ТАНЕЕВ Сергей Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Танеев Сергей Иванович

Танеев Сергей Иванович - см. в статье Танеевы .

Источник: Биографический словарь. 2008

Танеев Сергей Иванович
(1856–1915) - композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1875 окончил Московскую консерваторию (классы: фортепьяно - Н. Рубинштейна, композиции - П. Чайковского). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л.С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 - преподаватель Московской консерватории, с 1881 профессор, в 1885– 1889 директор. Среди его учеников - С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, З.П. Палиашвили. Один из основателей и активных деятелей Народной консерватории в Москве (1906), музыкального научного общества (1908 - «Музыкально-теоретическая библиотека»). Сочинения: опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), четыре симфонии, камерные ансамбли, хоры, романсы. Записал 27 украинских народных песен, в 1912 обработал восемь песен («Стоїть явір над водою», «Ой не рости, кропе», «На горі верба», «Вже сонце низенько» и др.). Выступал с концертами в Х-ве (1876, 1908). В Х-ве его именем назван переулок в Октябрьском районе (Ясная поляна).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

ТАНЕЕВ Сергей Иванович
13.11.1856 - 6.06.1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Окончил Московскую консерваторию. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист, гастролируя по городам Центральной и Южной России. Первый исполнитель многих произведений П.И. Чайковского; участвовал в исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом).
В 1878-1905 деятельность Танеева связана с преподаванием в Московской консерватории (в 1885-89 - директор).
Покинув консерваторию, остается видной фигурой в музыкальной жизни Москвы: основатель Народной консерватории (1906), учредитель общества "Музыкально-теоретическая библиотека" (1908). Большое внимание уделяет изучению музыкального фольклора.
Убежденный последователь классики, Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Особое значение в его творчестве приобрели камерно-инструментальные произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке). Танеев - один из создателей русской лирико-философской кантаты ("Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма"), он возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII вв. жанр хора a capella. Среди многочисленных учеников Танеева С.В. Рахманинов.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ТАНЕЕВ Сергей Иванович
(25 XI 1856, Владимир - 19 VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве)
В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев - новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.
Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств - таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Такеов становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна - двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.
Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.
Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм - прежде всего полифонических. Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений - кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке.
Хоровая музыка - важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами - лирически-проникновенным «Иоанном Дамаскином» по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской «По прочтении псалма» на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.
Ораториальность присуща и самому масштабному созданию Танеева - оперной трилогии «Орестея» (по Эсхилу, 1894). В своем отношении к опере Танеев идет как бы против течения: при всех несомненных связях с русской эпической традицией («Руслан и Людмила» М. Глинки, «Юдифь» А. Серова) «Орестея» находится вне ведущих тенденций оперного театра своего времени. Индивидуальное интересует Танеева как проявление всеобщего, в древнегреческой трагедии он ищет то, что он вообще искал в искусстве - вечное и идеальное, нравственную идею в классически совершенном воплощении. Тьме преступлений противостоит разум и свет - центральная идея классического искусства по-новому утверждается в «Орестее».
Тот же смысл несет и Симфония до минор - одна из верший русской инструментальной музыки. Танеев достиг в симфонии подлинного синтеза русской и европейской, прежде всего бетховенской традиции. Концепция симфонии утверждает победу ясного гармонического начала, в котором разрешается суровый драматизм 1 части. Циклическое четырехчастное строение произведения, композиция отдельных частей опираются на классические принципы, трактованные весьма своеобразно. Так, идея интонационного единства превращается у Танеева в метод разветвленных лейтмотивных связей, обеспечивающих особую спаянность циклического развития. В этом ощущается несомненное влияние романтизма, опыта Ф. Листа и Р. Вагнера, интерпретированного, однако, в условиях классически ясных форм. Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, «свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления». Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Полифония, органичная для стиля композитора, находит широчайшее применение в его струнных квартетах, в ансамблях с участием фортепиано - Трио, Квартете и Квинтете, одном из совершеннейших созданий композитора. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни.
Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».
Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники». И естественно, что крупнейшее теоретическое исследование Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» посвящено полифонии.
Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие - каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.
Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано»... /С. Савенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Танеев, Сергей Иванович

Танеев Сергей Иванович


(род. в 1856 г.) — известный панист-виртуоз и композитор. Изучал в Московской консерватории игру на фортепиано у Н. Рубинштейна, теорию у Чайковского. Окончив курс, концертировал во многих городах России. Был профессором (по кафедре специальной теории композиции), потом некоторое время директором Моск. консерватории. Написал квартеты, увертюру, оперу "Орестейя", поставленную в Петербурге в 1895 г., и проч. Наибольшей популярностью пользуется его камерная музыка.


{Брокгауз}





Танеев, Сергей Иванович


— род. 13 ноября 1856 во Владимирской губ. Сын чиновника, рано стал учиться музыке. 10-ти лет (1866) поступил в московскую консерваторию (по фортепианному классу Лангера). Благодаря настояниям директора консерватории Н. Рубинштейна, родители, хотевшие 1869 принять мальчика-гимназиста из консерватории, оставили его там, заменив гимназические занятия домашними. В консерватории Т. изучал игру на фп. у Рубинштейна и теорию музыки у Губерта (формы, фуга) и Чайковского (гармония, инструментовка, свободное сочинение). В 1875 Т. окончил консерваторию с большой золотой медалью (первою с основания консерватории); в 1876 концертировал по России (с Ауэром), в 1877—78 жил в Париже, концертировал в остзейских провинциях (1878) и в том же году приглашен был в московскую консерваторию профессором гармонии и инструментовки на место ушедшего Чайковского. В конце 1880—81 Т. взял на себя также класс фп. (после ухода Клиндворта и смерти Н. Рубинштейна), которым и руководил по 1887—88. По уходе Губерта в начале 1883 Т. стал преподавать свободное сочинение (по 1887—88); в настоящее время Т. преподает только контрапункт (с 1888), фугу (с 1891) и формы сочинения (с 1897). По уходе Губерта Т. состоял директором консерватории в 1885—89, руководя в то же время классами хоровым и оркестровым. За время директорства, Т. удалось, благодаря увеличению стипендий по духовым инструментам, добиться организации полного ученического оркестра (1888). Количество учащихся, вследствие более строгого подбора, при нем уменьшилось, но дефициты уничтожились. Как пианист Т. теперь почти не выступает. Впервые он выступил публично в Москве 1875 в концертах И. Р. М. О. Уже тогда он обнаружил ту зрелость, стильность и художественную объективность передачи, которые и впоследствии, еще более развившись, составили характерную особенность Т. как пианиста. Т. между прочим явился первым исполнителем В-moll´ного концерта Чайковского (1875), его же фортепианной фантазии (1884), фортепианного трио (1882) и посмертного концерта Es-dur (1896); за промежуток 1875—96 гг. неоднократно выступал в концертах И. Р. М. О. в Москве, а также СПб., Харькове, Нижнем Новгороде и др. Как преподаватель Т. отличается редкой энергией, знанием дела и систематичностью; очень большое внимание уделяется им (отчасти под влиянием Лароша) при преподавании изучению старинных мастеров и строгого стиля. Это один из лучших современных знатоков контрапункта, и не только в прикладной области преподавания и композиции, но и в области теоретического исследования. Сочинения Т. отличаются мастерством тематического развития и богатством голосоведения. Наиболее известны из них камерные сочинения. Первое публично исполненное сочинение Т. относится к 1880 (хор с оркестром "Я памятник себе" при открытии памятника Пушкину), первое напечатанное к 1881 (3 мужских хора). Изданы: А. Для оркестра: 1-я симфония C-moll op. 12, 1902 (собственно 4-я, см. ниже). В. Для камерного ансамбля — 5 струнных квартетов: В-moll (op. 4), C-dur (op. 5), D-moll (op. 7), А-moll (op. 11), А-dur (op. 13). C. Опера "Opeстея", трилогия (в 8 картинах) по Эсхилу, либретто А. Венкстерна; писалась больше 10 лет, издана в 1894 (литограф.) и в исправленном виде, в 1898 (партитура и клавираусц. на языках рус., нем. и франц.); шла в СПб. на Мариинской сцене 1895. D. Кантата "Иоанн Дамаскин" для хора, солистов и орк. (1884). Е. Хоры: 3 мужских на слова Фета, 2 мужских в сборнике Альбрехта, "Восход солнца" для смешанного хора и др. По смерти Чайковского Т. закончил и инструментовал его "Andante и финал" (для фп. с оркестром) и дуэт "Ромео и Юлия"; он переложил также для фп. в 2 и 4 руки многие сочинения Чайковского (симфонии 4-я и 5-я, клавиры "Иоланты" и "Щелкунчика" и др.), Глазунова (5-я симфония) и Аренского (симфон.). В рукописи: симфонии 1-я, 2-я (неоконч.) и третья d-moll (исп. 1885, Москва); увертюра C-dur на рус. темы (исп. 1882); струнное трио; квартеты Es-dur (исп. 1881), C-dur (исп. 1882), 3-й; романсы и др. В рукописи также долженствующее скоро выйти на рус. и нем. языках исследование, плод многолетних изысканий: "Подвижной контрапункт строгого письма" (2 части). Кроме того, изданы переведенные Т. книги Бусслера: "Учебник форм" (1883, вместе с Кашкиным) и "Строгий стиль" (1885).


{Риман}





Танеев, Сергей Иванович



(род. 25.XI.1856 во Владимире-на-Клязьме, ум. 19.VI.1915 в д. Дюдьково Звенигородского уезда Московской губ.) — рус. композитор, музыковед-теоретик, пианист-виртуоз, педагог, муз. деятель. Музыке (игре на фп.) начал обучаться с 5 лет. Дальнейшее муз. образование получил в Моск. консерватории (1866—75), где его педагогами были Н. Рубинштейн (фп.), П. Чайковский (композиция). По окончании консерватории занимался преимущ. исполнительской деятельностью (концерты со скрипачом Л. Ауэром и самостоятельные выступления). В 1875 посетил Грецию, Италию, Швейцарию. В 1876—77 жил в Париже. С 1878 по 1905 проф. (1885—89 также директор) Моск. консерватории. В 1905 покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства, реакционных настроений и бюрократического произвола дирекции. Принимал участие в работе московских Пречистенских курсов для рабочих. Один из основателей Народной консерватории (1906) и Муз. научного общества (с 1908 именовавшегося Муз.-теоретической биб-кой). В 1908 возобновил исполнительную деятельность как пианист-солист и в анс. с Чешским квартетом (концерты в Москве, Праге, Вене, Берлине и др. городах Германии). Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. Глазунов назвал его "мировым учителем"), воспитавшего большую группу муз. деятелей, в т. ч. С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера, Р. Глиэра, С. Ляпунова, З. Палиашвили, С. Василенко, А. Александрова, К. Игумнова, А. Гольденвейзера, Г. Конюса и др. Крупнейший муз. ученый, Т. был создателем уникального муз.-теоретического труда "Подвижной контрапункт строгого письма", над которым работал около 17 лет. Творчество Т. отмечено серьезностью, благородством замыслов, душевным здоровьем, мужественной силой, высокой этичностью, философской направленностью содержания, сочетанием глубины мысли и лирической выразительности, выдающимся полифоническим мастерством. Убежденный сторонник и последователь классических традиций, принципов народности ("Прочно только то, что корнями своими гнездится в народе", — говорил он) и реализма, Т. был решительным противником муз. модернизма, эстетства, самоцельных формальных исканий.


Соч.: опера (муз. трилогия) "Орестея" (по Эсхилу, 1895); кантаты "Памятник" (1880), "Иоанн Дамаскин" (1884), "По прочтении псалма" (1915); 4 симфонии (I — 1874, II — неоконч. 1877, III — 1884, IV — 1898, считается первой), Увертюра на рус. тему (1882), увертюра "Орестея" (1889); Концертная сюита для скр. с орк. (1909); камер.-инструм. анс., в т. ч. 2 квинтета (1901, 1904), Фп. квинтет (1911), 10 квартетов (при жизни композитора издано 6: 1890, 1895, 1896, 1903, 1905, 1906), Фп. квартет (1906), 4 трио (1880, 1907, 1911, 1913), Фп. трио (1903), Канцона для кларн. и стр. квинтета (1883). Соната для скр. и фп. (1911); Прелюдия, фуга для фп. (1910), Прелюдия для фп. (1894), Хорал с вариац. для орг. (1913); 35 хоров без сопр., 5 вок. анс. без сопр., 40 романсов (кроме неизд.), в их числе "Менуэт", "В дымке-невидимке", "Сталактиты", "Люди спят", "Рождение арфы", "Музыка", "Маска", "Зимний путь", "Мое сердце — родник", "Фонтаны" и др.; обр. нар. песен; книги "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909), "Учение о каноне" (посм. изд. в 1929), статья "Анализ модуляций в сонатах Бетховена"; обр. соч. др. композиторов (в т. ч. оконч. и инструм. вок. дуэта "Ромео и Джульетта" П. Чайковского, 1894).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008