семейных торжествах.
        
        рис. Урок танца (рисунок на аттической вазе).

Источник: Словарь античности. 1989

Танец
вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобретал самостоятельное значение. См. Первобытное искусство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТАНЕЦ
(фр. dance) — вид искусства, в котором художественные образы создаются посредством движения и пластических возможностей человеческого тела. Он создает пластический образ исторической эпохи, в нем находит выражение характер определенного этноса. Особенности пластики, хореографического языка, танцевальных традиций, выразительных приемов зависят от среды обитания, исторических и социальных условий, представлений о пространстве и времени. Искусство танца связано с музыкой, которая задает характер, темп и ритм танцевальных движений. Выразительными средствами танца являются гармоничные движения и позы, их соотношение с музыкой, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, композиция. Созданию художественного образа в немалой степени содействуют внешние данные и пластические возможности исполнителей, костюмы, реквизит.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ТАНЕЦ
   • ?????????, ´???????,

         Saltatio, y Гомера ?????????, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (??., ??????? ???? ???????, Il. 13, 721; ????? есть общее название того же самого). По большей части танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также мимическими телодвижениями. Гармоническое развитие тела, о котором греки так много заботились, обнаруживалось преимущественно в их орхестике или танцевальном искусстве, которое было сначала исключительно мимикой, т. е. выражением мыслей и чувств посредством телодвижений. Таким образом, Т., вместе с поэзией и музыкой, принадлежали к области изящных искусств и отличались от этих двух видов искусства только средством выражения. Состоя в движениях тела, Т. находятся в тесном отношении с гимнастикой, отличаясь от нее тем, что цель гимнастики — развитие и укрепление тела — в Т. уже предполагается достигнутой, и, основываясь на этом, они имеют целью красоту и изящество движений. Греческое танцевальное искусство, подобно современному балету, состояло преимущественно в движении рук и ног и начало его восходит от отдаленной древности; во времена Гомера оно играет уже важную роль. Ноm. Od. 1, 152. 17, 605. 6, 65. 8, 261 слл. Il. 13, 637. 18, 569 слл. 590 слл. Орхестика, как искусство, с течением времени все более и более развивалось, ясные доказательства чему находятся у Лукиана (de salt. 25. 34). Материал для мимического выражения в Т. доставляла обыкновенно мифология (ibid. 37-61. 63. 67. 80. 83). Т. были весьма различны, и Полидевк дает их перечисление (4, 99-105). Крупные виды Т. были: мужские, военные и мирные, затем было множество мелких видов, особенности которых обусловливались местными условиями. Так, Аристоксен у Афенея (1, р. 22 В.) называет Т. лаконские, трэзенские, епизефирские, критские, ионийские, мантинейские; эти, конечно, в свою очередь, имели несколько различных подразделений. Т. применялись:

       1. как воспитательное средство, именно у спартанцев, эфебы которых, по Лукиану (de salt. 10), ??? ?????? ??????????? ´? ???????????? ???????????;

       2. в общественной жизни, преимущественно на пирах, где зрителей занимали Т. профессиональные танцоры, занимавшиеся Т. как ремеслом, а не искусством, т. к. мало-помалу образовался предрассудок, осуждавший публичные Т. Танцы не составляли также принадлежности народного гулянья. Hdt. 6, 129. Хеn. Hiero. 6, 2. Увлечение Т. считалось признаком нескромности. Athen. 4, р. 134 А. Совместные Т. взрослых лиц обоего пола были также не в обычае. Римляне еще строже смотрели на Т. в общественной жизни. Cic. Mur. 6. Cic. Deiot. 9. Macrob. sat. 2, 10. Sall. Cat. 26. Corn. Nep. praef. и Epam. 1. Напротив, 3) религиозные Т. были необходимою принадлежностью культа и вместе со светскими Т. составляли существенную часть многочисленных праздников. Религиозные Т., простые и хороводами вокруг алтаря, были особенно употребительны на праздниках Диониса и Аполлона на острове Делос. Хороводы, за исключением вакхических и пляски корибаитов, состояли в медленных ритмических движениях. Такой хоровой Т. на острове Делос назывался ?????о? и исполнялся в честь Тесея по лабиринту. Athen. 10, 424. С. Plut. Thes. 21. Военные Т., бывшие в особенном употреблении в дорических государствах, преимущественно в Спарте, имели более оживленный характер. Исполнялись они преимущественно на празднике гимнопедии. Важнейший военный Т. назывался ??????? (см. Пирриха). Военные Т. существовали также у других народов, напр., фракийцев, миссян, персов, пафлагонцев и особенно фессалийцев. На пирах также исполнялись военные Т. для развлечения гостей. Хеп. conv. 2, 11. Платон обозначает все рода военных Т. именем ??????? (legg. 7, 816 В. С.), так же как все мирные Т. он называет ????????? (см. Эммелия). Эти последние были весьма разнообразны, и в число их входили театральные Т. Некоторые из них перечислены у Поллукса (4, 99. 105) и Афинея (1, 20 Е. 15, 631 А.). ср. Hdt. 6, 129. Luc. de salt. 22. 26. Athen. 14, 629 D. Кроме того, при полевых праздниках происходили различные деревенские Т., имевшие частью мифический, частью ритмический характер. ????????? был Т., в котором представлялись все действия, совершаемые при собирании и выжимании винограда. Гимнастический танец назывался ??????? и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били себя сзади ногами, причем зрители считали скачки. Т., называвшийся ´????? (ожерелье), танцевали вместе девочки и мальчики, составляя из себя кружок (греки таких совместных Т. мальчиков и девочек вообще не одобряли). У римлян танцевальное искусство редко было применяемо помимо театра. Ливий упоминает, что в 209 г. до Р. X. девушки равномерным шагом ходили вокруг жертвенного алтаря. (27, 37). К танцевальному искусству следует причислить и пляску Салиев, как первоначальный вид Saltatio. Horat. Od. 1, 36, 12. 4, 1, 26. Во времена Августа девушки любили ионийские Т. с плавными жестами (ibid. 3, 6, 22), а во времена Империи танцевальное искусство сделало вообще успехи с присоединением к Т. мимики. Vopisc. Aurelian. 6. Но особенного развития достигло танцевальное искусство на театральной сцене. Из числа театральных танцоров пользовались известностью Пилад, отличившийся в важных и патетических трагических Т., и Бафилл, танцор легкого комического Т., жившие оба во времена Августа. На стенных картинах сохранились многочисленные изображения различных Т. Кроме Рима и Греции танцевальное искусство было развито в Испании и на Востоке. Из Гадеса приезжали в Рим искусные танцовщицы, которые привлекали на свои представления многих посетителей (Mart. 14, 203. Juv. 11, 162). Со времени Александра Великого греческие Т. перенесены были на Восток, по крайней мере они, несомненно, были в употреблении в Сирии при дворе Селевкидов и в Египте при дворе Птолемеев.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.16 кб

2005. 01. 014. Файджес О. Танец Наташи: культурная история России. Figes O. Natasha's dance: a cultu

Большакова О. В.
Читать PDF
172.54 кб

Современный джазовый танец

Каюмова Д.Ф., Никитина В.Г.
Читать PDF
5.11 мб

Танец в живописи Генриха Семирадского и Лоренса Альма-Тадемы

Байгузина Елена Николаевна
Статья посвящена сравнительному анализу образов танца в живописи Г. Семирадского и Л. Альма-Тадемы. Автором выявляется причина популярности танцевальной темы в живописи европейского салона.
Читать PDF
120.54 кб

Бурятский танец как феномен национальной художественной культуры

Шестидесятая Анастасия Вильгельмовна
Статья посвящена проблематике художественной ценности бурятского танца в контексте национальной художественной культуры. Бурятский танец формировался как самобытный художественный пласт в национальном хореографическом искусстве.
Читать PDF
147.75 кб

Эрос и танец. Некоторые аспекты изучения

Бакина С. Ю.
Эротизм сложная, многоаспектная проблема, пограничная между искусством, философией и психологией. Настоящее исследование рассматривает эротизм как эстетическую категорию.
Читать PDF
42.42 кб

Танец во времени и пространстве

Вагабов Рафаил Юсуфович
Читать PDF
357.47 кб

Танец» в живописи Клода Моне, поля Гогена и Жоржа Сера. .

Байгузина Елена Николаевна
Читать PDF
144.14 кб

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
97.77 кб

Исторический танец (основоположники методики преподавания исторического танца в стенах школы имени А

Зайцева Юлия Владимировна
Читать PDF
269.82 кб

Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е. В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научн

Татаринов А. В.
В монографии на основании анализа принципов формирования социума под влиянием мифопоэтического восприятия жизни описывается взаимодействие танца и окружающего мира в терминах гуманитарных наук от лингвистики до философии с привлеч
Читать PDF
288.59 кб

Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ в

Шилова Ася Сергеевна
Исследуется феномен становления русского народного танца как искусства сценического. Представлена эволюция этого жанра от скоморохов до ансамблей народно-сценического танца.
Читать PDF
104.89 кб

Танец и идеология: фокстрот в советской культуре 1920-1930-х гг

Алякринская Марина Андреевна
В статье рассматривается история усвоения советской культурой 1920-1930-х гг. одного из самых популярных массовых танцев ХХ в. фокстрота. Автор полагает, что фокстрот, полностью отвергнутый официальной идеологией в 1920-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Венгерский сценический танец и его народные истоки

Васильева Анастасия Леонидовна
Читать PDF
148.19 кб

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
369.15 кб

Танец эпохи французского абсолютизма как отражение эстетики барокко

Пылаева Лариса Дмитриевна

Похожие термины:

  • ДАНСА–ДЭЛЬ–АКА /танец топора/

    Название старинного танца. Часто фигурирует в сочинениях наших старинных виуэлистов.
  • ДАНСА /танец/

    Любимый танец высшего общества на испанских Антильских островах. В каждой Центральноамериканской республике имеются различные ее варианты. Считают, что ее создал Мануэль Таварес и усовершенство
  • ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ

    вид сценического танца, небольшая сценка, хореографическая миниатюра. Включает эксцентрику, акробатику, ритмические танцы и др.
  • Танец с мечом

    без одежды и другого оружия был для греков и римлян признаком герман. дикости. На др. рисунках изображался греч. боевой танец, исполняемый в богато украш. доспехах со шлемом, щитом, копьем и — крайне