ТАНК
ТАНК
боевая гусеничная бронированная машина. Впервые применена английскими войсками в 1916 во время 1-й мировой войны. Виды: легкий, средний, тяжелый. В годы Вел. Отеч: войны в СССР выпускались легкие танки Т-60 и Т-70, средние—Т-34 и T-34-S5 и тяжелые КВ-1, ИС-2 и ИС-3. Производство легких танков было прекращено в конце 1943. Танки Т-34 и их модификация (Т-34-85) оставались в течение всей войны лучшими в мире.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
ТАНК
боевая гусеничная бронированная машина. Впервые применены англичанами в 1916 г. во время I мировой войны. Типы: легкий, средний, тяжелый. С 60-х гг. XX в. в разных странах вместо средних и тяжелых Т. стали выпускать один основной Т. для решения различных боевых задач. Основное оружие — пушка, вспомогательное — пулеметы. Экипаж — 3 — 4 человека, скорость от 40 до 70 километров в час, масса — 36—55 т. В ряде стран выпускаются легкие авиатранспортабельные плавающие Т.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТАНК
боевая гусеничная машина высокой проходимости, бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя, способная совершать марши на значительные расстояния, преодолевать препятствия и заграждения. Первые проекты боевой бронированной машины (впоследствии названной «танком») были предложены в России в 1911-1915 русским инженером В. Д. Менделеевым, разработавшим несколько вариантов «сухопутных крейсеров». По одному из них гусеничная машина массой 170 т с двигателем мощностью 250 лошадиных сил имела 120-мм пушку и пулемет. В августе 1914 А. А. Пороховщиков разработал эскизный проект, а в начале 1915 построил и испытал опытный образец боевой машины «Вездеход ».
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Танк
гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различ ных целей на поле боя. Боевые свойства Т.: огневая мощь, броневая защита, высокая подвижность, способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения. Основные элементы конструкции Т.: броневой корпус и башня, комплекс вооружения, силовая установка, трансмиссия с приводами управления, ходовая часть, приборы наблюдения и прицеливания, электрооборудование, средства связи и др. Современные Т. оборудуются специальной системой противоатомной защиты и оснащаются оборудованием подводного вождения. На вооружении ряда армий в качеств» основного боевого Т. находится танк многоцелевого назначения (сочетающий все положительные качества среднего и тяжелого танка). К ним относятся советские Т-55, Т-62, Т-72, американские М60А1, М1 «Абраме», английские «Чифтен», «Челленджер», французский АМХ-30, западногерманские «Леопард» 1, «Леопард» 2 и др. Боевая масса от 36 до 55 т, бронирование — про-тивоснарядное (комбинированное), максимальная скорость от 48 до 70 км/ч, запас хода по шоссе от 500 до 600 км, экипаж 3—4 человека, вооружение: гладкоствольная пушка калибра 115— 120 мм или нарезная 105—120-мм пушка, а также спаренный и зенитный пулеметы. Используются также легкие танки — авнатран-спортабельные плавающие боевые машины, предназначенные для ВДВ, морской пехоты, разведнод-разделений.
Источник: Словарь военных терминов
ТАНК
боевая гусеничная бронированная машина, снабженная вращающейся орудийной башней, пулеметами, экипаж которой насчитывает до 5 чел. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА выявила острую необходимость в создании средств, способных преодолевать оборону противника, вооруженного пулеметами и создавшего на подступах к окопам ряды заграждений из колючей проволоки. Отсутствие таких средств придало первой мировой войне позиционный характер, их поиск привел к созданию в Великобритании первого Т. Это была 27-тонная ромбовидная машина с двумя 57-миллиметровыми пушками. Первое применение англичанами Т. состоялось в битве при СОММЕ 15 сентября 1916 г. К концу войны в воевавших армиях их было около 2 тыс. После войны начались дебаты относительно оптимального использования Т. Одни военные специалисты рассматривали их как средство поддержки пехоты в наступательных действиях, другие настаивали на способности Т. самостоятельно решать стратегические задачи. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА доказала правоту последних. Она в значительной степени стала танковой войной. Именно широкое применение Т. сделало эту войну маневренной и динамичной. Производство Т. достигло невиданных масштабов. В среднем в год СССР производил 24 100 танков и самоходных артиллерийских установок, США-23 800, Германия-12 800, Великобритания-6 000. После войны продолжалось совершенствование Т. Возрастали их скорость, калибр и скорострельность орудия, точность прицеливания. Т. стали снабжать приборами ночного видения, компьютерами. Изменился дизайн Т.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Танк
Появление танка на полях Первой мировой войны кардинально изменило течение войн в XX веке. К середине века танки стали основной ударной силой сухопутных войск в развитых странах мира.
Строительство танков явилось логическим следствием технического прогресса, соединением в одно целое брони, мощного пушечного и пулеметного вооружения, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания и гусеничного движителя, обеспечивающего повышенную проходимость.
Первый проект вездеходной бронированной машины был разработан капитаном французской армии Левассером в 1903 году. В 1913 году поручик Гюнтер Бурштынь представил австрийскому военному министерству свой проект колесно?гусеничного танка. На проект была наложена резолюция: «Человек сошел с ума».
Замечательный проект гусеничной машины был разработан младшим сыном великого русского химика Д. И. Менделеева Василием Дмитриевичем. В 1911–1915 годах он работал над проектами боевых машин. Один из них представлял боевую машину весом около 170 тонн, вооруженную 120?миллиметровой пушкой и пулеметом, установленным во вращающейся башенке.
В этом проекте предлагались решения, воплощенные значительно позже, – пневматическая подвеска, опускание корпуса на грунт во время выстрела, пневматические сервоприводы для основных механизмов, дублированные механическими приводами. Но реализовать все это в 1911 году не представлялось возможным.
В августе 1914 года в Ставку Верховного главнокомандующего обратился изобретатель А. А. Пороховщиков с проектом бронированной машины «Вездеход». В нем рассматривались два варианта – с одной гусеницей и двумя. Ввиду простоты был принят первый вариант. Это был аппарат массой 3,5–4 тонны. Экипаж машины должен был состоять из 2 человек. На испытаниях «Вездеход» показал скорость до 25 верст и хорошую проходимость. Но в конце 1915 года военные прекратили финансирование работ.
А тем временем шла Первая мировая война. Еще в Русско?японскую войну 1904–1905 годов в войсках появилось большое количество автоматического оружия, повысилось качество артиллерии. Генеральные штабы и военные теоретики предполагали, что будущая война будет маневренной, скоротечной и продлится несколько месяцев. Но реальность опрокинула все их ожидания. После непродолжительного маневренного периода началась затяжная позиционная война. Массовое применение пулеметов в сочетании с проволочными заграждениями, траншеями и т. д. настолько усилило оборону, что, несмотря на многодневные артподготовки, небольшое продвижение вперед стоило тысяч и тысяч жизней.
В октябре 1914 года в Великобритании был поднят вопрос о строительстве самоходных фортов, способных передвигаться по пересеченной местности через окопы и проволочные заграждения.
Обращение к военному министру Китченеру осталось без ответа. Но эти проекты поддержал Первый лорд Адмиралтейства (морской министр) Уинстон Черчилль. Военные штаба английских войск во Франции изложили основные требования к машине: это должна быть сравнительно небольшая сухопутная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и 2 пулемета.
Проект возглавили полковник Суинтон и кораблестроитель д’Энкур. Всего за 40 дней на базе трактора «Холт» была создана боевая машина, названная «Маленький Вилли», якобы за сходство с одним из ее создателей, Вильсоном.
15 сентября 1915 года состоялись испытания новой машины. Хотя они прошли успешно, военные решили, что еще рано посылать ее в бой, в частности, из?за неспособности преодолевать воронки. Тогда конструкторы решили придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. 2 февраля 1916 года состоялся показательные испытания машины, на которые прибыл министр обороны Ллойд Джордж. Но даже его положительная реакция не смогла переубедить Китченера, твердившего, что «это слишком дорогая игрушка».
12 февраля состоялись официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли». Она хорошо преодолевала препятствия, но очень грохотала, была малоподвижной и непрочной. Тем не менее, военное ведомство Великобритании дало заказ на первые 100 образцов. На вооружение машина поступила под индексом Mkl. Именно тогда появился сам термин «танк». При транспортировке по железной дороге закрытые брезентом машины напоминали большие цистерны, был пущен слух, что это топливные баки для русского правительства. После этого термин «танк» привился в английском и русском языках.
Первые танки выпускались в двух вариантах вооружения – пушечном и пулеметном. Пушечные танки назывались «самцами» и имели две морские 57?миллиметровых пушки. Помимо пушек у «самцов» были четыре 8?миллиметровых пулемета «гочкис». Пулеметные танки, или «самки», были вооружены пятью 7?миллиметровыми пулеметами «Виккерс» и одним 8?миллиметровым «гочкисом». Вооружение размещалось в спонсонах для понижения центра тяжести и удобства перевозки по железной дороге.
Танк Mkl изготавливался из катаных бронелистов. Сборка происходила так: листы мягкой стали нарезали, сверлили отверстия под заклепки, затем крепили к каркасу. Броня, толщина которой не превышала 6–10 мм, не предохраняла экипаж от бронебойных пуль.
Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из бронебойной стали. На твердой почве удельное давление достигало 1,2 кг на см2, вследствие чего на мягкой почве гусеницы вязли, и тяжелая машина садилась на грунт. Лучшим способом вытаскивания ее оказалось окованное железом бревно. При необходимости цепи, приделанные к концам бревна, цепляли за траки, давали ход, и бревно затягивалось под машину.
Бензиновый двигатель и трансмиссия находились внутри танка, как и баки с горючим, которое самотеком поступало к мотору. Поэтому часто, когда танк, преодолевая препятствие, задирал нос, подача топлива прекращалась и двигатель глох. Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного редуктора и дифференциала, соединявшегося при помощи валов с бортовыми коробками передач.
Управление танком требовало от членов экипажа слаженности и физической силы. Машиной управляли одновременно четверо: механик?водитель, командир танка, а также два трансмиссионщика. Водитель подавал команды голосом или жестами.
Воздух внутри танка был насыщен чадом и парами перегретого масла, его температура доходила до 70 градусов. Во время обстрела в смотровые щели летели брызги свинца, травмируя глаза танкистов. Дальняя связь осуществлялась при помощи почтовых голубей. Но после того, как их выпускали из танка, они нередко сразу падали, не имея сил взлететь. Ближняя связь осуществлялась при помощи флажков и семафора, трудноразличимых в дыму.
Недостатки танков обнаружились в первом же бою с их участием, который состоялся 15 сентября 1916 года во Франции на реке Сомма. На исходные позиции из 49 танков пришли 32. Остальные застряли в грязи или остановились из?за поломок механизмов. Из 32 атаковавших машин участие в бою приняли всего 18 – 5 застряли в болоте, у 9 вышли из строя механизмы. Несмотря на это, а также на плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись на 5 километров по фронту и на 5 в глубину; при этом потери были в 20 раз меньше обычных. Немцы отмечали панический страх, который наводила невиданная машина на их солдат.
Первый бой показал, что для успешного применения танков важно правильно выбрать местность – болота, дожди и грязь практически исключали возможность применения на Сомме имеющихся в то время танков.
Несмотря на существенные недостатки первого танка, англичане внесли за весь период войны лишь незначительные изменения в его конструкцию – увеличили толщину брони, поставили глушитель и изменили механизм поворота.
Союзники англичан французы также обратили внимание на высокую проходимость гусеничных тракторов, и 1 декабря 1915 года полковник Этьен обратился к главнокомандующему Жоффру с письмом, в котором доказал целесообразность строительства «сухопутных броненосцев», изложил принципы их применения и техническое описание машины. Сначала за содействием Этьен обратился к Луи Рено. Тот отказался, сославшись на отсутствие опыта. Тогда полковник обратился в фирму «Шнейдер», выполнявшую работы по бронированию тракторов «Холт». Главный инженер фирмы Брийе быстро разработал проект машины, и фирма «Шнейдер – Крезо» начала его реализовывать. Одновременно аналогичный заказ поступил «Обществу железоделательных и сталелитейных заводов». Первые французские танки выгодно отличались от английских наличием подвески и лучшей защищенностью гусениц. Носовая часть нависала над гусеницами, что обуславливало крайне низкую проходимость. На «Сен?Шамоне» орудие установили за лобовым листом, и огонь из 75?миллиметровой пушки можно было вести только прямо по курсу. Кроме того, топливные баки размещались вдоль бортов, и попадание в них одной бронебойной пули превращало машину в пылающий костер. Броня обеспечивала защиту от обычных пуль на расстоянии свыше 15 метров, но совершенно не спасала от бронебойной пули. Скорость танков не превышала 8 километров в час.
16 апреля 1917 года состоялось боевое крещение. Танки двинулись к позициям немцев, недосягаемым для артиллерии. Поскольку это происходило на виду у неприятеля, вражеские артиллеристы, наводившиеся корректировщиками с аэростатов, разбили танковые порядки раньше, чем те смогли вступить в бой. Потери – 57 машин.
Наиболее удачной моделью Первой мировой войны можно считать французский легкий танк «Рено» FT?17. Часть из них была вооружена пулеметами, часть – пушками. Кроме того, был создан радиотанк, предназначенный для связи танкового командира с танками, пехотой и артиллерией. Компоновка «Рено» FT?17 стала классической – двигатель, трансмиссия, ведущее колесо – сзади, отделение управления – впереди, боевое отделение с вращающейся башней – в центре. Экипаж состоял из двух человек. Танк отличался хорошей проходимостью, но скорость и запас хода были недостаточными. «Рено» стал наиболее массовым танком Первой мировой войны – всего было выпущено 3177 танков.
Противник Англии и Франции – Германия создала свои танки: тяжелый A7V массой 30 тонн, с экипажем из 18 человек, вооруженный 57?миллиметровой пушкой и пятью пулеметами, а также легкие танки LK?1 и LK?2, вооруженные соответственно 57– и 37?миллиметровыми пушками.
Опыт применения танков в Первой мировой войне показал, что танки при правильном применении могут осуществить прорыв позиционной обороны и создать условия для перерастания тактического успеха в оперативный. Но, ввиду недостаточного количества и многочисленных недостатков конструкции, они не повлияли на изменение характера войны.
Период между Первой и Второй мировыми войнами характеризовался, с одной стороны, дальнейшим развитием конструкций танков, а с другой – упадком интереса к их боевому применению. Это объяснялось, в частности, тем, что миллионы жертв вызвали рост пацифистских настроений во всем мире. Кроме того, геополитическая обстановка была внешне спокойной – Германия, согласно Версальскому договору, была лишена права содержать большую армию и строить танки. Великобритания, выпускавшая танкетки, легкие и средние танки, а также тяжелый танк, в основном экспортировала их за границу. Там они служили образцами для подражания. К тому же концепция Британского Генерального штаба предусматривала применение танков в основном в собственных колониях.
Франция, имевшая к окончанию войны наиболее многочисленный танковый парк, пренебрегала разработкой и строительством новых танков – с 1918 по 1935 год было выпущено всего 280 новых танков. Танки считались пригодными лишь для поддержки пехоты и были распылены по различным воинским частям. Предложения о создании крупных танковых частей приняты не были. Единственная легкая танковая дивизия предназначалась лишь для разведки и охранения.
В США, согласно Акту о национальной обороне от 1920 года, запрещалась организация бронетанковых частей как отдельного рода войск.
Единственным государством, в котором работа по созданию, развитию и боевому применению танков велась на высоком уровне, был Советский Союз. Первыми советскими танками считаются переделанные французские танки «Рено». Первые два образца получили названия «Борец за свободу товарищ Ленин» и «Борец за свободу товарищ Троцкий».
Уже в 1919 году был объявлен конкурс на лучший проект танка для Красной Армии. Победил проект инженера Кондратьева. Но работы по созданию этого танка были прекращены в 1923 году. На второй конкурс, объявленный в 1922 году, было подано 7 проектов.
В 1923 году Главное управление военной промышленности приняло решение о систематизации опыта по созданию танков, подготовке кадров танкистов, разработке новой экспериментальной модели танков.
В 1925 году прошло совещание, на котором было принято решение о концентрации всех усилий на создании «маневренного» и «малого» танка. В 1927 году построили и испытали легкий танк Т?16, после усовершенствования получивший обозначение МС?1 (Т?18). В том же году он был принят на вооружение. В окончательном варианте пятилетнего плана развития вооруженных сил было намечено строительство 1075 танков в 1928–1932 годах.
В конце 1920–начале 1930?х годов в СССР была разработана «Теория глубокой операции». Она, в частности, предусматривала прорыв хорошо укрепленной обороны противника при помощи артиллерии, авиации, танков для непосредственной поддержки пехоты. Только после образования бреши в обороне противника в прорыв должны были бросаться танковые части для развития успеха – действуя против коммуникаций, складов и других тыловых объектов. За основу были приняты маневренные действия больших кавалерийских соединений во время Гражданской войны в России.
Многие историки совершенно безосновательно противопоставляют «молодых теоретиков» Красной Армии начала 30?х годов, пришедшим им на смену в конце 30?х «кавалеристов», якобы «не понимавших значения танков в современной войне». Но именно в то время, когда Наркомом обороны СССР был «кавалерист» К. Е. Ворошилов, в стране было развернуто массовое производство танков, создан конструкторский и производственный задел, позволивший в критических условиях при потере сырьевой и экономической базы в ходе Великой Отечественной войны наладить выпуск боевых машин, качественно и количественно превосходивших немецкие. А кавалерийские командиры оказались прекрасными командирами танковых частей и соединений, так как были готовы к маневренной войне.
В соответствии с «Теорией глубокой операции» создавались танки.
В 1931 году на базе английского танка «Виккерс» был создан танк непосредственной поддержки пехоты Т?26.
Одним из самых больших успехов советского танкостроения можно считать серию танков БТ (быстроходный танк). Их история началась с того, что в 1930 году советские эксперты ознакомились с танком американского инженера Кристи – М1931. В СССР были поставлены два танка с технической документацией. Там они подверглись тщательному изучению, после чего машина Кристи была принята на вооружение под индексом БТ?2.
Этот танк отличался тем, что мог передвигаться как на гусеницах, так и на колесах, имел рациональный наклон брони, был вооружен 45?миллиметровой пушкой и пулеметом. Он обладал хорошей проходимостью и развивал скорость до 72 км/ч на колесах и до 52 км/ч на гусеницах.
БТ?2 постоянно совершенствовался, и в 1933–1935 годах появились его модификации БТ?5 и БТ?7. Улучшалась его подвижность, защищенность, более мощным становилось вооружение. Так, например, БТ?7А был вооружен 76,2?миллиметровой пушкой, а на БТ?7М был установлен специально сконструированный танковый дизель В?2 мощностью 500 л. с., который в дальнейшем стал «сердцем» большинства советских танков периода Великой Отечественной войны. Танки БТ можно считать «танковой кавалерией» РККА. Они должны были вводиться в прорыв вражеской обороны и действовать в тылу врага.
А обязанность обеспечивать прорыв возлагалась на их более мощных собратьев – тяжелый пятибашенный танк прорыва Т?35, вооруженный 3 пушками и 6 пулеметами, и средний трехбашенный Т?28.
Кроме того, на вооружении Красной Армии стояли плавающие танки Т?37А и Т?38, вооруженные пулеметами. На них возлагались разведывательные функции.
В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Он объявил об отходе от ограничений, которые налагал на побежденную Германию Версальский договор. Вскоре в стране была развернута военная промышленность.
В основе германской военной доктрины лежала теория «блицкрига», которая предусматривала применение танков во взаимодействии с авиацией. Во многом она перекликалась с «Теорией глубокой операции», но, в отличие от советского первоисточника, предусматривала прорыв обороны противника, не успевшего должным образом подготовиться к обороне, исключительно танковыми соединениями. Танки рассекали неприятельскую армию на части, ликвидировать которые должны были другие рода войск. Образно говоря, на немецкие танки возлагалась роль топора, в то время как советские танки (за исключением танков непосредственной поддержки пехоты и танков прорыва) играли роль меча или кинжала, бьющего в незащищенное место.
Первые немецкие танки PZ. I были пулеметными и предназначались для обучения экипажей. На PZ. I была установлена 20?миллиметровая пушка. В 1937 году на вооружение были приняты PZ. III и PZ. IV.
Первым серьезным испытанием для танков после Первой мировой войны стала гражданская война в Испании (1936–1939 гг.) В ходе этой войны танки с противопульной броней легко уничтожались противотанковой артиллерией. Это изменило отношение к танкам. В Германии до 1942 года не было создано ни одной новой модели танка, лишь модернизировались старые – на них усиливали броню, ставили более мощное вооружение, что отрицательно сказывалось на ходовых качествах машин.
В Советском Союзе начались работы по созданию танков с противоснарядной броней, повышенной огневой мощью при сохранении подвижности и проходимости.
Эти работы увенчались принятием на вооружение в 1939 году тяжелого танка КВ и среднего Т?34.
Особо следует остановиться на последнем.
Созданный на Харьковском заводе имени Коминтерна под руководством М. И. Кошкина Т?34 имел рациональный наклон брони, 76?миллиметровую пушку. В 1940 году два танка Т?34 совершили пробег Харьков – Москва – Харьков. Однако военные нашли в конструкции так много недостатков, что лишь непосредственное вмешательство К. Е. Ворошилова спасло Т?34 от забвения. М. И. Кошкин требовал от подчиненных максимально упростить машину, но не в ущерб ее боевым качествам. Т?34 вместе с модификациями, созданными в ходе войны, стал самым массовым танком в истории. После войны эти танки использовались еще во Вьетнаме и в Афганистане.
Еще до появления КВ и Т?34 советские танки Т?26 и БТ участвовали в разгроме японцев на Халхин?Голе – первом практическом применении «Теории глубокой операции», завершившемся полным разгромом врага.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, во многом благодаря умелому применению танков, оккупировала ее за несколько недель. Танковые прорывы позволили немцам молниеносно поставить на колени Францию в мае 1940 года.
Неожиданное для Советского Союза нападение немцев в 1941 году застало РККА в момент создания танковых и механизированных корпусов, в каждом из которых должно было быть более 1000 танков. Планировалось создать более 30 таких соединений.
Несмотря на внезапность удара, советские танкисты достойно встретили противника. Сражаясь в невыгодной обстановке, зачастую без поддержки пехоты и прикрытия авиации, они приложили максимум усилий для срыва «блицкрига». В июне – начале июля 1941 года развернулись грандиозные танковые сражения на Украине в районе Луцк – Ровно – Броды и в районе Шяуляя. Уже тогда немецкие командиры приказывали расстреливать солдат «за боязнь русских танков».
Для немцев самой неприятной неожиданностью было высокое качество новейших советских танков Т?34 и КВ, против которых не было защиты. Гудериан писал, что PZ. IV мог поразить Т?34, лишь попав в жалюзи моторной части. Немецкие конструкторы так и не смогли создать танк с похожими на советский качествами. PZ. V «Пантера» был тяжелее Т?34 более чем на 10 тонн, a PZ. VI «Тигр», несмотря на мощную пушку, обладал малой проходимостью и запасом хода.
Советские конструкторы и танкостроители в условиях, когда пришлось заново налаживать производство на Урале, сумели создать новые модели – Т?34–85, ИС и ИС?2, самоходные артиллерийские установки.
Для сравнения советских и немецких танков приведем лишь один пример. ИС?2 на испытаниях пробил с расстояния в 1500 метров «Пантеру» насквозь, а «Пантера» не пробивала даже лобовую броню ИС?2 на дистанции 500 метров. Причем ИС?2 весил лишь на 2 тонны больше «Пантеры».
Именно благодаря умелым действиям советских танковых корпусов осенью 1942 года удалось быстро окружить немецкие войска под Сталинградом. Летом 1943 года в районе Курска столкнулись бронированные кулаки вермахта и Красной Армии.
А встречный танковый бой 12 июля под Прохоровкой похоронил все надежды немцев на успех наступления.
Танки определили успех РККА при освобождении Украины, в Белорусской и Берлинской операциях. Заключительным аккордом танковых войск во Второй мировой войне стал разгром Квантунской армии, в ходе которого советская 6?я танковая армия прошла по пустыне Гоби и горам Большого Хингана, обеспечив победу с малыми потерями.
Союзники СССР – США и Великобритания создали в ходе войны несколько моделей танков, среди которых следует отметить английские «Черчилль» и «Кромвель» и американский «Шерман».
В послевоенные годы для большинства армий мира было характерно стирание различия между разными типами танков. Разрабатывались единые типы танков, сочетавшие в себе огневую мощь и защищенность тяжелого и высокую подвижность средних. Современные танки должны уничтожать огнем различные средства противника и закреплять успех стремительным продвижением вперед, обеспечивая окончательный разгром. Применение боевых машин в обороне делает ее устойчивой и активной, позволяя наносить внезапные контратаки.
Танки конструируются с учетом новых противотанковых средств – подкалиберных и кумулятивных снарядов, управляемых противотанковых ракет, а также принимая во внимание необходимость защиты от атомного и химического оружия.
Танки, стоящие на вооружении развитых стран (Россия, США, Великобритания, Франция, ФРГ), вооружены гладкоствольной, реже, нарезной пушкой, калибр которой 120–125 мм. Эти орудия оснащены стабилизаторами ствола, лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями.
Сердце современного танка – многотопливный дизельный или газотурбинный двигатель, позволяющий развить скорость 50–70 км/ч.
Танк должен выдерживать различные разрушающие воздействия. На смену стальной пришла комбинированная броня, дополненная слоями керамики и композитных материалов. Она покрыта динамической защитой, состоящей из зарядов взрывчатых веществ. На танках российского и украинского производства устанавливается так называемая «активная» защита, которая воздействует на подлетающий боеприпас.
Кроме того, танк защищен от поражающих факторов ядерного вооружения – ударной волны, проникающей радиации, светового излучения. Он оборудован системой маскировки в широком диапазоне (видимой, тепловой, радиолокационной), что позволяет незаметно подходить и внезапно атаковать противника.
Опыт современных войн показывает, что при правильном применении танки способны решать исход боевых действий. Танковые войска продолжают оставаться основой современных сухопутных войск.
Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009