ТАНКОГРАД
ТАНКОГРАД
три завода — эвакуированные Кировский из Ленинграда и дизельный из Харькова, а также находившийся в Челябинске тракторный завод — составили одно из крупнейших в стране танкостроительных предприятий, к-рое в народе называли «Танкоград». Его официальное название — Уральский Кировский танковый завод (директор И. М. Зальцман, парторг ЦК ВКП(б) М. Д. Козин). Завод предназначался для производства тяжелых танков KB и дизельных моторов. В ноябре 1941 завод уже выдал первую продукцию. В декабре 1941 сюда влился цех московского завода «Динамо», а несколько позже московские станкостроительный завод «Красный пролетарий» и завод шлифовальных станков. Скоростными методами строительства к июню 1942 на заводе было сооружено и введено в эксплуатацию 17 новых цехов общей площадью более 110 тыс. м2, установлено 5800 металлорежущих станков. В июле 1942 завод получил дополнительное задание — освоить массовое производство танков Т-34. 22 августа первый танк Т-34 ушел на фронт. Коллектив завода был одним из инициаторов поточного производства средних и тяжелых танков. По заданию ГКО на заводе в течение 25 дней был сконструирован и изготовлен опытный образец САУ-152, который с февраля 1943 поступил в серийное производство. Во второй половине 1943 завод запустил в серийное производство САУ-85. В начале 1944 завод в рекордно короткий срок перестроил производство и начал выпуск танков ИС. В 1944 завод был награжден орденом Красной Звезды, а в 1945 — орденом Кутузова I степени. До этого был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Трудового Красного Знамени. На заводе работали конструкторы танков Н. Л. Духов, Л. С. Прочное. Главным инженером завода был конструктор танков С. Н. Махонин.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.